Воскресенье, 28.04.2024, 08:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Учусь познавать себя или уроки самопознания в начальной школе
14.01.2012, 13:02
Учусь познавать себя или уроки самопознания в начальной школе.

Толстокорова Л. А.
учитель школы-гимназии№3
г. Астана
Все чаще в педагогической среде затрагиваются вопросы психологического воспитания школьников. Самопознание – предмет достаточно новый в школьной программе, призванный привить детям потребность в самовоспитании, выработать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью и собственной судьбе.
Особенностью уроков в начальной школе является наличие в структуре элементов игры. Перед учителем встает задача в доступной для ребенка форме осветить вопросы нравственно-этического поведения, воспитать положительные черты характера, показать взаимосвязь нравственного, психического и физического здоровья человека. Это возможно лишь посредством проживания созданных на уроке конкретных ситуаций. Лишь в случае проживания определенного момента или ситуации произойдет присвоение знания.
Дети узнают, анализируют, что приобретенные привычки, качества могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. Мало того, ребенок учится понимать, что не только сам может влиять на собственную жизнь, но и на жизнь окружающих его людей. Во многом психологическое здоровье человека зависит от него самого и надо учиться тому, как сохранить его.
При построении урока нужно учитывать возраст учеников: материал, предлагаемый к рассмотрению должен быть посильным, доступным, проиллюстрированным наглядно или примерами из литературы. Групповой способ обучения позволяет в активной форме воспитывать навыки самопознания.
Приведу пример построения занятия по теме «Учусь держать себя в руках».
1. На доске изображение двух человечков: грустного и веселого. Предлагаю детям предположить, о чем пойдет речь на занятии. Дети предлагают разные ответы: о настроении, о веселом и грустном. Постепенно выходим на слово настроение.
2. Работа в группах. Каждой группе на листочке задано определенное состояние: грусть, радость, удивление, страх. Дети противоположных групп угадывают по мимике и жестам что именно им показывают.
Далее дети анализируют, какие они, когда им хорошо и когда им плохо. Все высказывания детей заношу на доску, разделенную на две части. Ребята убеждаются, что наш внешний вид и наше поведение выдает наше состояние.
3. После выполнения предыдущего задания вижу, что дети задумались над заданным вопросом и для того, чтобы снять эмоциональное напряжение прошу нарисовать радугу хорошего настроения. Ребята с удовольствием, выбирая самые яркие краски, выполняют рисунок. Каждая работа находит свое место на доске, которая превращается в одну большую радугу.
4. Рассмотрение ситуаций (работа в группах).
Каждой группе дается одинаковая ситуация, вот ее содержание.
Мама пообещала Косте пойти в выходной день в парк. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная.
Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа.
Но при одинаковом начале у каждой группы разные варианты окончания.
А) Костя начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.
Б) Костя ушел в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама слышала.
В) Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
Г) Стал утешать маму, сказал, что вовсе не расстроился, что можно пойти в парк и в следующий выходной.
Дети обсуждают варианты ситуаций, им предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что при этом почувствовала мама и как она себя вела?
- Что, в конце концов, почувствовал сам Костя?
- Удалось ли найти выход из положения?
Группы высказывают свое мнение, обсуждают, какой вариант поведения принесет больше пользы и почему. Вероятно, кто-то из ребят в Косте увидит и себя и, что самое главное, попытается проанализировать правильность своего поведения, поймет, что его действия могут навредить не только ему самому, но и тем, кто находится рядом.
5. Как пережить огорчение.
Следующий этап – составление ребятами рекомендаций, как пережить огорчение. Советов столько, сколько в классе детей. Приведу некоторые из них: можно порисовать, погулять, пообщаться с другом, заняться спортом, попрыгать, посмеяться, почитать, лечь спать, посмотреть телевизор и т.д.
Ребята сознательно, проживая данную ситуацию, находят из нее оптимальный выход, которым смогут воспользоваться сами в реальной жизни.
Каждый совет заносится на доску. В конце концов, у нас получилась целая энциклопедия полезных советов. Дети с удовольствием читают и свой совет, и советы других учеников.
Я тоже предлагаю свой совет: потанцевать под веселую детскую песенку и объявляю танцевально-музыкальную паузу.
6. Итог.
Задаю вопрос:
- Что вы сегодня поняли на нашем занятии?
Важно, дать высказаться каждому ребенку, выслушать с вниманием и уважением. А высказаться хотелось всем! Вот некоторые высказывания.
- Я понял, что могу исправить сам свое плохое настроение.
- Мое настроение может повлиять на окружающих.
- Даже если мне не хочется, чтобы все узнали, что у меня плохое настроение, все равно мое лицо меня выдает.
- А я поняла, что слезами делу не поможешь, а наоборот, только можно все испортить.
- Я понял, что мое настроение влияет на мое самочувствие.
Интересные и глубокие мысли. Выказываю свою радость по поводу того, что я услышала.
После занятия замечаю, что ребята стараются относиться друг к другу бережнее, больше по-доброму улыбаться. Главное, они осознали, что положительные эмоции помогают им справляться с трудными жизненными ситуациями. С доброжелательным человеком быть рядом приятнее, легче. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Это непросто? Да. Но первый шаг сделан, сделан на уроке самопознания.
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: larisa68 | Теги: larissa68
Просмотров: 4543 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 alenalinger  
Спасибо, интересное занятие самопознания в начальной школе. Только сейчас структура урока самопознания не много обновлена. Я за то, чтобы дети на уроках больше говорили, умели выражать свои мысли и эмоции. К сожалению, наши учащиеся не умеют анализировать и высказывать умозаключения. Над этим нам надо работать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]