Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИН
АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Р.Б. Абдрахманова - к. психол.
н., доц. ИМиД (PhD) КазНПУ им.
Абая, В.А. Плеханова - магистрант 2
курса ИМ и Д(PhD)КазНПУ им.
Абая
Изменение
условий жизни влечет за собой существенное изменение проявлений различных
психопатологических нарушений. За прошедшие пол века, в течение которых,
аутодеструктивное поведение стало одной из самых актуальных проблем психиатрии,
психологии, педагогики а также социологии, существенно изменились формы
аутодеструктивной активности, социально-психологические аспекты ее проявления,
клинико-психопатологические расстройства, сочетанные с саморазрушающим
поведением [1]. Аутодеструктивное
поведение и различные виды
психопатологических расстройств являются одним из основных направлений
исследовательской, лечебно-диагностической и профилактической работы в
психиатрии, психологии и суицидологии. Наибольший уровень самоубийств,
суицидальных попыток и других видов аутоагрессивных действий регистрируется при
различных видах депрессивных расстройств, при шизофрении, алкогольной и
наркотической зависимостях. В настоящее
время вызывает опасение тот факт, что среди самоубийц отмечается существенный
рост количества мужчин наиболее трудоспособного возраста, а также «помолодение»
самоубийств, суицидальных попыток и других эквивалентных форм саморазруши-тельного поведения [2]. Проблемой
аутодеструктивного поведения занимались многие ученые, такие как: А.Г.Амбрумова,
В. А. Тихоненко, Н. Е. Бачериков, П. Т. Згонников, И. И. Кутько, Л.И.Постовалова,
М. А. Лапицкий, С. В. Ваулин, Н. Н. Бровина, Л. Н. Ситенко, А. М. Морозов, Т.Н.
Пушкарёва. Аутодеструктивное
поведение - разновидность девиантного поведения, характеризующаяся поступками,
угрожающими развитию и
целост-ности личности субъекта поведения. Оно может проявляться в различных формах: 1.
Суицидальное поведение. 2. Пищевая
зависимость. 3.
Химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм. 4.
Фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах,
движении футбольных болельщиков и т. п. 5.
Аутическое поведение. 6.
Виктимное поведение («Синдром жертвы»). 7. Занятия
экстремальными видами спорта. Аутодеструктивное
поведение человека направлено на причинения вреда самому человеку, а не его
окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии,
сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносного
воздействие на близкое окружение). Доминирующим видом аутоагрессии является
физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагрессии, к примеру,
в виде вербального самоуничижающего и самообвиняющего поведения, проявляющегося
в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании
себя бранными словами, сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным»
существом. Аутоагрессивное
поведение проявляется в двух формах: 1.
самоубийстве (суицидальном поведении); 2.
самовреждении (парасуицидальном поведении). Их различия
заключены в конечной цели (смерти или членовредительстве) и вероятности ее
достижения. Под
суицидальным поведением понимается намеренное стремление человека к
смерти. Оно может быть обусловлено формированием внутриличностного конфликта
под воздействием внешних ситуационных факторов или в связи с появлением
психопатологических расстройств, вызывающих стремление к лишению себя жизни без
реального воздействия внешних ситуационных факторов. При второй
форме возможно нарушение осознания и понимания смысла собственных намерений и
действий, а также утрата произвольности. Парасуицидальные попытки совершаются,
как правило, с целью вывода себя из состояния бесчувствия, безрадостности,
безэмоциональности путем испытания острых
аффективно-шоковых переживаний.
При этом человек с парасуицидальными намерениями может стремиться избежать
интенсивного болевого раздражителя. Для этого
используются разного рода рискованные и опасные для жизни действия: − удушение
до степени появления первых признаков измененного состояния сознания; хождение
над обрывом или по краю пропасти, балкона, подоконника, перилам моста; −игра с
заряженным боевыми и холостыми патронами пистолетом на «испытание судьбы»; −прижигание
или надрезание кожи и иные болевые воздействия; −демонстрация
окружающим решимости совершить суицидальный поступок с садомазохистическими
стремлениями и получением удовлетворения
при доведении окружающих до состояния иступления. Суициды
приобретают всё более странные и вычурные формы. Суициденты наносят себе
тяжёлые травмы (ранят себя стеклом, огнём, кислотой, слесарным инструментом),
повторяют суициды из раза в раз, даже при суицидах демонстративного характера
всё меньше беспокоятся о том, чтобы избежать неприятных и длительных
последствий от намеренных интоксикаций, травм и т.п. Спецификой
аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его
опосредованность групповым ценностям. Группа, в которую включен подросток,
может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение,
самопорезы, компьютерную зависимость, реже - суицидальное
поведение. В детском
возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возраста
периода аутодеструкция малохарактерна. Причины
суицидального поведения очень сложны и многочисленны[1]. В начале
20-века австрийский психиатр З.Фрейд создал первую психологическую теорию
суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя.
Американский психиатр K.Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он
предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных
бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить),
депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
Американский
психолог, ныне рассматриваемый как пионер современной теории суицида,
E.Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда
включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от
общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только
смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты
когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации,
подчеркивают роль негибкого мышления ("жизнь ужасна, альтернатива ей
только смерть"), которое ведет к невозможности выработки решений своих
проблем. В рамках
анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологи-ческого подходов разработаны различные представления о
детерминации самоубийств. Представители
анатомо-антропологической концепции придерживаются идеи
структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства. Важную
роль играет неблагоприятная наследственность. Социологическая
концепция главные причины самоубийства усматривает в социально-политических и
экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на
него социальных норм. Психопатологическая
концепция оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании
представлений о психической патологии любого суицидента, что до последнего
времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы
самоубийства. Более
поздние исследования психологов и психиатров выявили наличие определенной связи
между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным
действиям в кризисных ситуациях. Более
гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция,
согласно которой, такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации
личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Данный подход
продуктивно развивается в последние годы. В целом
можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые
могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренними
факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности
суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.),
повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних
факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной
ситуации. К внешним
факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде
всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе -
семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы
деятельности (экстремальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и
т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют
для человека особый кризисный психологический смысл. Суицидальное
поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством
разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием
суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в
критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути
удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей. Центральную роль в
возникновении такой ситуации играют следующие конфликты. а)
обусловленные спецификой семейных взаимоотношений: неразделенная любовь, измена
любимого человека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких; б)
обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия:
неудачи в выполнении конкретных задач, межличностные конфликты с коллегами по
работе, служебные конфликты с начальниками или подчиненными; в)
связанные с антисоциальным поведением человека: страх уголовной
ответственности; боязнь позора; г)
обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания; хронические
соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи, особенности
внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность; д)
обусловленные материально-бытовыми трудностями. Суицидальное
поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима
особая личностная предрасполо-женность,
вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной
проблемой. Существенный момент при этом - наличие уязвимых психических
структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с
акцентуированными и психопати-ческими чертами характера. Суицидальное
поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют
относительно устойчивую, целостную структуру. Эта структура отражает
индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса[3] По-разному
следует оценивать личность суицидента и оказывать помощь, если мы имеем дело с
суицидальной реакцией протеста или с реакцией капитуляции перед жизнью, когда
почти полностью подавлены витальные мотивы. Тут нужна аналитическая работа,
поскольку сам пациент плохо осознает истинный мотив собственного суицидального
поведения.
1. Смоленская О.В. Психологические аспекты
аутодеструктивного поведения у лиц с посттравматическими стрессовыми
расстройствами. : - Йошкар – Ола, 1998.- с.1-5. 2. www.psy.ru 3. Алан Б. Суицид - общие теории и предотвращение. М.
2000. | |
Просмотров: 2533
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |