Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Материалы кафедры |
в помощь школьному психологу
В помощь школьному психологу Зав.кафедрой общей и прикладной психологии -проф. Каримова Р.Б. Дорогие коллеги! Листая страницы электронных журналов, приятно поражает ваше желание публиковаться, делиться опытом своей работы. Организации собственной научно-исследовательской деятельности педагога-психолога означает высокое стремление к самосовершенствованию, желание повысить свою профессиональную компетентность. Хотелось бы дать практические рекомендации по методологии и оформлению научного исследования, которые должны присутствовать в любом публикуемом материале, так как эти классические требования дают основание считать вашу работу научной. Методология научного исследования представляет собой систему принципов и спо¬собов организации и построения теоретической и практи¬ческой деятельности. При этом философский уровень включает- общие принципы познания, общенаучный уровень представляет теоретические концепции, конкретно-научный -принципы, методы исследо¬вания; технологический - методика и технология исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка. Начиная исследование, следует помнить, что разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Необходимо знать, что любой метод исследо¬вания всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Разработанность психологического исследования зависти от того, как добываются психологические факты. Что такое психологический факт? Это: определенные акты поведения человека, в которых проявляются особенности тех или иных сторон психики, акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между людьми. Каждое научное исследование должно содержать: - общую методологию исследования - различные философские системы, мировоззренческое обобщение полученных результатов; - частную или специальную методологию-совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания; -совокупность конкретных методов и методик исследования. Основными методологическими принципами научного исследования являются – принцип детерминизма психического развития, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности и онтогенетического подхода. Каждое психологическое исследование содержит несколько этапов: 1 этап-подготовительный, он связан с выбором проблемы и формулировкой темы, что определяет формулировку цели исследования, объекта(кого изучать?) и предмета исследования(что изучать?) Это позволит определить гипотезу исследования, т.е, возможность предполагаемого ответа. Теперь можно формулировать задачи исследования и подбор методов, при этом необходимо помнить, что методы должны соответствовать методологическим принципам и возможности проверки одних методов другими. 2 этап –собственно исследовательский, включает сбор фактического материала и последующей обработки полученных данных. Применяются количественный и качественный анализ: анализ каждого зафиксированного факта;- установление связей факт - гипотеза; выделение повторяющихся фактов; вариационно-статистическая обработка и составление таблиц, построение графиков и др. Очень важно правильно сформулировать научный аппарат: научная про¬блема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения; цель — это желаемый конечный результат, может быть теоретико-позна¬вательной или практической, прикладной характер; гипотеза исследования формулирует¬ся в виде высказывания типа: «Если..., то...», корме того она должна конкретизироваться. Планирование экспериментального исследования является центральным звеном всей процедуры исследования, при этом выделяются внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную; а затем выбирается экспериментальный план в зависимости от гипотезы. При работе с группой чаще определяют основную и контрольную. Используют и факторный план, когда требуется выявить влияние двух или более независимых переменных на одну зависимую. В экспериментах используется преимущественно два вида анализа результатов: 1) количественный анализ; 2) качественный анализ. Количественный анализ используется для описания данных и установления значимости результатов. Выполняется с привлечением математико-статистических методов. Качественный анализ используется для описания и характеристики связи между явлениями (систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем и структур, системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию и тех, которые являются исключением.) Интерпретация результатов - процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала. В научном исследовании существуют следующие методы: -теоретические ( дедуктивный -от общего к частному, от абстрактного к конкретному, индуктивный –обобщение фактов, от частного к общему и моделирование, т.е. конкретизация от частного к частному). , когда в качестве аналога более -эмпирические методы психологического исследования – метод поперечных срезов, лонгитюдный и комплексный. Теоретические методы включают изучение и анализ литера¬туры и документов; моделирование, анализ эксперимен¬тального материала; обобщение. В результате должны быть получены следующие сведения: кем и какие исследования выполнены по данной теме? где опубликованы эти результаты? в чем конкретно они состоят?вскрыть совпадающие и различающи¬еся точки зрения авторов, обозначить мало разработанные и дискуссионные точки зрения. При этом источником сбора материала служит также раз¬нообразная текущая психолого-педагогическая доку¬ментация практического психолога (планы работ, ин¬структивные документы, практические результаты работы, конспекты занятий и др.). Эмпирические методы это наблюдение, беседа, интервью, анкетирование и. психолого-педагогический эксперимент, который направлен на проверку гипотезы, установление не толь¬ко причинно-следственных связей в изучаемом объекте, но и на выявление механизма действия этих связей. Я выделила основные направления научного исследования, которые необходимы для публикации статей, если у вас появиться желание продолжить научное исследование, то вы можем обсудить это в нашей переписке. Желаю успеха вам дорогие коллеги-педагоги и психологи! | |
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |