Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями |
[ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] | 26.06.2012, 08:46 |
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ Н.П. Долганова, Е.А. Трифонова, Е.Г. Самушенкова - кафедра клинической психологии РГПУ им. А. И.
Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия В настоящее время
общепризнанной является ключевая роль семьи в становлении личности ребенка.
Семья выступает как источник эмоциональной поддержки, первичного социального
контроля поведения, жизненного опыта и базовых мировоззренческих установок [1].
В контексте семейных взаимоотношений и на родительских моделях ребенок
осваивает способы преодоления проблемных и конфликтных ситуаций, формируется
система его межличностных отношений и самоотношение, репертуар стратегий
совладания со стрессом, закладываются личностные предпосылки для дальнейшей
социализации, что имеет особое значение в подростковом возрасте [2, 3]. Исследования
свидетельствуют, что нарушения семейных взаимоотношений и различные варианты
семейной депривации затрудняют преодоление возрастного кризиса, негативно
сказываются на формирующейся личности подростков, являются фактором риска
поведенческих и эмоциональных проблем, а также клинически значимых психических
расстройств [4]. Механизмы подобного влияния семейных нарушений имеют
полифакторный характер, включают как отягощенную наследственность в отношении
психических заболеваний, так и искажение формирования базовых образований
личности, определяющих навыки и ресурсы психологической и социальной адаптации,
в результате неадекватного воспитания. Отграничение последствий патогенного
влияния условий воспитания на адаптационный потенциал подростков затрудняет
высокая сопряженность семейных нарушений и семейной депривации с различными
вариантами психических расстройств, усугубляющих искажения в формировании
личности. Такое сочетание может приводить к недооценке личностных факторов в
формировании адаптивных навыков подростков из проблемных семей, а
следовательно, и недооценке возможностей психопрофилактических и
психокоррекционных воздействий, что определило направленность настоящего
исследования. Цель
исследования: установление взаимосвязи между особенностями условий воспитания,
социальной компетентностью и стилем преодоления стресса у старших подростков (в
связи с задачами обоснования направлений психологической коррекции). Характеристика обследованных групп. Всего было обследовано 90 подростков в возрасте 14-16 лет. Группа 1 – 30 подростков (16 девочек, 14 мальчиков), воспитывающихся в условно благополучных семьях, учащихся средней общеобразовательной школы Кировского админис-тративного района г. Санкт-Петербурга. Группа 2 – 30 подростков (11 девочек, 19 мальчиков), воспитывающихся в дисгармоничной семье (где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим расстройством, алкогольной зависимостью, используются различные варианты патогенного воспитания). Подростки находились на реабилитации в отделении Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» г. Санкт-Петербурга в связи с аффективно-волевыми расстройствами (нозологические формы, представленные в разделе F9 МКБ-10: «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»). Группа 3 – 30 подростков (18 девочек, 12 мальчиков) с задержкой психического развития и пограничными формами умственной отсталости различного генеза, воспитывающихся в условиях семейной депривации, – воспитанники детского дома (VII, VIII вида) Кировского административного района Санкт-Петербурга. Методы и методики исследования. Для оценки уровня социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда [5], для оценки доминирующих копинг-стратегий – опросник «Стратегии совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман [6]. При математико-статистическом анализе данных применялся частотный анализ и метод оценки различий (t-критерий Стьюдента). Гипотеза исследования: особенности условий воспитания влияют на формирование социального интеллекта и стиля стресс-преодолевающего поведения, определяющих адаптационный потенциал личности подростка. Результаты исследования. По результатам сравнительного анализа, подростки, воспитывающиеся в условной благополучных семьях, в целом имеют более низкие показатели по всем шкалам опросника «Совладающее со стрессом поведение» – реже используют все виды копинг-стратегий, чем подростки двух других групп. У подростков же, воспитывающихся в детском доме и в неблагополучных семьях, отмечается высокая напряженность стратегий совладания со стрессом, свидетельствующая, по-видимому, об актуальности жизненных сложностей и опыте преодоления тяжелых стрессовых ситуаций. Наибольшая напряженность механизмов совладания отмечается у подростков из неблагополучных семей, что может рассматриваться как следствие хронической психотравматизации в семье, напряженного ожидания неблагоприятных событий и потери чувства безопасности. Качественный анализ стиля преодоления стресса позволяет заключить, что у подростков из неблагополучных семей и детского дома преобладают эмоционально-фокусированные стратегии, тогда как подростки из благополучных семей в равной степени используют проблемно-ориентированные стратегии и ориентированные на саморегуляцию. В частности, копинг «Планирование решения проблемы» является ведущим у 30% подростков, воспитывающихся в семьях, у 13% – воспитывающихся в дисгармоничных семьях, и у 6,6% – вне семьи. В структуре эмоционально-фокусированных стратегий у подростков, воспитывающихся в детском доме, преобладает механизм положительной переоценки ситуации, предполагающий стремление к поиску положительных сторон проблемных ситуаций, в то время как у подростков из неблагополучных семей ведущей является стратегия принятия ответственности, проявляющаяся в попытках увидеть собственную роль в неудачах и жизненных сложностях, тенденции к самообвинению. При исследовании социального интеллекта подростков достоверные различия (р ≤ 0,01) между группами были обнаружены по всем шкалам методики Гилфорда. Наиболее выраженный дефицит социального интеллекта отмечается у подростков, воспитывающихся в детском доме, что может объясняться ограниченностью социального опыта, бедностью круга общения, недостаточностью моделей социального поведения. Подростки, воспитывающиеся в условиях семейной депривации, испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения и эмоциональных реакций окружающих; затрудняются в установлении связи между своим поведением и его последствиями; неверно представляют себе результаты своих действий или действий других; имеют сложности в понимании общепринятых норм и правил поведения. Подростки контрольной группы имеют средние и повышенные показатели социального интеллекта, что свидетельствует о развитой способности адекватно интерпретировать поведение людей, понимать язык невербального общения, прогнозировать реакции окружающих на своё поведение. Подростки из неблагополучных семей занимают промежуточную позицию между контрольной группой и подростками, воспитывающимися вне семьи. Для них характерны пониженные показатели социального интеллекта, однако при значительной неравномерности в выполнении заданий субтестов. Будучи чувствительными к невербальным сигналам в общении и обладая способностью верно интерпретировать действия других людей, подростки, тем не менее, испытывают трудности в усвоении социальных норм и прогнозировании последствий собственного поведения, что свидетельствует о нарушении рефлексивного и регуляторного компонента социального интеллекта. Полученные результаты позволяют предположить существенную роль семьи в формировании адаптационного потенциала подростка. Выводы § Условия воспитания оказывают существенное влияние на формирование социального интеллекта и стиля преодоления стресса у подростков, как в норме, так и при негрубых формах психического дизонтогенеза. § Для подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях семейной депривации и нарушенных семейных отношений, характерна высокая напряженность стратегий совладания со стрессом как результат хронической психотравматизации и готовности к неблагоприятным ситуациям. В наибольшей степени данная тенденция выражена у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. § В структуре стресс-преодолевающего поведения подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях и в условиях семейной депривации, преобладают эмоционально-фокусированные стратегии, отражающие пассивно-страдательную позицию в стрессовых ситуациях, тогда как у подростков, воспитывающихся в условно благополучных семьях, в равной степени представлены проблемно- и эмоционально-фокусированные копинг-механизмы. § Стресс-преодолевающее поведение подростков из неблагополучных семей характеризуется выраженностью стратегии принятия ответственности, предполагающей стремление увидеть собственную роль в развитии ситуации и тенденцию к самообвинению, тогда как у подростков, воспитывающихся вне семьи, преобладает стратегия положительной переоценки ситуации. § Семейная депривация определяет существенный дефицит социального интеллекта подростков, а неблагоприятная семейная обстановка приводит к неравномерному, парциальному развитию социального интеллекта с дефицитом компонентов саморегуляции и саморефлексии. 1. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 2. Пономарев М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением : Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2006. 3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психоциальных расстройств подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. №1. С. 63-74. 4. Девятова О.Е.
Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной
депривации: Дисс. ... канд. мед. наук. – М., 2005. 5. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. – СПб.: ГП «Иматон», 1996. 6. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова
Е.А. Совладание со стрессом: Теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. | |
Просмотров: 1462 | Загрузок: 353 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |