Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Файлы » Статьи ученых |
[ Скачать с сервера (48.5 Kb) ] | 26.06.2012, 09:17 |
К проблеме организации работы
по профилактике суицида в образовательной среде
О.С.Сангилбаев - д.психол.н.,
профессор, КазНПУ имени Абая, Ж. Исабаева - СШ им.Маншук Маметовой, г.
Туркестан, А.О.
Сангилбаева - КазУМОиМЯ
имени Абылайхана, У. Джунусова -
магистр
психологии КазНПУ имени Абая
Образовательные
учреждения, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой
для проведения программы предотвращения самоубийств. В данной
работе мы предлагаем модель суицидальной превенции на уровне отдельного
образовательного учреждения. В этой
связи можно задать следующие базовые вопросы: что должно быть сделано, чтобы
предотвратить самоубийство? что должно быть сделано, когда молодой человек
угрожает кончить жизнь самоубийством? и что необходимо делать, когда
самоубийство произошло? Предлагаемая
модель является многоуровневой: охватывает отдельные уровни формирования
суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана
система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне
суицидальной превенции. Цель создания модели суицидальной превенции в
систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления
всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной
проблематикой. Принципы модели: - Принцип ценности личности, заключающийся
в самооценности каждого
участника образовательного процесса. - Принцип уникальности личности, состоящий
в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса. - Принцип приоритета личностного развития,
когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности
каждого ребенка. - Принцип ориентации на зону ближнего
развития каждого ученика. - Принцип эмоционально-ценностных
ориентаций учебно-воспитательного процесса [1]. В
результате, организованная таким образом работа позволит осуществлять
социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с
девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по
оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит
продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях,
периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного
сопровождения. Предлагаем следующее содержание модели: Модель суицидальной
превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» Первый уровень – общая профилактика,
основная цель - повышение групповой
сплоченности в школе. Предполагаемые мероприятия. Создание
общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы
дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной
работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также
школы и всего сообщества. Учащиеся,
чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в
школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить
самоубийство. Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Изучение
особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении и развитии. - Создание
системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в
воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации
(составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения
учащихся). -
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для
оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка [2]. -
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей. - Привитие
существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского
милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Второй уровень – первичная профилактика,
основная цель - выделение групп
суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия связаны с диагностикой
суицидального поведения Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Выявление
детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. - Работа с
семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего
кризисное состояние. - Оказание
экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового
состояния. 2.
Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения,
поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки,
развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Задачи психолога на данном этапе: -
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с
целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование
адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками
и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. - Работа с
семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего
кризисное состояние. 3. Классные
часы, круглые столы, стендовая информация Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Изучение
теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в
работе с педагогами и родителями. - Повышение
осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида,
факторах риска и путях действия в этой ситуации. С
педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения
детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах
профилактики суицида среди детей и подростков. Родителей
необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике
суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся
суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С детьми о
суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался
в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще
всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно
поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от
решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и
утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что
составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно
располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть
в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем
информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде,
которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде
другу или знакомому. 4.
Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть
процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе
самоубийства и после самоубийства Задачи педагога-психолога на данном этапе: - Включение
созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или
плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план
действий. -
Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося
группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после
самоубийства. Третий уровень – вторичная профилактика,
основная цель – предотвращение
самоубийства На этом уровне предлагается следующие мероприятия: 1.
Оценка риска
самоубийства. Оценка
риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство
совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет
орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и
орудий). Задачи психолога на данном этапе: - Психолог
может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего
шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с
учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу
от последнего шага. 2. Психолог
входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства, и в его задачу
входить оповещение соответствующего учреждения психического здоровья
(психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей. Задачи психолога на данном этапе должны быть
определены и требуют проработки. - Разбор
случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог
выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и
плана работы. На данном этапе задачи психолога должны быть определены и требуют
проработки. Если
самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в
уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово
"самоубийство”, а не "несчастный случай” или "неизвестная причина смерти”.
Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения
самоубийства. Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в
области психического здоровья. Следующий уровень – третичная профилактика,
основная цель снижение последствий и
уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая
реабилитация суицидентов. Здесь мероприятия связаны с оповещением,
возможностью проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному
климату в школе и его изменению. Задачи психолога на данном этапе: - Оказание
экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия
(дети, подростки, персонал школы); - Глубинная
психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профи-лактику образования
конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем [3]. Задачи психолога на данном этапе должны быть
определены и требуют проработки. По нашему
мнению, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. Предложенная
модель суицидальной превенции "Уровни профилактики суицида в образовательной
среде” требует дальнейшего теоретического и практического осмысления. Предлагаемый
психологический тренинг "Психологическая поддержка как фактор профилактики
суицидального поведения” является попыткой практического осмысления данной
темы.
1. Бурмистрова
Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных
ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов
системы образования. М.: МГППУ, 2006. 2. Овчарова Р.В.
Практическая психология образования.- М., 2003. 3. Черепанова Е.
Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку. -М., 2006.
| |
Просмотров: 3080 | Загрузок: 428 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |