Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Социально-психологические
особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи
О.С.Сангилбаев - д.психол.н.,
профессор КазНПУ имени Абая, Д.И. Ордагулова - магистр психологии,(преподаватель) КазНПУ имени
Абая, А.О.Сангилбаева - магистр
психологии КазУМОиМЯ им.Абылай хана
Исследование
проблем совершения правонарушений и преступлений школьной молодежью всегда была
актуальной. Несмотря на
предпринимаемые меры, у нас в стране продолжает расти число несовершеннолетних
правонарушителей. Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий
характер, т.е. в основном используется карательная педагогика. Большое
влияние на формирование противоправного поведения у школьной молодежи оказывают
социально-экономические, политические и другие изменения в нашем обществе, а
также социальное неблагополучие, которое проявилось в распаде семейных связей,
росте числа безнадзорности и бродяжничества, правонарушений и т.д. Они породили
ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде
различных девиаций. Усиливает
проблему совершения правонарушений несовершеннолетними и положение системы
образования в настоящее время. Общеобразовательная школа сегодня не может
компенсировать просчеты, допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных
причин [1]. Для решения
этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы
предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростково-молодежной
среде разрабатывали российские ученые С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев, А.И.Кочетов и другие. В психолого-педагогических исследованиях
О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, И.С. Марьяненко и других решение проблемы
видится в воспитании нравственных отношений школьников. В работах психологов Д.И. Фельдштейна, М.А.
Алемаскина, Л.М. Зюбина охарактеризованы типы отклоняющегося поведения
учащихся, способы его диагностики и коррекции. В исследованиях юристов Ю.М. Антоняна, К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского и
других анализируются основные звенья профилактики девиантного поведения
школьной молодежи с точки зрения совершенствования деятельности
правоохранительных органов. Особое
внимание заслуживают работы в области изучения проблемы "первичной
профилактики”, которые проводились В.Т. Кондрашенко, С.Я. Улицким, П.И.
Сидоровым, М.А. Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многих
специалистов является более эффективным и массовым [2]. Однако,
серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и
уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является
отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении
несовершеннолетних и неэффек-тивность работы
Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних [3]. Большую
проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях,
занимающихся оказанием им помощи. Таким
образом, необходимость решения проблемы профилактической работы среди школьной
молодежи очевидна. Мы считаем
что, организация профилактики правонарушений может быть эффективной если: ·
будут выделены
психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы,
влияющие на формирование противоправного поведения; ·
подросткам и
юношам будут даны знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей; ·
она будет базироваться
на выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям; ·
будет разработана
функциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением. Для чего мы
ставим следующие задачи: -
Проанализировать основные факторы и причины, способствующие формированию
противоправного поведения у школьной молодежи. - Изучить
современное состояние девиации среди школьной молодежи. -
Разработать функциональную модель организации помощи школьной молодежи с
девиантным поведением. Если
обратиться к выводам исследователей несовершеннолетних правонарушителей, то по
мнению многих авторов эта возрастная группа (14-17лет) характеризуется рядом
особенностей и изменений, которые способствуют совершению противоправных
действий. Хотя в периодизаяциях
психофизиологического развития старший подростковый (14-15лет) и младший
юношеский (16-17лет) возраста относят к разным возрастным периодам, в
периодизации социального развития оба они обозначаются как "маргинальный период
социализации”. Это объясняется сходством процессов, которые характеризуют
социальное созревание индивида в это время, совпадением механизмов, институтов,
способов социализации и т.п. [4]. Юристы
также выделяют этот возраст, употребляя понятие "несовершеннолетний” в
отношении лиц 14-17 лет. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте
уже характеризуются определенным социальным статусом, гражданскими правами и
обязанностями, закрепленными в законодательных актах. Однако, в отличие от
взрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен. Говоря о школьной молодежи как о "группе повышенного
риска” в плане совершения ими правонарушений, мы считаем необходимым
рассмотреть основные причины этого, связанные с особенностями возрастных
изменений. И.С.Кон, который занимался изучением данного возраста,
выделил следующие причины: - Внутренние
трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и
заканчивая формированием и перестройкой "Я-концепции”. Т.е. в
физиологическом плане у подростка наблюдается "гормональная буря”, вызванная
повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной
возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных
реакциях, непредсказуемости настроений, раздражительности. Это может вызывать
трудности во взаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды
агрессии, различные виды девиантного поведения. В этом возрасте происходит
также половое созревание, которое вызывает серьезные проблемы в сфере
взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в
сексуальной жизни подростка. А возникшее желание найти признание у
противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и
т.п. способов и приемов. Бурный рост, изменения в организме (внешние и
внутренние) влекут за собой изменения в психике. В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии
[5], когда собственный физический недостаток (зачастую придуманный) ясно
осознается и фрустрирует личность. Под действием синдрома возникают
характерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении и адаптации.
А, как уже говорилось ранее, дезадаптация - одна из основных причин
формирования противоправного поведения. Ряд комплексов неполноценности,
формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у
подростка неуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки
и вызывает появление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на
формирование устойчивой позитивной "Я-концепции” [6]. Важность ее создания
неоспорима. Это подтверждают и исследования Е.Н. Голубевой,
согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних
правонарушителей не в том, что подросток не хочет исправиться или не понимает,
что надо жить честно, а в том, что они порой не могут этого сделать из-за
наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных
ценностей, оцениваемых обществом как аморальные» [7]. Необходимо заметить, что сам процесс формирования
самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер
взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного
стремления к самостоятельности, эмансипации, автоном-ности от взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они
предлагают, что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).
С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное
внимание к их мнению, потребность в самоутверждении в этой среде [8]. Значимой
становится референтная группа, возможное влияние которой мы будем изучать в
будущих исследованиях предлагаемой проблемы. - Статусно-ролевая
неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего.
Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток/юноша достигает
параметров взрослого человека, а его социальные и психологические возможности
ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось
мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в
наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных
внешних и внутренних конфликтов и т.п.) [9]. Таким образом, можно говорить о
том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые. Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и
его психологическими возможностями. Стремление преодолеть это противоречие
может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение,
сквернословие, употребление спиртных напитков и т.д., вплоть до совершения
преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым,
самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставляет их подвергать
критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим
поколением [10]. - Противоречия,
обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Имеется в
виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм,
послушания, уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную
дисциплину и самоконтроль, основанные на внутренних нормах, еще не сложились
или не окрепли» [11]. Хотелось бы
отметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние
на возможность совершения асоциальных действий. К ним относится, например,
подростковое упрямство, природе которого еще не нашли объяснения. Наличие этого
качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и
наказанию подростка. Это, в свою
очередь, вызывает еще большее упрямство, несовершенно-летний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных
и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь
подростка к порядку и т.д. Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные
наказания приводят к тому, что подросток перестает ощущать свою вину за
совершаемые противоправ-ные действия. Это содействует
формированию личности с асоциальной направленностью. Еще одно качество, свойственное этому возрасту - конформизм, который
наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением [12]. По статистике большинство правонарушений
осуществляется несовершенно-летними под давлением группы. К
совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский
"романтизм”, стремление к чему-то яркому, необычному. А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и
романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности. К тому же
немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму. Таким
образом, на основе изучения литературных источников мы можем определить понятие
"школьная молодежь” как социально-демографическую группу, выделяемую на основе
совокупности возраст-ных характеристик, особенностей
социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст
которой составляет 14-17 лет. Под
профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых, педагогических
и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с
индивидуально-профилактической работой. Среди
факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мы считаем
необходимым выделить следующие основные: -
индивидуальный; -
психолого-педагогический; -
социально-психологический; -
личностный; -
социальный, социально-экономический. Считаем
нужным также отметить, что существует определенный набор качеств и особенностей
личности, характеризующий подростков-правонарушителей. Основными среди них
являются неустойчивость цен-ностных ориентаций, психическая агрессивность,
социальная пассивность, повышенная тревожность, конфликтогенность и т.д. Раннее
диагностирование этих качеств, выявление причин отклонений в поведении и
принятие соответствующих мер будут способствовать повышению эффективности
профилактической работы со школьной молодежью.
1. Беличева С.А. Основы превентивной
психологии.- М.: Изд. центр
Консорциума "Социальное здоровье России”, 1999. -199с. 2. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при
организации реабилитационной работы. //Проблемы
личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30июня 1992 года //Под ред. И.А. Невского.- М.: 2000. -С.72-84. 3. Горьковская И.А. Особенности агрессивности у подростков с
противоправным поведением. //Психология. -2001.- N3. -С.3-12. 4. Ермолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условие повышения эффективности ранней профилактики
девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа. 2002. - N6. -С.37-43. 5. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая
проблема. //Социально-педагогическая
работа.-2003.- N1.-С.2-14. 6. Мицкевич В.В., Метлицкий И.Е. К вопросу об источниках
формирования де-виантного поведения детей и подростков
относительно положений Конвенции "О правах ребенка”. //Социально-педагогическая работа. -2001. - N 3. -С.37-45. 7. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А. Регуш СПб.: Союз, 2005.-144с. 8. О необходимости поддержки восстановительного подхода к подростковой
преступности "Левенская декларация” под редакцией А.А.Дубровской М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 1999. -25с. 9. Пархомович В.Б. Влияние социометрического статуса в классе на асоциальное
поведение подростка. //Психология. -2003.- N3. -С.13-20. 10. Пряхина М.В., Фурманов И.А. и др. Потребность
подростков в социально-педагогической и психологической помощи. // Гуманистическое формирование личности в
современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В. Торховой. Мн., 2001. -С.84-97. 11. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: Учебное пособие. -М.: Издательский
центр "Академия”, 2004. -320с. 12. Торхова А.В. Царик И.А. Некоторые аспекты отклоняющегося поведения
подростков. //Гуманистическое формирование личности
в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В. Торховой. Мн., 2001. -С.68-76. | |
Просмотров: 2672
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |