Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог» |
Учусь познавать себя или уроки самопознания в начальной школе
14.01.2012, 13:02 | |
Учусь познавать себя или уроки самопознания в начальной школе. Толстокорова Л. А. учитель школы-гимназии№3 г. Астана Все чаще в педагогической среде затрагиваются вопросы психологического воспитания школьников. Самопознание – предмет достаточно новый в школьной программе, призванный привить детям потребность в самовоспитании, выработать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью и собственной судьбе. Особенностью уроков в начальной школе является наличие в структуре элементов игры. Перед учителем встает задача в доступной для ребенка форме осветить вопросы нравственно-этического поведения, воспитать положительные черты характера, показать взаимосвязь нравственного, психического и физического здоровья человека. Это возможно лишь посредством проживания созданных на уроке конкретных ситуаций. Лишь в случае проживания определенного момента или ситуации произойдет присвоение знания. Дети узнают, анализируют, что приобретенные привычки, качества могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. Мало того, ребенок учится понимать, что не только сам может влиять на собственную жизнь, но и на жизнь окружающих его людей. Во многом психологическое здоровье человека зависит от него самого и надо учиться тому, как сохранить его. При построении урока нужно учитывать возраст учеников: материал, предлагаемый к рассмотрению должен быть посильным, доступным, проиллюстрированным наглядно или примерами из литературы. Групповой способ обучения позволяет в активной форме воспитывать навыки самопознания. Приведу пример построения занятия по теме «Учусь держать себя в руках». 1. На доске изображение двух человечков: грустного и веселого. Предлагаю детям предположить, о чем пойдет речь на занятии. Дети предлагают разные ответы: о настроении, о веселом и грустном. Постепенно выходим на слово настроение. 2. Работа в группах. Каждой группе на листочке задано определенное состояние: грусть, радость, удивление, страх. Дети противоположных групп угадывают по мимике и жестам что именно им показывают. Далее дети анализируют, какие они, когда им хорошо и когда им плохо. Все высказывания детей заношу на доску, разделенную на две части. Ребята убеждаются, что наш внешний вид и наше поведение выдает наше состояние. 3. После выполнения предыдущего задания вижу, что дети задумались над заданным вопросом и для того, чтобы снять эмоциональное напряжение прошу нарисовать радугу хорошего настроения. Ребята с удовольствием, выбирая самые яркие краски, выполняют рисунок. Каждая работа находит свое место на доске, которая превращается в одну большую радугу. 4. Рассмотрение ситуаций (работа в группах). Каждой группе дается одинаковая ситуация, вот ее содержание. Мама пообещала Косте пойти в выходной день в парк. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа. Но при одинаковом начале у каждой группы разные варианты окончания. А) Костя начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти. Б) Костя ушел в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама слышала. В) Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. Г) Стал утешать маму, сказал, что вовсе не расстроился, что можно пойти в парк и в следующий выходной. Дети обсуждают варианты ситуаций, им предлагается ответить на следующие вопросы: - Что при этом почувствовала мама и как она себя вела? - Что, в конце концов, почувствовал сам Костя? - Удалось ли найти выход из положения? Группы высказывают свое мнение, обсуждают, какой вариант поведения принесет больше пользы и почему. Вероятно, кто-то из ребят в Косте увидит и себя и, что самое главное, попытается проанализировать правильность своего поведения, поймет, что его действия могут навредить не только ему самому, но и тем, кто находится рядом. 5. Как пережить огорчение. Следующий этап – составление ребятами рекомендаций, как пережить огорчение. Советов столько, сколько в классе детей. Приведу некоторые из них: можно порисовать, погулять, пообщаться с другом, заняться спортом, попрыгать, посмеяться, почитать, лечь спать, посмотреть телевизор и т.д. Ребята сознательно, проживая данную ситуацию, находят из нее оптимальный выход, которым смогут воспользоваться сами в реальной жизни. Каждый совет заносится на доску. В конце концов, у нас получилась целая энциклопедия полезных советов. Дети с удовольствием читают и свой совет, и советы других учеников. Я тоже предлагаю свой совет: потанцевать под веселую детскую песенку и объявляю танцевально-музыкальную паузу. 6. Итог. Задаю вопрос: - Что вы сегодня поняли на нашем занятии? Важно, дать высказаться каждому ребенку, выслушать с вниманием и уважением. А высказаться хотелось всем! Вот некоторые высказывания. - Я понял, что могу исправить сам свое плохое настроение. - Мое настроение может повлиять на окружающих. - Даже если мне не хочется, чтобы все узнали, что у меня плохое настроение, все равно мое лицо меня выдает. - А я поняла, что слезами делу не поможешь, а наоборот, только можно все испортить. - Я понял, что мое настроение влияет на мое самочувствие. Интересные и глубокие мысли. Выказываю свою радость по поводу того, что я услышала. После занятия замечаю, что ребята стараются относиться друг к другу бережнее, больше по-доброму улыбаться. Главное, они осознали, что положительные эмоции помогают им справляться с трудными жизненными ситуациями. С доброжелательным человеком быть рядом приятнее, легче. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Это непросто? Да. Но первый шаг сделан, сделан на уроке самопознания. | |
Просмотров: 4543 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||