Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
К ВОПРОСУ О САМОРАЗРУШАЮЩЕМ И СУИЦИДНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ Г.Ж. Лекерова - д.психол.н., профессор кафедры психологии и дефектологии ЮКГУ им. М. Ауезова, С.Ж. Исабекова - магистр кафедры общей
психологии ЮКГУ им. М. Ауезова
Личность -
понятие динамическое. Как отдельные ее проявления, так и личность в целом или
претерпевает поступательное развитие, или происходит ее деградация,
саморазрушение. И то и другое наиболее многообразно в подростковом возрасте,
хотя, казалось бы, что процессы разрушения и не должны практически проявляться
в этом периоде. Аутодеструктивное
поведение психологи разделяют на прямое и опосредованное. К проявлениям прямого
аутодеструктивного поведения можно отнести курение, алкоголизацию,
наркотизацию. Опосредованное аутодеструктивное поведение находит отражение в
прогулах, побегах из дома и бродяжничестве, фанатическом увлечении рок-музыкой
и быстрой ездой на мотоцикле. К опосредованным формам аутодеструктивного
поведения могут быть отнесены также стремление к элементам риска особо опасных
видов спорта, а также гомосексуальные эксцессы и промискуитет. Разумеется,
невозможно любые прогулы или побеги из дома расценивать как проявление
аутодеструкции. Прогулы школьных занятий могут быть следствием конфликтных
отношений с учителями или одноклассниками, педагогической запущенности или
недостаточной успеваемости. Но и в этих психологически понятных реакциях
«ухода» прослеживаются эквивалентные взаимоотношения с суицидальным поведением,
так как нередко те же самые моменты приводят подростка к суицидальному
решению. У
подростков наркотизация не исчерпала всего круга девиантного поведения и, как
правило, сочетается с различными противоправными действиями. Для
аутодеструктивной группы более всего характерными являются хулиганские
действия с жесточайшими драками, глумлением над жертвой и издевательством. Как
правило, драки носят групповой характер и сопровождают «выяснение отношений»
различных подростковых группировок, однако степень жестокости, использование
в драках опасных орудий и средств, а также полное отсутствие разумной оценки
риска как для своей, так и для чужой жизни выделяют эти драки из ряда
подросткового хулиганства. Для младшей
и средней подростковых групп характерно групповое вымогательство денег с
применением жестоких приемов физического и духовного издевательства. Нередким в
этой среде наблюдается и жестокое отношение к младшим по возрасту, включая
сестер, братьев, с применением физического воздействия, а также особо жестокие
формы общения с природой и отношения к животным. К
хулиганским действиям, достаточно типичным для подобной группы, относятся
действия, связанные с лишенным прямой корысти немотивированным разрушением, так
называемый вандализм: взлом и разгром детских садов, школ, частных строений,
осквернение и разрушение храмов, кладбищ и памятников. Незначительность
материальной выгоды, получаемой в результате этих действий, ни в малейшей
степени не оправдывает усилий, затраченных на них. Обычной добычей при этом
являются сломанный магнитофон, изредка простенькие музыкальные инструменты,
иногда какая-нибудь пища. Да и сами подростки подтверждают отсутствие
корыстных побуждений. Такие поступки вдохновляются жаждой разрушения,
необходимостью выхода агрессии и нередко сопровождаются алкогольными или
наркотическими опьянениями [1]. Третьей по
частоте криминальных действий при аутодеструктивных девиациях явились гомо- и
гетеросексуальные агрессии, отличающиеся также высокой степенью жестокости и
цинизма. Особый характер противоправных действий, находящий отражение в
бездумной жестокости, отсутствии корыстных побуждений на фоне постоянной,
различно проявляющейся ожесточенности и агрессивности позволил нам выделить
самостоятельный вид акцентуаций характера по криминогенному типу... Под этим
термином понимается определенный тип
развития подростка, когда с раннего возраста определяется неуправляемость
поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения
общепринятой системы ценностей. Суицидальное
поведение аутодеструктивных подростков имеет также особенности. Истинного
суицидального поведения в этой среде не наблюдается, единичные выявленные
суицидальные попытки носят откровенно манипулятивный характер протестного или
шантажного типов с гетероагрессивным психопатическим оформлением суицидальных
действий, угрозами и бранью в адрес окружающих. Вместе с тем в выделенной
аутодеструктивной группе выявлялся широкий спектр аутоагрессивных проявлений. Тщательный
суицидологический анализ, включающий изучение мотивов, целей и способов
аутоагрессии, а также психического состояния, сопутствующего им, позволил
обнаружить неоднородность аутоагрессивных проявлений, чаще всего
представленных самоповреждениями. В ряде случаев самопорезы неопасной для жизни
локализации и заглатывание различных предметов носили явно гетероагрессивный
характер, но в силу объективных причин были направлены на себя. В этом смысле мотивы, цели, а также чаще
всего и способы этих аутоагрессий и описанных выше суицидальных действий
совпадали, представляя собой переключенную агрессию. Другая
категория аутоагрессий совершалась подростками на эмоционально-индифферентном
фоне, и являлась, по сути, конформно-групповым поведением, демонстрацией
реальной или желательной принадлежности к той или иной группировке
(криминальной, наркоманической) или одному из молодежных течений. Способами этого
вида аутоагрессии стали также самопорезы, самоожоги сигаретами, спичками,
раскаленным металлом и химическими веществами. Адресовались эти действия либо
отдельным значимым лицам, либо референтным группам. По смыслу и значению эти
аутоагрессии приближались к таким распространенным среди асоциальных подростков
действиям, как нанесение татуировок особого содержания, имеющих символическое
значение принадлежности к той или иной криминальной группе. При всех
видах аутоагрессий, независимо от цели, было характерным игнорирование
реальной опасности для здоровья, в ряде случаев и жизни. Таким
образом, выделенная группа подростков с учетом особенностей наркотизации,
криминального и аутоагрессивного поведения характеризуется ярко выраженной
агрессивностью, определяющей поведение подростков в различных сферах
деятельности, и в зависимости от обстоятельств либо внешне ориентированной,
либо самонаправленной. Вместе с постоянным игнорированием опасности для жизни
и здоровья, описанные выше характеристики, позволяют выделить аутодеструк-тивные девиации из круга подростковых отклонений поведения.
Была
прослежена возрастная динамика аутоагрессивных форм поведения и описаны их
проявления, характерные для младшего, среднего и старшего подростковых
периодов. Для опосредованных форм аутодеструкций наиболее характерными были
неустойчивый и социально-ведомый типы личности, в частности, его
социально-порицаемая разновидность. Эти подростки характеризуются отсутствием
волевого начала, невозможностью собственного самовыражения, поиском
«инициативных». Этим качествам сопутствует чувство отверженности с заниженной
самооценкой, неуверенность в себе и отсутствие понимания и поддержки со стороны
взрослых. Прямым формам были более подвержены подростки с эксплозивными и эпилептоидными
чертами характера. И стероиды и гипертимы в равной мере тяготели к обеим формам
аутодеструктивного поведения. Среди
данной группы особого внимания заслуживают инфантильные подростки, которые, не
задумываясь о содержании и направленности предлагаемых форм поведения, с
готовностью их перенимали. Импульсивные и поверхностные инфантильные подростки
прельщались игровой и авантюрной стороной аутодеструктивных проявлений, а
также возможностью привлечь к себе внимание окружающих и сверстников, в чем
испытывали реальный дефицит. Немаловажную роль в принимаемом ими облике играла
иллюзия защищенности, которую им давала принадлежность к какой бы то ни было
группировке. Эта группа подростков не является собственно аутодеструктивной,
но в силу избранного «защитного» модуса поведения составляет группу риска в
плане развития наркологических заболеваний. Важными
характеристиками выделенной аутодеструктивной группы подростков являются
неполноценность эмоционального развития, дефект индивидуализации межличностных
отношений, невозможность сочувствия и сопереживания, трудности усвоения таких
понятий, как милосердие, доброта, взаимопонимание, затруднения интериоризации
системы духовных и нравственных ценностей, ведущие к нарушениям нормативной
социализации. Постоянно
фиксируемые у аутодеструктивных подростков саморазрушение и дисгармония
формирования личностных структур позволяют выделить как особую форму
аутодеструкции «жестокую бездуховность» [2]. Перспективы
коррекции саморазрушающего поведения подростков представляются нам
отдаленными, и реальная пессимистическая оценка ее возможностей базируется, с
одной стороны, на глубинной социально-психологической дезадаптации и
патологической адаптации личности изученной нами категории подростков и
недостаточности необходимой системы предупреждения этих отклонений поведения. Суицидное
поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций.
Свойственные переходному возрасту фиксация на собственном «Я», склонность к
самоанализу, переоценке ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск
своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, несформированностью
диалектического мыш-ления, однозначностью оценки вокруг
происходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делают
подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки
зрения, ситуаций путем самоубийства. Суицидная
попытка становится более вероятной и в связи с недостаточной способностью
подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Л.К.Личко
усматривает определенную связь между типом суицидного поведения и типом
акцептуации характера [3]. По его
мнению, демонстративные суицидные действия более свойственны истероидным, а
истинное суицидное поведение — сенситивным личностям. Ситуационно-личностные
конфликты, могущие привести подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к
покушениям на самоубийство, достаточно многообразны. Постоянные незаслуженные
упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии
теплого и доброго отношения и понимания в семье или обратная ситуация могут
выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство
безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении
ситуации — самоубийство. Инвалидизация,
оставляющая подростка вне круга романических отношений, формируют чувство безнадежности,
отвергнутости, приводит к рациональной оценке перспектив и, в силу названных
выше психологических особенностей подросткового возраста, делают подобный
личностный конфликт весьма суицидоопасным. Из других опасных в отношении
самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в
какой-либо сфере, в том числе и сексуальные неудачи при неделикатном поведении
партнера, падение престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее,
например, к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными
качествами значимых других (чаще родителей). Значение
внутриличностных и внешнесоциальных факторов в возникновении побуждения к
суициду, по-видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, т.е.
чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньшая предуготованность (акцентуация,
психопатия) личности требуется для суицидного поступка и, наоборот, чем
выраженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки
зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут
оказаться суицидоопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида подростки,
готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать
о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних
писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься
слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последний призыв о
помощи, который в условиях дефицита чуткости редко бывает услышан [3]. Суицидное поведение подростка во всех случаях, даже при явной его демонстративности должно вызывать к себе серьезное отношение окружающих, так как в связи с неопытностью подростка, неспособностью правильно оценить последствия своих действий, заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом. 1.
Амбрумова А. Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о
саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у
подростков. - Л., 1991. - С. 32 - 35. 2.
Воронков Б. В. Острые аффективные реакции и нарушения
поведения // Особенности психических отклонений у подростков. - СПб., 1993.-С.
22-31. 3.
Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при
различных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение
у подростков.- Л., 1991.-С.9. | |
Просмотров: 2478 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |