Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу |
Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
Игровая терапия Заголовок/ Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии Автор: Е.Н.Мащенко, педагог-психолог КГУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии" г. Петропавловск, СКО Цель коррекционных занятий с элементами пескотерапии - модификация желаемого поведения у детей-аутистов в возрасте 7-8 лет в классах с ЗПР. Модификация поведения (от лат. modificatio — изменение) — предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Модификация поведения (англ. behavior modification) - коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение (напр., моделирование). Коррекционные занятия по модификации поведения у аутичных детей поступивших в 1 класс для детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет направленны на адаптацию детей с РДА к школьной среде, на формирование обще учебных умений и навыков, моделирование желаемого поведения. Дети с РДА поступающие в коррекционную школу в классы для детей с ЗПР очень сложно проходят адаптационный период и если не применить своевременную помощь, то процесс адаптации становиться практически невозможным. Поступившие дети с РДА характеризуются определенной возможностью борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, перебежки и т.д.), речевых (скандирование слов, стихов, крики и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Эти дети малодоступны контакту, спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки. У них наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью. Средства помощи на психологических занятиях аутичному ребенку направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения мы применяем постоянные физические нагрузки. Занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни. Успех обучения детей с аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умения вести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положительный опыт общения с окружающими, способствуют наиболее успешному обучению. Как известно, моторика тесно связана с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой - эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализация психофизического тонуса - один из важных аспектов социализации аутичного ребенка. Методы психологической помощи используемые на коррекционных занятиях: на первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта должно подкрепляться осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений с помощью словесного комментария; второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построение мною определенного пространственно-временного порядка занятия. В то же время этот порядок не должен формироваться слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения; третий этап — развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысления происходящего: появляется большая направленность на людей, интерес к другим детям, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность; четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, ведется внутри психологической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений о близких людях. В процессе описанной психологической коррекции все дети аутисты значительно продвигаются в аффективном развитии: во все более сложном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; нормализоваться функции саморегуляции. У них становится менее глубок аутистический барьер. Значительная часть защитных образований начинает носить не гиперкомпенсаторный как на начальном этапе занятий, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются выполнять требования близких. У них появляется не витальный, а эмоциональный симбиоз с матерью, с постоянным аффективным «заражением» от нее. В адаптационных мероприятиях детей с РДА в нашей школе участвует весь педагогический коллектив и специально подготовленные дети сопроводители – которые ориентируют ребенка аутиста по школе во внеурочное время. План – конспект психологического коррекционного занятия по модификации желаемого поведения у ребенка аутиста в условиях специальной коррекционной школы в 1 классе для детей с задержкой психического развития. Задач несколько: - обучающая: научить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова «шершавый, твердый, мягкий». Закрепить названия цветов, форм, величин; создать обучающую среду для установления социальных контактов и моделирования желаемого поведения у детей с РДА; - коррекционная: развить у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию и слух; - воспитательная: воспитать бережное обращение с песком, аккуратность. Оборудование: геометрические фигуры различных цветов и величин деревянные и в форме мягких модулей (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), две песочницы в форме ванн на подставках, детский парашют, мягкие модули, покрывала по количеству детей, скотч, ванна с водой на подставке, лейка, салфетки, музыкальный центр, кукла, сухой бассейн с разноцветными шарами). На занятии присутствуют 4 ребенка: 1 ребенок с РДА, 2 ребенка с задержкой психического развития органического генеза, 1 ребенок ДЦП – все дети обучаются в 1 классе для детей с задержкой психического развития в условиях специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями в развитии. Ход занятия: дети входят в сенсорную комнату под музыку и приветствие: «Ребята, как много гостей пришло к нам в гости! Поздороваемся с гостями». Круг желаний. Объявить детям задачи занятия: «Сегодня на нашем необычном занятии мы с вами будем учиться определять на ощупь свойства песка, закреплять названия цветов и форм, воспитывать в себе такое важное для учебы качество как аккуратность». - Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь видели маленьких детей? - Ой кто к нам стучит? -Ребята идите, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал. (Сюрпризный момент – за дверью стоят куклы-малыши). - Ой, какая неожиданность к нам в гости сегодня пришли маленькие дети, они сегодня будут за вами наблюдать и принесли вам сладкий сюрприз, который спрятали в бассейне, его смогут достать только те дети, которые будут выполнять все задания на «отлично». Усадите наших гостей на диванчики. -А у вас дома у кого-нибудь есть такие маленькие братики или сестренки? -Расскажите, какие они? Как их зовут? Что они умеют делать? -Я сегодня предлагаю вам поиграть. Предлагаю вам взять на себя роль малыша. -Хотите поиграть в малышей? -Чтобы малышу родиться на белый свет и активно познавать мир, ему необходимо много трудиться. -Вы готовы потрудиться? Рождаемся. На полу расстилается парашют, ребенок садится на середину парашюта, психолог собирает края парашюта в «кокон» так чтобы ребенок оказался внутри. Психолог начинает раскачивать кокон и ожидать пока ребенок сам не изъявит желание выбраться. Это упражнение проделывается с каждым ребенком. Туннель. На полу расстилается детский парашют, задача детей лежа на животе проползти под парашютом по одному. Пеленание. Каждый ребенок пеленается в покрывало, как новорожденный и перематывается скотчем от плеч до конца ног. Психолог наблюдает, пока дети сами не выберутся с «пеленок», если ребенок длительное время не хочет выбираться с «пеленки» мотивирует его каким-нибудь сладким призом. Ползание по кругу на животе обязательно соблюдать правильное движение рук и ног (правая рука-левая нога, левая рука-правая нога). Ползание по кругу на коленках (как «паучки» соблюдая последовательность правая рука-левая нога, левая рука-правая нога, стараться отклонять как можно больше корпус тела то влево то вправо). Ходьба по кругу по канату. Расположить веревочный тонкий канат по кругу. Ребенку встать одной ногой на канат, расставить руки в разные стороны, выпрямить голову, чтобы глаза смотрели вперед и пытаться идти, не глядя на канат только нащупывать его ногами. Игра с парашютом. Парашют – это ткань в форме большого круга имеющего петли по диаметру. Дети берутся за петли каждой рукой растягивают парашют в разные стороны, кладут на пол, не отпуская петель из рук и по команде психолога резко взмахивают петлями вверх над головой, парашют надувается, дети в это время бегут под парашют и садятся на пол, парашют их накрывает сверху. Эта игра очень нравится аутистам. (Все вышеуказанные игры сопровождаются детской веселой эмоционально окрашенной музыкой) -Ну, вот мы и родились, и уже начали ходить, бегать, играть. Сейчас наша с вами задача научиться слушать, видеть, чувствовать и представлять. -Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы оказались на красивой необычной полянке с разноцветными фигурами (геометрические фигуры различных цветов и величин деревянные и в форме мягких модулей (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), две песочницы)). - А вы знаете, что это за фигуры? Индивидуальная работа с Ромой. (Индивидуальная работа с ребенком с РДА присутствует на каждом занятии. Таким образом, ребенок уже ожидает, что его спросят, у ребенка формируются первоначальные штампы ответов и он может их применять на других занятиях и уроках). - Ребята сейчас наш Рома будет выполнять задание, ваша задача - строго за ним наблюдать, и если Рома ответит неправильно - показать пальчик вниз, если правильно - пальчик вверх и похлопать весело в ладоши. Вопросы для ребенка с РДА формулируются короткие и четкие. Рома покажи красный цвет, синий, желтый и т.д. Аналогичная работа проводится с понятиями «большой - маленький», формами, счетом в пределах десяти или согласно программному материалу. А сейчас я вам предлагаю нарисовать пальчиками на Роминых ладошках геометрические фигуры, и пусть Рома попытается угадать, что вы нарисовали. Ребята по очереди аккуратно медленно берут Рому за руку и рисуют пальчиками фигуры, если рома не угадывает, они ему называют какую, фигуру рисовали. - Сейчас я предлагаю вам поиграть с фигурами в прятки, необычные песчаные прятки. Проходим к песочнице. -Посмотрите, ребята, вот наш песочек. Но этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, он умеет говорить. Песочек может показать детям много интересных игр. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком… - Песок в рот брать можно? - Разбрасывать можно? - Кушать его можно? - А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок? - Шершавый или гладкий? - Сухой или мокрый? - Мягкий или твёрдый? - Песок шершавый, сухой, мягкий. - Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком. - Здравствуй, песок! - Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. - Давайте его погладим между ладонями. - Возьмите за руки песок крепко- крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко-крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и опять отпустим. - Наши фигуры сыграют с нами в прятки. Они любят прятаться в песке. Давайте сыграем с ними в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Большие фигуры положить в одну тарелочку, маленькие в другую. Вы можете раскапывать песок пальчиками. Дети находят фигуры, помогают друг другу в поиске. - Что вы нашли в песочке? - Молодцы, фигурам очень понравилось с вами играть. - Я очень горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ. - Сыграем еще раз? После того, как я скажу «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. И распределить по тарелочкам по цвету. - Играем в третий раз. После того, как я скажу «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. И распределить по тарелочкам по форме. - Молодцы, справились с заданием. - Мы играли с сухим песком. А сейчас я вам предлагаю провести эксперимент. Давайте песочек намочим и посмотрим, что с ним будет? - Берем леечки и мочим песок. - Что произошло с песком? - Давайте потрогаем, какой стал песочек? - Мокрый, влажный, липкий, пластичный. - Давайте оставим отпечатки фигур на нашем влажном песке. Берите фигуры, которые вам понравились и оставляйте отпечатки. -Хорошо мы потрудились сегодня! Я очень вами довольна! - С чем мы сегодня с вами познакомились? С песочком. - А кто запомнил правила игры с песком? - Что еще на занятии мы с вами делали? Повторяли фигуры, цвета, формы. - Поищите, есть ли в нашей комнате те фигуры, о которых мы с вами сегодня говорили? (По периметру сенсорной комнаты расположены мягкие различные по цвету, величине и форме фигуры). - Молодцы. Наше занятие подходит к концу, и я вас приглашаю в круг радости. А сейчас вы можете забрать свой сладкий приз в бассейне (сухой бассейн с разноцветными шарами, куда на каждом занятии кладутся запакованные сладкие призы и дети купаясь в бассейне ищут свои сладкие призы). Комментарий: занятие для ребенка с РДА строится строго в концентрической последовательности, т.е. на каждом занятии первая часть занятия, где выполняются физические, силовые упражнения как рождение, тоннель, ползание и т.д. практически одинаковая, а вот вторая часть занятия пескотерапия каждый раз в вкратце повторяется и добавляется новая информация: согласно теме плановых учебных занятий т.е. ели дети на уроке сегодня изучали фигуры, значит на пескотерапию берем фигуры. Если дети изучали цифры и буквы, значит на пескотерапию берем цифры и буквы, таким образом, постепенно формируется желаемое поведение у детей с РДА через игру с песком и сенсорную интеграцию, что облегчает дальнейшую работу учителя дефектолога при преподавании основных учебных предметов. Список используемой литературы: Башина В.М.Аутизм в детстве. М.: Медицина,1999.236 с. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации//Дефектология.1997.№3.С.15-20. Вольперт И.Е.Игровая терапия// Рук.по психотерапии/ Под ред. В.Е.Рожнова. Выготский Л.С. Поли.собр.соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1983-1984. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.93 с. Завьялова В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое рук. Новосибирск, 1995. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.,1981. Исурина Г.Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.С.231-225. | |
Просмотров: 1792
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |