Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями |
[ Скачать с сервера (35.5 Kb) ] | 26.06.2012, 08:31 |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.
Г.Б. Конысбаева
- преподаватель колледжа
Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, г.Талдыкорган
Каждый
человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Всякий
пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух "Я”,
которая выражается в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта
со смысловой структурой субъекта, волевой безудержности с ограничительной силой
поступка. С
60-х годов XX века суицид становится все более и более ощутимой проблемой в
разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал
уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи констатировали показатель
"помолодевшего суицида": самоубийство является третьей по счету
ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии,
Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за последние десятилетия. По
данным ВОЗ, все страны мира можно
разделить по показателю суицида на три группы.
Современный Казахстан занимает четвертое место в группе с высоким
и очень высоким уровнем самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс.
населения). Каковы
основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько
существенны они сегодня в нашем обществе?
На первом месте
из проблем, характерных для подростков с
суицидальным поведением, находятся отношения с
родителями (примерно в
70 процентах случаев
эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте -
трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с
друзьями, в основном
противоположного пола. Отношения
родителей с детьми зачастую не строятся
на том фундаменте открытых, полностью
искренних
эмоционально-теплых
отношений, которые являются
надежной защитой от многих, иногда суровых
испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение.
И не случайно,
что многие попытки суицида у
молодых рассматриваются психологами
как отчаянный призыв
о помощи, как последняя
попытка привлечь внимание
родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания
между младшим и старшим
поколениями. Существенную
роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь
около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли
в семьях, в которых один из родителей или умер, или
покинул семью. Распад семьи,
впрочем, является мощным
фактором, связанным с самоубийствами, и
у взрослых. Среди
одиноких, холостых, и
особенно, разведенных, гораздо чаще встречаются добровольные уходы из
жизни. В большей степени незащищенными в
этом плане являются мужчины. Интересно,
что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида
- по
данным американских авторов, среди женатых юношей в 1.5, а среди замужних
девушек в 1.7
раз процент самоубийств выше, чем
у их несемейных сверстников. Это связано с тем, что "молодые"
браки чаще всего
являются попыткой, и
не всегда удачной, решить
какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой
обстановки в семье родителей. Школьные проблемы
обычно связаны с
неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и
администрацией школы, реже с
взаимоотношениями в классе. В
наших школах, в отличие, например, от японских, где перед
каждой экзаменационной
сессией происходят десятки
самоубийств школьников, эти проблемы
обычно не являются
непосредственной причиной самоубийств,
но приводят к понижению
общей самооценки учеников,
появлению ощущения не значимости
своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния
окружающей обстановки. Одним из
основных психологических объяснений проблем,
связанных со сверстниками, особенно
противоположного пола, является
чрезмерная зависимость от другого
человека, что возникает,
обычно в качестве компенсации плохих
отношений со своими
родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта
с ними. В этом случае часто
бывает, что отношения с другом
или подругой становятся столь значимыми и
эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без
тебя"), что любое
охлаждение в привязанности,
а тем
более измена, уход
к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла
дальнейшую жизнь. При
этом иногда, при отсутствии поддержки
близких и окружающих,
происходят "ситуативные
самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно
несвязанные с осознанным
намерением лишить себя жизни. Среди
мотивов, объясняющих попытки самоубийства,
сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные
способы таким образом
оказать влияние на других людей: "дать понять человеку,
в каком ты
отчаянии" - около 40
процентов случаев, "заставить сожалеть человека, который
плохо с тобой обращался" -
около 30 процентов случаев, "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит
ли тебя действительно другой"
- 25 процентов, "повлиять на другого, чтобы
он изменил свое решение"
- 25 процентов,
и наконец в 18 процентов случаев "призыв, чтобы
пришла помощь от
другого" (мотивов, может быть, у каждой жертвы суицида несколько). Несмотря на
возрастающее сегодня общественное внимание
к проблемам семьи, детско-родительским отношениям
и просто к
проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в
этом плане еще во многом далека от идеала.
Профессиональные и другие
проблемы родителей, отсутствие достаточного времени
в силу различных
социально-экономических причин
зачастую приводят к формальному воспитанию
детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно
на кого. В современных условиях
наблюдается увеличение
разрыва между различными возрастными
и социальными группами
(усиливается процесс
"дифференциации") - это происходит из-за быстрого изменения
культурных норм и эталонов поведения в
различных общественных слоях, усиления
влияния моды и ряда других
причин. Все это
приводит к тому, что проблема "отцов и детей" как никогда важна именно сегодня, и от ее решения зависит
успех диалога между подростками и
взрослыми и ценность реальной помощи молодым.
Пока попытки взрослых наладить
контакт с молодежью зачастую сводятся
к метаниям между анархистскими лозунгами
"полную свободу молодежи" и
стародавними призывами "надо уважать и слушаться старших". С другой
стороны, современное молодое поколение находится в наилучшем положении, оно
имеет гораздо больше
других потенциальных возможностей использовать преимущества, связанные с
тенденциями изменений в обществе. Следовательно, задачей современных родителей,
воспитателей, наставников должно стать формирование адекватного отношения к
жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в основу которых
составляют стабильные ценностные ориентаций и нравственные установки,
формирование положительных эмоциональных – волевых качеств и стрессоустойчивости.
1. Акопян К.З.
Самоубийство: проблемы мотивации //
ПЖ, 1996, №2. С. 16-23. 2.
Ефремов В.С. Основы суицидологи. – 2004. 3.
Адамова Л. И. Профилактика
суицидального поведения. -1999. | |
Просмотров: 1184 | Загрузок: 167 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |