Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ А.Н.Алёхин - доктор
медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической
психологии РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, А.Е.Гарабажий - психолог, г. Санкт-Петербург Подростковый
возраст традиционно рассматривается в качестве критического этапа формирования
личности. Механизмом такого формирования является адаптация в расширяющихся
условиях социальных отношений, освоение адекватных поведенческих, эмоциональноволевых,
когнитивных стереотипов реагирования на основе формирования системы
психологических отношений личности. В
подростковом возрасте отношения личности лишь становятся, что и предоставляет
широкие возможности для проведения коррекционных психологических и психопрофилактических мероприятий. Анализ
системы отношений у подростков с различным стилем социально-психологической
адаптации представляется важной практической задачей для организации таких
мероприятий. Согласно
концепции выдающегося клинического психолога В.Н. Мясищева: «Психологические
отношения человека в развитом виде представляют целостную систему
индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными
сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории
развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его
действия, его переживания. Мы говорим «целостную», потому что относится к
действительности человек в целом. Мы говорим о «системе связей» потому, что
предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и
даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и
действие человека не представляет собой совокупность мышечных сокращений, а
является их синтезом (по одновременности или последовательности)» [Мясищев
В.Н., 1960] В
соответствии с этой концепцией девиации поведения подростков,
патохарактерологические формирования в этом возрасте обусловлены неадекватными
отношениями формирующейся личности к различным аспектам жизни: к себе,
окружающим, к миру событий и явлений. Эти
методологические положения легли в основу проведённого исследования. В его
задачи входило: во-первых, оценить характерологические особенности подростков с
нарушением социально-психологической адаптации и без нарушений в данной сфере;
во-вторых, выявить специфику системы психологических отношений личности у
подростков с нарушением социально-психологической адаптации; в-третьих,
проанализировать систему личностных отношений подростков, характерную для
мальчиков и для девочек в обеих группах; в-четвертых, выявить
«критические» точки в системе личностных отношений у подростков с нарушением
социально-психологической адаптации для психологической коррекции. К
сожалению, за последние десятилетия не было разработано адекватных
психодиагностических инструментов для решения указанных задач.
Патохарактерологический опросник А.Е.Личко разрабатывался в 70-е годы в
совершенно отличных от сегодняшних социально-культурных условиях и его
диагностическая валидность в современных условиях, по меньшей мере,
сомнительна. Поэтому
для данного исследования был модифицирован классический вариант Тематического апперцепционного теста (ТАТ) [H. A.
Murray, 1935 - модификация Алёхина А.Н., Трифоновой Е.А. и Бортниковой Е.Г.]. Содержание модификации состояло в подборе
такого стимульного материала, который, во-первых, был бы узнаваем подростками,
во-вторых позволял бы актуализировать содержание переживаний испытуемых во всех
значимых сферах отношений личности: к самому себе, к сверстникам своего и
противоположного пола, к старшим, к типичным явлениям действительности. На
первом этапе использованы 9 таблиц с черно-белыми фотографическими
изображениями, которые были отобраны из множества фотографий по критерию
откликаемости потенциальных испытуемых на предъявляемые сюжеты. Процедура
обследования не отличалась от традиционной: обследуемому предъявляется в
определенном порядке 5 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом
обследуемого). Каждая из таблиц характеризует одну из частей целостной системы
психологических отношений личности: отношения с самим собой, отношения с
другими (отношения со сверстниками своего пола, противоположного пола и
авторитетными взрослыми). Предлагалось сочинить рассказ на тему представленному
сюжету: кто эти ребята, что происходит между ними, что предшествовало событию,
чем может закончиться ситуация и т.п. Основным методом исследования всё же
оставался клинико-психологический: наблюдение поведения, расспрос, опросы
учителей и воспитателей. В дополнение к указанным методикам использовался
Патохарактерологический диагностический
опросник (ПДО) [Личко А.Е.,1977] в
редакции 2008 года. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Специфика системы психологических отношений личности у
подростков с нарушением социально-психологической адаптации. При анализе
рассказов на стимульный материал ТАТ у подростков с нарушением
социально-психологической адаптации был выявлен более высокий уровень
негативных оценок в категориях «отношения с самим собой» и «отношения с миром
событий и явлений», чем у подростков без нарушений. Обращало внимание низкая продуктивность при выполнении задания. Рассказы отличались простотой, свёрнутостью сюжетных линий и очевидно эгоцентрической позицией (подростки, отождествляя себя с одним из персонажей, попросту игнорировали другого). Весьма примечательно, что для подростков с нарушениями поведения адаптации характерны негативно окрашенные отношений с взрослыми, причём, чем старше подросток, тем более эмоционально напряженными становятся отношения со значимыми взрослыми. У подростков с девиациями поведения желание высвободится из - под опеки взрослых приобретает все большее значение с возрастом, и это связано с высокими показателями по шкале «реакция эмансипации», в отличие от подростков без нарушений в социально-психологической сфере, для которых более напряженными становятся отношения со сверстниками противоположного пола. Показатели полюса эмоциональной напряженности у подростков с
социально-психологической дезадаптацией по сравнению с подростками без
выявленных нарушений в этой области. Влияние половых различий на оценку системы
психологических отношений личности у подростков с нарушением социально-психологической
адаптации. Зоне значимости
выраженности различий между мальчиками и девочками в экспериментальной группе
соответствует только категория «Отношения с миром» (рис.2), где φэмп=2,95 (φэмп> φкр, при р≤0,01):
Рисунок 2.
Различия в категории «отношения с миром» между мальчиками и девочками. У
подростков – мальчиков с нарушениями
поведения более выражены негативные отношения к действительности, нежели у
подростков – девочек, девочки
более конформны в своих оценках сюжета. Выявлена непосредственная связь, показанная на рис.3, между количественным выражением напряжённости «отношение к самому себе» и шкалой «психический стресс» (0,36 при р≤0,05): Рисунок 3. Связь показателей Чем
негативнее окрашены отношения с самим собой у подростка, тем выше состояние нервно-психической
напряжённости. Оценка характерологических особенностей подростков с нарушением социально-психологической адаптации, в сравнении с подростками без нарушений, позволила выявить различия в уровне выраженности эпилептоидных (Uэмп =314, p≤0,01), истероидных (Uэмп =257, p≤0,01), неустойчивых черт (Uэмп =301, p≤0,01) и уровне выраженности показателя «реакция эмансипации» (Uэмп =340, p≤0,05) (рис.4). Рисунок 4. Достоверно значимые различия
при анализе характерологических особенностей групп. Таким образом, анализ
результатов исследования позволило установить связь формирующейся системы
личности с чертами характера, которые и реализуют психологические отношения
личности в условиях социального поведения. Обращает на себя внимание тот факт,
что выраженность эпилептоидных,
истероидных и неустойчивых черт, реакция эмансипации – характерологические
особенности наиболее неблагоприятные для социальной адаптации подростков. С этими чертами связаны
такие нарушения в формирующей системе психологических отношений, как «отношения
с самим собой», «отношения к миру событий и явлений» (особенно у подростков
мужского пола). Эти аспекты психологических отношений могут быть надёжными
ориентирами при организации мероприятий психологической коррекции нарушений
социального поведения подростков. 1. Личко А.Е.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. 2.Мясищев В.Н. Психология отношений. –
М.: МПСИ, МОДЕК, 2011. 3.
| |
Просмотров: 1275
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |