Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями |
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] | 19.06.2012, 07:42 | |||||||||||||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А.Ж. Серикбаев - врач психиатр обл. наркологического центра, У.З.Успанова - ст. преподаватель КГУ им. Коркыт Ата, г. Кызылорда
Суицидальность на сегодня, к сожалению, действительно
стала проблемой и как ни прискорбно констатировать встречается и среди
подростков. Изучением суицидального поведение у нас в республике занимаются ряд
специалистов (психиатры, психологи, агрессиологи, социологи, философы и
т.д.) .
Одной из
актуальных проблем суицидологии является изучение возрастных особенностей
суицидального поведения. Суицид (от англ. самоубийство) – следствие
болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного
внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и
всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям,
бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Среди мужчин
самоубийство встречается чаще, чем среди женщин. К сожалению, единой
всеобъемлющей теории, объясняющей суицидальности нет. Нет и единой точки зрения и на то, как с этим
бороться. Возникающий под влиянием
значимого события сильный аффект ослабляет самоконтроль, нарушает психическое
равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ
выхода из крайне узкого осознания происшедшего. Ученые насчитывают большое количество факторов, имеющих
отношение к суицидальным попыткам: изменение солнечной активности, влияние
магнитных полей Земли, загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам,
приводящая к массовому самоубийству даже китов, циклоны и антициклоны и др. Наиболее важными для понимания суицидального
поведение являются социальные,
социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность
человека, его «Я». У стрессоустойчивых
личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные
эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной
жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Отсюда возникает
безнадежность, отчаение, психическое состояние безисходности, бессмысленности
последующей жизни, что и толкает к суицид, как разрешению всех мучений,
противоречий. Поиск причин суицидального
поведение нередко приводит в прошлое
человека. Неопределенность или безисходность будущего часто явный признак или
стремления к самоуничтожению. Причины,
толкающие человека на отказ от жизни , как правило, тесно связаны с его
ближайшим окружением (семья, родители, друзья), временная перспектива. Знаменитый римский стоик , отнюдь не страдавший
отсутствием жизнелюбия Сенека писал, что «возненавидеть жизнь можно только
вследствие апатии и лени», что он не поднимет на себя руки, даже если будет
страдать от боли, т.к. «умереть – значит быть побежденным». Но главным звеном в решении проблемы «быть или не быть»
является сам человек. Именно от силы его личности зависит, как поведет себя в
кризисном психическим состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным
жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих
психику обстоятельств. Тема самодеструктивного поведения, то есть поведения,
направленного на физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и
требует серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на суицид. Суицидальное поведение подразделяется на внутренние формы
(пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения,
антивитальные переживания) и внешние (суицидальная попытка, завершенный суицид)
[1]. Абрумова А.Г., Султанов А.А., Полякова И.В., Лазарашвили
И.С. в своих исследованиях показали, что суицидальные действия совершают люди
психологически здоровые в состоянии социально-психологической дезадаптации
личности в условиях микросоциальных кофликтных ситуаций. Их поведение надо рассматривать как способ
психологического реагирования на критическое положение, ситуацию, проблемы,
избранные человеком в зависимости от ценности и значимости происшедшего
события. Отсюда следует, что у
психически здоровых людей психологический кризис может привести к ситуационным
реакциям на непатологическом уровне. С помощью типологий
можно понять девиантное поведение и определить оптимальные методы лечения и
исправления. В целом, сама типология предназначена для определения факторов,
имеющих значение для диагностики преступных типов и применения к ним
соответствующих мер воздействия, а также типология является своеобразным
инструментом с помощью которого можно разделить на категории, чтобы
оптимизировать меры воздействия и поддержания публичного порядка. На сегодня психологи разработали свое объяснение
девиантному поведению, статистическое представление о норме, модели
индивидуальных отклонений, которые могут быть вызваны клинической типологией
девиантности. Очень важно для предотвращения попытки самоубийства кому-то из
окружающих заметить состояние духовного и психологического кризиса у человека,
попавщего в беду, установить с ним контакт, вступить в доброжелательное
общение, изменить отношение к психотравмирующему фактору. С позиций социальной структуры, степени отчуждения,
модели деликвентного поведения и происхождения членов группы предлагаем
типологию личности по Фердинаду Тенису (таблице1). Таблица 1
Если раньше утверждали, что деликвентное поведение
определялось физической конституцией человека по Шелдону и Э.Глюк то, на
суицидальность подростка сегодня могут повлиять также психические заболевания,
алкоголизм родителей, просмотр фильмов с таким содержанием, тем самым они
проецируют то, что увидели, суициды близких родственников. Какие бы ни были
причины и мотивы суицидального поведения, его психологические предпосылки
вызревают заранее у подростков. К таким предпосылкам следует отнести проблемы в
миропонимании, ограниченность а общечеловеческом отношении внутреннего мира,
малодушие, индивидуализм, слабость готовности к преодолению неизбежных
трудностей жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях. В сфере психологии существует много подходов к изучению
поведения человека. Напр., бихевиористский подход, где экспериментальные
психологи интересуются только теми факторами, которые он может устанавливать,
наблюдать и измерять. Гештальт-психологи большое значение придают деталям по
сравнению с поведением в целом. А психологи
клиницисты в своих исследованиях очень близки с психиатрами. Психологические теории поведения человека основное
внимание уделяют личности. Окружающая его действительность рассматривается как
источник стимулов. Для установления индивидуальных отклонений можно
использовать методику, предложенную А.Е.Личко [2] для выявления патохарактерологический реакций и неврозов,
а также тесты на измерение тревожности, самосознания, тест Роршаха,
опросник ММРI. Последняя методика представлена 10 основными
шкалами: иппохондрия, депрессия, истерия, психопатические отклонения, мужские и
женские черты характера, паранойя, психостения, шизофрения, гипомания,
социальная интроверсия. Помимо основных клинических шкал, тест содержит
шкалы достоверности ответов (шкала F), стремление испытуемого казаться лучше, чем он есть
(шкала L), а также коррекции
чрезмерной замкнутости и чрезмерной открытости (шкала К ). Суицидальность
связана и с типологическими особенностями личности. Так, более суицидоопасными
оказались холерики и меланхолики, и менее подверженным сангвиники и флегматики
(по методике Айзенка). В целом, необходимо дать понять подростку в чем смысл
жизни т.е. уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное
предназначение, которое позволяет
личности расширить жизненный горизонт и возможности.
1. Абрумова А.Г.,
Тихоненко В.А. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации.
-М., 1980. 2. Личко А.Е. Психопатия
и акцентуация характера у подростков.- Л.: Медицина, 1983.
| ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1824 | Загрузок: 231 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |