Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Родительский клуб |
Обманывает ли себя кот в мешке?
Земляк из страны Левиндии У меня слишком много секретов от самого себя. Смогу ли я их сохранить в тайне? Станислав Ежи Лец ВЛ, моему сыну 14 лет, и его переходный возраст длится уже, кажется, лет 12. У него сильные защиты: казуистика, абсурдизм и "приём страуса", поэтому серьезного разговора о жизненных ценностях с ним обычно не получается, хотя контакт у нас неплохой. У него огромная тяга к самостоятельности, но он инфантилен и готов наступать на одни и те же грабли без конца. Да, грабли бьют по лбу, но он сносит это стойко. В чем же проблема?.. О мальчике со сплошным переходным возрастом (давно заметил, что каждый возраст – переходный) пишет его папа. Письмо подробное, с пространными выдержками из семейной переписки, привожу, как обычно, с переменой имен и других опознавательных знаков, с небольшими сокращениями и заметочными перебивами. Вот цитируется письмо завуча очередной школы, из которой парня собрались вытуривать. "Вчера был педсовет. Вынужден сказать, что учителя, в отличие от нас с директором, были настроены отчислять Диму вполне серьезно. И дело не просто в неуспеваемости. Дело, как было сформулировано, в позиции Димы по отношению к учебе и к учителям. Дима делает только то, что считает нужным, не принимая в расчет образовательные и человеческие требования учителя. На любой вопрос любого учителя "А почему ты сделал так, а не так, как я просил?" – Дима отвечает на голубом глазу: "А так тоже можно" (или – "А что такого?"). Не говоря про ежедневные ситуации просто ничегонеделания. Мы его не отчислили сейчас, но он считается условно отчисленным из-за годовых двоек..." Это уже пятая школа, в которой Дима учится, плюс год на домашнем обучении. Почти нигде не удерживался больше года, и проблема "нарушения элементарных требований" была всюду. При этом он хорошо соображает, и в следующую "хорошую школу" сдавать экзамены ему обычно до сих пор удавалось легко (сейчас, боюсь, отставание уже не позволит). Да, из не вписывающихся. Бывают несадовские, бывают нешкольные, неармейские, неработные, небрачные, несоциальные... Нехотяи и невписаки. Каждый как-то по своему изнутри устроен, что-то у каждого свое за душой. Он существует в некой параллельной реальности и чувствует себя вроде бы комфортно: кажется, что всё или почти всё в жизни его устраивает, и он не разделяет нашего беспокойства... Мне кажется, для Димы равный статус имеет то, что было, и то, что могло бы быть, и он обижается, когда мы это разделяем. Обо всём этом мы с женой можем написать тома... Все дети существуют в некоей параллельной реальности, каждый ребенок – в своей, меняющейся и развивающейся. Природный факт, по-другому не может быть. Но нас, родителей, это не устраивает, нас это беспокоит и огорчает. Мы требуем от ребенка отказа от его реальности и как можно более быстрого и полного перемещения в реальность нашу, которую считаем единственно истинной. В реальность взрослых, каждый из коих, если чуть ковырнуть, оказывается, тоже живет в какой-то своей реальности, кривобоко параллельной всем прочим. Мы непоследовательны, мы противоречивы и лицемерны: требуя от ребенка этой непосильной телепортации в нашу реальность, мы одновременно и закрываем ее от него. Закрываем свой мир уймой запретов и ограничений, замками с секретными кодами. Закрываем своей скрытностью, своей ложью, своей трусостью, своей ограниченностью. Закрываем своим неумением общаться и нежеланием понимать. Изо всех сил тащим и заталкиваем ребенка лишь на истоптанную, ухабистую и загаженную дорожку "детсад – школа – институт – служба" – вот, собственно, и вся наша реальность для него. Если ребенку в его реальности хорошо, мы считаем, что это плохо. Нет-нет, его жизнь не должна его устраивать, как и нас наша – он обязан стремиться к какой-то другой, к светлому будущему за темным горизонтом. Ребенок должен разделять наши беспокойства, но не должен разделять наши удовольствия и мечты о запретном... Родители Димы не из упертых – интеллигентны, вдумчивы, самокритичны: Ладно, в конце концов, это его жизнь; невозможно и не нужно делать его таким, как мы (тем более что в нем мы и так часто узнаём себя или друг друга – как в кривом зеркале:). Но я чувствую, что для поддержания прочности своего параллельного мира он систематически врёт самому себе – и боюсь, когда ему подвернутся наркотики, может решить, что это совершенно замечательная вещь... Беспокойство насчет наркотиков никогда не лишне, лучше перебдеть, чем недобдеть. Но к наркотикам прибегают обычно, когда безнаркотическая реальность собственного мира пуста и мучительна, а здесь пока что наоборот: человеку его реальность нравится. Что же такое этот таинственный параллельный мир, который мальчик так охраняет и упрочивает, что с этой целью "систематически врет самому себе"? Вот характеристика Димы, написанная моею женой в письме к подруге... "Дима – человек очень творческий, очень светлый и антидепрессивный. Антиагрессивный и хипповый. Непримиримый и протестный до предела – из таких получаются Будды и Рахметовы. (Ого, вот это диапазон...) Колоссальная способность к вытеснению неприятной реальности и уходу в параллельный мир... Опять – параллельный мир... Какой? Описание?!. Описания не дает и мама. ...Отсюда – легчайшая ложь другим и себе, в которую он мгновенно сам верит. Пример бы лжи этой, конкретный... Примеров нет, зато много деталей, рисующих симпатичную, одаренную и своеобычную личность, достаточно земную и реалистичную. Мама продолжает: ...В науках – прорывы и просветления, способность к глубокому пониманию и постановке отличных вопросов. Абсолютная неспособность к рутинным делам – формулы сокращенного умножения так и не освоены, а английский, видимо, совершенно безнадежно... Очень хорошо играет на гитаре, манера блюзовая, легкая, импровизационная. Играет, как мне и не снилось, но сколько ни играет, а количество песен в репертуаре почти не увеличивается – не запоминает слова, и мотивации нет, чтобы их учить. Демонстративно деликатный до предела, будет ходить голодным и лишенным чего угодно, лишь бы не оказаться в очереди впереди хоть кого-нибудь, десять раз спросит, точно ли всем будет нормально, если он сделает то-то и то-то. Абсолютно бессовестный в быту, тарелку за собой не помоет, бардак сеет необычайный, часами будет препираться с сестрой на тему, кому гулять с собакой. Способный взять на себя взрослую ответственность и совершенно по-мужски себя вести в ДЕЙСТВИТЕЛЬНО критической ситуации, там, где он не подозревает воспитания и непонятных ему заморочек, типа соблюдения чистоты. Нуждающийся в постоянном невротическом подтверждении своей власти над людьми и предметами: попросишь его закрыть дверь – он ее прикроет, но хоть миллиметр оставит, лишь бы не выполнить просьбу в точности; с маниакальным упорством следит, чтобы какие-то двери были всегда приоткрыты, какие-то – наоборот, закрыты, где-то включен свет, где-то выключен, тут что-то лежит, а там – никогда... Гитара его стоит так, что почти нарушает законы равновесия, и попробуй поставь ее более крепко. Страшно популярен и любим в некоторых коллективах. Вызывает дикое раздражение в некоторых других – берет книжки и не возвращает, или вернет после утопления в ванной, обещает что-то на голубом глазу много дней и забывает..." Яркое описание незаурядного существа с серьезными оценочно-диагностическими акцентами ("абсолютно бессовестный", "постоянное невротическое подтверждение..."). Нужда в подтверждении власти над людьми?.. Не заметил. Увидел только нужду в неподвластности им – в свободе и достоинстве. Характер не слабый, со своими таракашками и своей долей здорового подросткового свинства. Папа заканчивает: ...Извините за сумбурное письмо... Мой вопрос такой: как показать сыну, что лучшим был бы способ построения своего мира, который не держался бы на страусовом цензурировании реальности – искажении и самообмане. Надеюсь скорее не на методику, а на пару слов, которые помогут взглянуть на дело под каким-то иным углом. Не этих ли детей называют "детьми индиго"? Спасибо!! Сергей Дмитриевич. Из ответа Сергей Дмитриевич, спасибо за живой портрет сына. Индиго или не индиго – не знаю, это вопрос широты применения данной мифологемы. Но что мальчик ваш из страны Левиндии – точно, узнаю земляка. Пара слов для взгляда под иным углом зрения будет состоять в основном из вопросов. Хотя вы и ваша супруга описали Диму с большим тщанием и талантом (да еще завуч помог), все же видно из этого описания больше вас, чем его. Видно, чем вы обеспокоены, чего хотели бы от сына. Но сам он – его внутренний мир – при всей яркости ваших описаний, остается котом в мешке. Что-то там в нем бурно происходит и развивается, но видно это только через ваши оценки и эмоции. Подход мягкий, но без вживания. И сухой остаток тот же, что в океане обычных родительских и учительских претензий: не делает что Надо. Живет по принципу Хочется. Защищается от воздействий, не поддается внушениям. Да, много сопротивлений и защит, стойко держится, сильно упружит – вот о том и вопросы, об этом таинственном упругом нутре. Что это за параллельная реальность, что за мир, в котором Дима живет и которым так дорожит? Из чего этот мир состоит? Кто его населяет? Что там происходит? Какие закономерности? С какими еще мирами сообщается? Чем подпитывается? Как развивается? Чем мир этот отличается от реального или почитаемого вами за таковой? И что же такое он "систематически себе врет", в чем, как вам видится, страусино себя обманывает? Ведь если обманывает, то, значит, имеет двойное сознание: внушает себе одно, а видит и знает другое, но почему-то не хочет этого видеть и знать. Или видит, но по-другому. И, может быть, знает то, чего мы с вами не знаем... Вы не конкретизируете, а я не ясновидец. Невписываемость в отечественные школы отнес бы как раз к признакам искренности перед собой: не нравится, не по нутру – и не буду делать, поступаю, как чувствую и считаю для себя правильным. Тревога ваша родительская понятна: не остаться бы без образования и без корочек жизненной пригодности, не оказаться бы где-то под социальной лестницей. Хочется, чтобы сын вырос здоровым и благополучным, чтобы приобщился к сокровищам знаний, культуры и красоты, тем более, что парень творческий, самобытный и несомненно талантливый. Не всем детям удается вписаться в заскорузлую, насилующую уймой ненужностей, оценочно-принудительную образовательную систему. Детей самобытно-творческого склада, с повышенной спонтанностью и пониженной подчиняемостью система эта выталкивает как инородные тела, вы в этом убеждаетесь уже пятый раз. Самый страшный вред, наносимый такой системой ребенку (и взрослому, которым он станет), помимо ущерба физическому и психическому здоровью – снижение познавательной потребности, убиение любознательности – учебная демотивация. Дима уже порядочно демотивирован, это видно; но чувствуется, что еще, слава Богу, не окончательно – сопротивляется, ищет собственные дорожки развития. Подходящей для него школой была бы такая, где обязаловки и принудиловки нет вообще, где ученики свободно выбирают предметы по интересам, и преподавание безоценочное. Школа типа ныне действующей английской Summerhill или школы-парка Милослава Балабана, экспериментально опробованной в 1995 – 2007 годах Москве ("Школа самоопределения") и в 1993 – 2003 г.г. в Екатеринбурге. Сейчас этот проект продолжается только в Киеве под руководством Ярослава Коваленко. Как такое найти? – это ведь идеал, утопия, это практически нереально, да к тому же пока еще сомнительно, недостаточно проверено по жизненным результатам, – скажете вы, и я грустно соглашусь. Но напомню: обходные пути для образования нынче кое-какие имеются. Есть экстернаты. Есть интернет. Есть – к счастью, как раз именно у Димы – понимающие, готовые понимать дальше и больше, дружные и любящие родители. В ближайшем будущем по гормональному расписанию у Димы ожидается мощный скачок развития – будут большие перемены и много неожиданностей. Пока еще не поздно, присоединитесь к его жизни поплотней изнутри – вживитесь в его мир. Ничему не учите, не заставляйте, не наставляйте. Просто разговаривайте, просто общайтесь, вместе играйте и вместе думайте, просто будьте вместе – и желаемое произойдет верней и быстрей. ...Вы спрашиваете: как показать сыну, что лучше не самообманываться, лучше быть вполне реалистом? Может быть, я сумел бы пожелать вам что-то конкретное и оригинальное, если бы вживую увидел, и не раз, как вы с сыном общаетесь, о чем и как разговариваете. Если бы увидел его в общении – и не только с вами. А так, заочно, ответ мой, боюсь, вас разочарует: покажите собственным примером. Всего лишь. И вряд ли этого будет достаточно. Остальное покажет жизнь – его жизнь. Ожидать и требовать взрослого реализма и трезвого самоотчета от 14-летнего подростка – нереалистично, даже от самого продвинутого вундеркинда. Спросим себя: а мы, взрослые, мы, родители, – разве не врем сплошь и рядом и другим, и себе самим, и прежде и более всех себе? Врем, и еще как. И врем, что не врем, что не врем, что не врем... Кто признает, что врет, тот уже не врет – Пушкин, например: Ах, обмануть меня не трудно: Я сам обманываться рад... Не уходим и мы разве в свои околореальные мирки, в наркотики разного толка, в иллюзии и забытья – от неутолимых страданий, от непосильных вопросов, от неразрешимых проблем и противоречий, от угроз неумолимой судьбы, от сознания смертности? Уходим. И отчасти правильно делаем. Потому что реальность не однозначна, не одномерна. Реальностей много и может быть еще больше. Некоторые из возможных реальностей могут быть лучше тех, в которых мы себя держим или в которых числим. Всегда есть выбор и есть пути. автор рассылки: Владимир Леви, психолог, писатель, врач http://www.levi.ru | |
Просмотров: 1080
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |