Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Файлы » Статьи ученых |
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] | 02.07.2012, 11:58 |
Г.Ж. Лекерова - д.психол.н., профессор
кафедры психологии и дефектологии ЮКГУ
им. М. Ауезова, С.К. Калыбекова - старший преподаватель
кафедры психологии
и дефектологии ЮКГУ им. М. Ауезова В настоящее
время успешному предотвращению повторных суицидов мешают некоторые трудности
организационного характера. Лица, совершившие суицидальные попытки, поступают в
медицинские учреждения различного типа - скоропомощные больницы, хирургические
центры, больницы общего профиля, центры отравлений. Отсутствие единообразия в
размещении суицидентов затрудняет регистрацию и учет суицидальных попыток.
Повторность суицидальной попытки может быть установлена, как правило, только со
слов самого суицидента или его родственников. Что касается проблемы
реабилитации суицидентов в больницах общего профиля и в других типах
медицинских учреждений, в которые поступают лица, совершившие суицидальные
попытки, то она нуждается в серьезном внимании. Своевременная
психотерапевтическая помощь могла бы оказаться необходимым способом для
сохранения им жизни. Семье принадлежит значительная роль в жизни подростка, в
усвоении им социально- культурных норм и моделей поведения, потому изучение
семейного окружения является одним из необходимых условий для понимания причин,
формирующих девиантное поведение. Основная трудность, состоит в выявлении того,
что именно в семье связано с появлением у подростка отклонений в поведении и в
том числе суицидального поведения и соответственно, в определении объекта
семейной диагностики. Под семейной
диагностикой понимается обычно выявление супружеских или семейных нарушений,
"патогенных семейных отношений”. Однако, наличие аномалий в семейных отношениях
не может служить достаточным основанием для отнесения данной конкретной семьи в
разряд суицидогенных. Равным образом семьи без видимых признаков аномалий не
дают гарантии, что у членов таких семей не возникнут суицидальные тенденции.
Если рассматривать семью как малую социально-психологическую группу с
характерными для нее типами внутрисемейного общения, то нас будет интересовать
только коммуникативная функция [1]. Каким образом
в семье может возникнуть суицидальная ситуация? Переживание
социально-психологических кризисов будем связывать с утратой подростком высоко
значимой для него позиции (в структуре внутрисемейного общения). Позиция в
общении может быть охарактеризована как сильная или слабая в зависимости от
того, сколько коммуникативных возможностей она дает личности и в какой мере он
удовлетворен своим местом в системе общения. Достижение той или иной позиции в
общении зависит от личности, гибкости ее психики и умения приспосабливаться к
другим, от его сознательных усилий достичь желаемого к себе отношения, и от
оценки, которую дают индивиду окружающие. Прежде всего, следует отметить, что
подростку не всегда удается понять, какого рода поведения ждут от него
окружающие. Степень удовлетворен-ности своей позицией зависит от того, что
именно в общении привлекает подростка, на что он ориентируется, от чего
отталкивается и в какой среде ему удается этого достичь. Если семейные
отношения высокозначимы для подростка (в его системе ценностей), он стремится к
тому чтобы его любили, понимали, доверяли ему, что бы его авторитет был высок.
Если семья малоценна, он будет избегать интенсивного общения и пожелает
отстоять свою автономию, чтобы ему не мешали жить так, как он считает нужным.
Позиция в семье неоднократно меняется. Среди причин: рождение или смерть членов
семьи, заключение брака, изменение экономического статуса семьи, переезд в
другой город, болезнь и т.д. Например, дети
не оправдывают ожиданий родителей и, как следствие, возникает взаимное
раздражение, эмоциональная холодность, психическая напряженность. Изменение
позиции может вызвать отвержение данных отношений или примирение с таким
положением. Неприятие новой позиции в общении вызывает у личности глубинный
внутренний конфликт, суть которого состоит в столкновении потребности в общении
и невозможности реализации его в привычных формах. Чем больше значимых связей
разорвано, тем острее ощущение потери. Невозможность реализации основных
ценностей личности воспринимается как утрата жизненного стержня, как катастрофа.
Суицидальное
поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на
семейное окружение и вернуть, таким образом утраченную позицию. В других
случаях, когда подросток осознает необратимость прежней позиции в общении и
вместе с тем не чувствует в себе сил для продолжения жизни, возможен истинный
суицид. Обратимся к рассмотрению типов семей [2]. По степени
сплоченности различают: интегрированные и дезинтегрированные. В одних семьях
каждый считает себя частью, чувствуя свою защищенность и рассчитывая на
моральную поддержку, а в других - люди обособлены друг от друга, каждый живет
сам по себе. Также есть вариант семей, где внутри семьи существуют микрогруппы.
Наиболее суицидоопасна позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед
коалицией объединившихся против него родственников. Чувство изолированности
будет суицидоопасным и тогда, когда человек сам старается отстоять свою
автономию. Протестные реакции свойственны подросткам, стремящимся уклониться от
опеки, либо сохранить независимость в семье. По степени
гармоничности: гармоничные и дисгармоничные. Дисгармония в семье проявляется в
виде рассогласования целей, потребностей и мотиваций у членов семьи. Соблюдение
норм часто является для них фрустрацией. Нарушена обратная связь между людьми,
вследствие чего они не могут предвидеть реакции другого. Нет взаимопонимания -
нет и ориентации на общность. Создается суицидоопасная ситуация, когда 2
человека живут вместе без психологической совместимости и один из них пытается
навязать другому свои привычки, манеры поведения. По
коммуникативным установкам: корпоративные и альтруистические. В корпоративной
семье суицид будет использован с целью добиться желаемого отношения - протест и
призыв. По отношению к
конфликтам вне семьи: гибкая и консервативная. В консервативных семьях
суицидальная ситуация создается в тех случаях, когда семья разрушает свою
структуру общения под влиянием внешнего авторитета (школы, начальства и т.д.).
При внешнем конфликте семья не всегда оказывается способной оказать помощь.
Подростки вступают в конфликт с преподавателями и, чувствуя свою правоту,
надеются на помощь и поддержку семьи, которая, вопреки их ожиданиям, становится
на сторону школы. Подросток оказывается в позиции социальной изоляции, со всех
сторон ощущает кризис доверия и может совершить суицид протеста, рассматривая
его как единственное средство восстановить справедливость, доказать собственную
правоту и наказать близких, а за одно и виновников конфликта. Чем меньше у
подростка социальных связей, тем скорее неблагополучие может привести к
дезадаптации. И чем больше социальных связей, тем легче он может компенсировать
неудачи в одной сфере переключением интересов в другую сферу. В
дезинтегрированных, дисгармоничных, корпоративных семьях встает вопрос о
власти. Единовластие может служить источником постоянного психического
напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться
грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях
суицид протеста, а демократичность в таких семьях может породить суицид
манипулятивного характера с целью добиться более выгодной позиции в семейной
иерархии. Таким образом,
для оценки риска социальной дезадаптации и возможности суицида, необходимо в
семейной диагностике выявить совокупность признаков и обратить внимание как они
комбинируются [3]. Для семейной
диагностики выделяются 2 объекта: 1.
Социально-психологичекий тип семьи. 2. Позиция
подростка и степень удовлетворенности этой позицией. Необходимо
обратить внимание на происшествия в семье, происходившие
в последнее время, и их возможную роль в суицидоопасной ситуации в семье. Диагностика
социальной дезадаптации и суицидального риска. Суициды в настоящее время
занимают третье место в качестве причины смерти подростков. Среди
непсихотических подростков более высокий риск суицидов у тех, родители которых
совершали суициды, у которых не могут вырабатываться устойчивые привязанности и
у которых имеют место импульсивное поведение или эпизодические нарушения
контроля над собой; а также страдающие наркоманией. Клинические
критерии: форма психического расстройства и тип его течения. Социальные
факторы: Условия воспитания в семье. Характерологические особенности личности
суицидента: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная,
лабильная или завышенная самооценка, низкая фрустрационная толерантность. Риск
социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня
дисфункции личности. Акцентуация характера и крайние варианты нормы. Непсихотические
расстройства личности. Психотические расстройства личности. Типы
саморазрушающего поведения: угроза для жизни, ущерб для физического здоровья,
ущерб для духовного и нравственного развития, ущерб для будущего социального
статуса. Суицидоопасные
депрессии. Депрессии характеризуются следующими признаками: - пониженное
или печальное настроение; - утомляемость
или снижение активности; - чувство вины
или низкая самооценка; - нарушения
сна; - трудности
при сосредоточении; - возбуждение
или заторможенность движений или речи; -
раздражительность; - утрата
интересов или чувства удовольствия; - расстройства
аппетита; - суицидальные
мысли или действия. Особенности
суицидального поведения детей и подростков. Дошкольникам несвойственны
размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки,
события жизни). В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление.
Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к
смерти абстрагируется от собственной личности. Представления о смерти на
протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании
ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с
атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Ребенок признает
возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то
же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и
раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной
чертой психологии детей. Анализ
суицидоопасных конфликтных ситуаций убеждает в том, что для подростка они могут
складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако, некоторый
максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков
и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта,
свойственные периоду детства и, создавали ощущение безысходности,
неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Все это
делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и,
особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. При
изучении семей суицидентов в 95 % случаев обнаружился отягощенный семейный
анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя;
тяжелые характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье
обстановку напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей,
клинически очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях
суицидентов. Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической
акцентуации характера. У гипертимного подростка - склонность к риску,
пренебрежение опасностью. У циклотимного - субдепрессия, аффекты, печать
отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе. У эмоционально-лабильных
подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное
поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на
малоопределенном стремлении "что-то с собой сделать” [4]. Другим
фактором может служить желание "забыться”. Чаще всего к саморазрушаещему
поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные
подростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная
депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются
нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального
статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов.
Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру
осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может
обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических
побуждений. Опьянения, нередко, протекают по дисфорическому типу с утратой
контроля над собой. Участники азартных игр. Максимум среди наркоманов и
токсикоманов. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.
Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение
удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию. 1. Амбрумова
А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологи. - М.,
1981. с.35-49 2. Вроно Е..
Предотвращение самоубийства. М., 2001 3. Зиновьев
С.В. Суицид. Попытка системного анализа. Спб, 2002. 4. Розанов
П.Г. О самоубийстве. М., 1981.
| |
Просмотров: 1938 | Загрузок: 207 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |