Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Родительский клуб |
Медаль или любовь?
Медаль или любовь?Самый надежный способ помочь мотыльку не обжечься о светильник – отрезать ему крылья. Педагог с большим стажем ВЛ, наша старшая дочь 17 лет заканчивает школу в этом году. Все годы училась хорошо. Сейчас идет речь о золотой медали... И вот мы узнаем, что она встречается с мальчиком из ее школы. Он на год младше. В школе считается разгильдяем. Завуч стремится избавиться от такого ученика, перевести. Его родители собираются разводиться. Никаких планов на дальнейшую взрослую жизнь, профессию у него нет. Наша дочь очень привязалась к нему, наверное, влюбилась. Стремится помогать с уроками, просит бросить курить, порвать с плохой компанией. Иногда делится с нами, спрашивает совета. Хочет пригласить его в гости, познакомить с нами, поделиться своим счастьем. А мы с мужем фактически против их отношений, так как видим, что наш ребенок стал хуже заниматься, все ее мысли витают где-то далеко. Она стала палочкой-выручалочкой, принося себя в жертву, пытается тянуть за собой. Его в школе стали больше уважать и дети, и учителя. А ее наоборот. Видя, что мы не одобряем их отношения, считая их бесперспективными, наш ребенок страдает. И мы тоже. Уговариваем ее бросить сейчас все силы на то, чтобы хорошо закончить школу, поступить в ВУЗ, уехать из нашего Н-ска в нормальный город и там строить свою дальнейшую жизнь с новыми друзьями, новыми знакомыми. Если чувства действительно выдержат испытания расстоянием и временем, что ж, ей решать, как жить... Но сейчас нам всем очень тяжело. Кажется, что дочку использует пустой человек для поддержания собственного имиджа, для развлечения. Боимся потерять с ней контакт, боимся, что замкнется, но еще больше боимся, что сильно обожжется. Она очень доверчивая, тепличная. Как быть? Антонина Андреевна Если провести статистическое исследование, в каком проценте случаев родители одобряют дружеский, а тем паче любовный выбор своего ребенка, то наверное еле-еле наскребется один. А в остальных 99... У Антонины Андреевны еще мягкий случай, интеллигентный. Может быть, это закономерность такая, правило с редкими исключениями: дружат не с теми, дочь влюбляется не в того, сын выбирает не ту? Правило роковой ошибки? И верна старая как Мафусаил теория, что любовь – род помешательства, помрачение рассудка, полет мотылька на пламя?.. Ведь найти того или ту, а не кого попало – задачка не из простых, самый важный и самый трудный жизненный выбор. Что в этом смыслит охваченная огнем слепой страсти душа, неопытный ум – как разберется? И правильно делали раньше в патриархальных семьях – не допускали любовного самовольства: женили на ком надо, выдавали замуж за кого надо, а не за кого приспичило, – стерпится-слюбится? Но может быть, разгадка таится и в закономерностях родительской психологии? Может быть, так они устроены, родители, что любой сердечный выбор их ребенка заранее отвергается, и всегда находится тому рациональное обоснование? Может быть, это правило родительского отторжения, правило запрограммированной, предустановочной неприемлемости? Правило родительской тревожности, родительского собственнического контроля, родительской властности, родительской ревности? Правило отказа ребенку в праве на рискованную свободу, на сладостную поисковую глупость, на ошибки и неудачи, на горькое счастье, на полноту жизни в СВОЕМ понимании? Быть может, сама природа или судьба так проверяет силу жизненного дерзания восходящего существа, кандидата не только на продолжение, но и на развитие рода? – Сможешь преодолеть родительское удержание и свои страхи, сумеешь вырваться из гнезда – при всей своей слабости, глупости и неопытности, – пойдешь на риск отъединения, риск СВОЕГО выбора и СВОИХ ошибок – будешь собой, состоишься, построишь СВОЮ жизнь и дашь, вероятно, начало новой. Сдашься давящей мощи родительских крыльев – останешься без своих. Не выпорхнешь из гнезда – не взлетишь. Немало таких, засидевшихся под мамами-папами пишут мне в возрасте возле тридцати, сорока и более отчаянные письма – как же, как все-таки обрести свою волю, решимость жить без поводка? Не поздно ли, оставаясь так долго проектом родителей, попытаться стать собственным проектом – каким и как? – и осуществиться?.. (Ответ: никогда не поздно, но... Как в известной шутке: если до двадцати не женился, то потом уже рано.) Неужели все или большинство родителей, страдающих от любовной дури своих детишек, сами были послушными девочками и мальчиками, влюблялись и выбирали друг дружку по инструкциям бабушек-дедушек? Или восставали, рисковали, ошибались, расхлебывали ошибки – и вот именно потому так одержимы несбыточным упованием сделать своих чад благоразумненькими буратинами? Из ответа Антонина Андреевна, ваши переживания понятны: любимая дочка, домашняя, послушная и предсказуемая, отличница, образцово-примерная, вдруг связывается с каким-то чужим мальчишкой сомнительного десятка, отдает ему время, силы и душу, учеба и весь дальнейший сценарий планомерного благополучия грозят обрушиться, золотая медаль меняется на любовь... Помню ужас и отчаяние моих родителей, когда я, тоже кандидат на золотую, вдруг перед самыми выпускными безумно влюбился во взрослую женщину, все бросил, сбежал со скандалом из дома, набрал денег где и как только мог, включая не слишком благовидные способы, и рванул из Москвы за своей любовью в город Грозный, где едва цел остался. Натерпелись тогда папа с мамой, но другого не оставалось... Теперь запоздало жалею о тревогах и огорчениях, которые им доставлял, но и сейчас уверен: любовь важнее медали, важнее всякой учебы и всякой карьеры. Любовь – важнейшая из учеб и карьер, ибо она-то и есть Настоящая Жизнь, и она несравненно ценнее учебы, которая есть подготовка к жизни неизвестно какой, а скорее всего никакой. Любовь к мальчику, отношения с ним – это и есть жизнь вашей дочери, происходящая прямо сейчас, Настоящая Жизнь. Первая любовь... Нужно ли объяснять?.. Любит по-настоящему, это ясно, любит счастливо, и что особенно драгоценно, редкостно для нынешних юных – хочет своим счастьем делиться с вами, приглашает в него, пока еще приглашает! – Иногда делится с нами, спрашивает совета. Хочет пригласить его в гости, познакомить с нами, поделиться своим счастьем. А мы с мужем фактически против их отношений, так как видим, что наш ребенок стал хуже заниматься, все ее мысли витают где-то далеко. Отвлекается от учебы? Правильно – не ботаник. Помогает мальчику, поддерживает в его трудностях, тянет вверх? Радуйтесь: прекрасный, благородный человек ваша дочь. Хочет пригласить парня в гости? Немедленно и радостно соглашайтесь. Знакомьтесь, общайтесь, развивайте общение. Чего вы боитесь? Сама дочь дает вам единственный шанс найти лучшее решение на данный момент. Познакомитесь с человеком, о котором у вас еще нет своего представления – знаете только, кем он "считается", имеете готовое мнение, основанное на чьих-то оценках. Лучше бы вам об этих оценках забыть и посмотреть на парня собственными глазами, с открытой душой – тогда только и сориентируетесь, чего можно реально ожидать дальше и как быть. Родительство – такое странное дело, в котором не столь важны опыт и знания, сколь способность вживания – свежесть души и ума, позволяющая жить не "ради ребенка", не "для" (это обречено) а вместе – вместе расти, вместе развиваться, с каждым ребенком заново и особо. Только жизнь вместе, душевно вместе получается подлинной и счастливой – и для ребенка, и для родителей. А мешает жить и развиваться вместе с ребенком имущественное понятие "НАШ ребенок". Наш дом, наши деньги, наша машина – но ребенок не наш, только с нами или не с нами. Не наш! – ничей, свой, божий, вселенский – через нас миру явленный, нам доверенный. Из-за "наш" и промахиваемся тысячи раз, не попадая в истинный возраст: детей маленьких держим за больших, больших за маленьких, а себя за вечных. Ваш "наш ребенок" уже человек на пороге взрослости, и вряд ли вы сможете помочь ей не обжечься. Но вы можете по-взрослому ее поддержать и постараться не испортить то драгоценное, что у нее есть и что может быть дальше. Комментарии к этой переписке можно прочитать в моем блоге. И, если захочется, добавить свои. автор рассылки: Владимир Леви, психолог, писатель, врач http://www.levi.ru | |
Просмотров: 1112
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |