Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая Психолого-педагогический
факультет Кафедра общей и прикладной
психологии Суицидальное поведение подростков
Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному
поведению относятся : ►суицидальные
мысли; ► представления, замыслы, намерения; ►
суицидальные попытки; ►
завершенный суицид. Типы суицидального
поведения: ● Демонстративное
поведение - порезы вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения ● Аффективное суицидальное поведение -
отравление токсичными и сильнодействующими препаратами. ● Истинное суицидальное поведение -
повешение Особенности суицидального поведения подростков: Суицидальная активность резко возрастает с 14 –
15 лет и достигает своего максимума в 16 – 19 лет. Компоненты суицидального поведения Суицидальное мышление – это мысли о лишении себя
жизни; человек рассматривает самоубийство как смерть от самоубийственного акта
с намерением умереть с планированием методов совершения самоубийства. Суицидальные мысли (пресуицид) без
конкретных попыток – это размышления об отсутствии ценностей жизни, которые
выражаются в формулировках типа «жизнь не имеет смысла», «устал от такой жизни»
и т.п. Суицидальные замыслы – это активные формы суицидальности; идет
разработка плана суицида, продумывается способ, выбираются время и место
действия. Суицидальные
намерения – это обдумывание и разработка плана, т.е.
подготовка человека к внешним формам суицидального поведения – суицидальной
попытке (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни,
незакончившееся смертью) и завершенному
суициду. Факторы риска. ►условия семейного воспитания: — отсутствие
отца в раннем детстве; —
матриархальный стиль отношений в семье; — воспитание
в семье, где есть алкоголики, психические больные; —
отверженность и социальная изоляция; — воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д. ►стиль жизни и деятельности: — акцентуация
характера; —
употребление алкоголя и наркотиков; — попытки совершения суицидальных попыток в прошлом; ►взаимоотношения с окружающими людьми: — изоляция от
социального окружения, потеря социального статуса; — разрыв
высоко значимых любовных отношений; — затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др. ►недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.) Признаки депрессивного состояния в детском и подростковом
возрасте: • печальное настроение • чувство скуки • чувство усталости • нарушение сна • соматические жалобы • неусидчивость, беспокойство • фиксация внимания на мелочах • чрезмерная эмоциональность • замкнутость • рассеянное внимание • агрессивное поведение • непослушание • злоупотребление алкоголем или наркотиками • плохая успеваемость • прогулы школы. Затянувшаяся
депрессия и одиночество становятся опасными, если: ■ вы чувствуете враждебность к людям, к которым
раньше относились хорошо; ■ у вас нет интереса к чему бы то ни было; ■ ваше здоровье существенно подорвано; ■ вы попадаете в зависимость от лекарств или
алкоголя; ■ вы избегаете общества и большую часть времени
проводите в одиночестве; ■ вы думаете о самоубийстве. ПОДРОСТОК
может сообщать о
планированном суициде разными способами: ► Словами –
Разговоры, записи или что-то еще выражает
одержимость смертью. –
Постоянные жалобы на то, что он плохой или
"гнилой внутри”. –
Вербальные намеки: "Лучше бы я умер!” "Не хочу
больше быть для тебя проблемой!” "Нет смысла” "Больше не увидимся”. ► Действиями –
Удаление от друзей или семьи –
Изменениями аппетита, сна или внешнего вида. –
Внезапное падение успеваемости. –
Все свои дела приводит в порядок, например,
убирает любимые игрушки, приводит свою комнату в порядок, выбрасывает
необходимые вещи. –
Действует в спешке, враждебен, раздражен или
часто бывает в гневе. ► Чувствами –
Чувствует безнадежным, виновным или смущенным. –
Не проявляет интереса к любимым занятиям и
будущему вообще. –
Внезапно меняет настроение, например, пребывает
в состоянии радости после периода депрессии (возможно, что таким образом
находит выход из ситуации). –
Попытка самоубийства одноклассника, друга или
кумира может дать импульс к совершению суицида Вашим ребенком. Иногда попытки
следуют одна за другой, когда один случай провоцирует другого человека, который
уже находится на грани. Cигналы
свидетельствующие о желании совершить самоубийство: •
высказывания о безнадежности будущего; •
рассуждения подростка о том, что "всем на
него наплевать"; •
видимая подготовка к смерти, например, когда
подросток вдруг начинает раздавать другим вещи, которые раньше были его
любимыми, составлять прощальные письма, завещание; • угрозы покончить с собой. индивидуальная профилактическая ● Начальный этап
- установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений
"сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и
сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо
дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься
как человек чуткий, заслуживающий доверия. ● Второй этап -
установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие
ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: "поддержка
успехами” и др. ● Третий этап -
совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:
"планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов
предстоящих поступков; "держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать
ему возможность проявить инициативу. ● Завершающий этап
- окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая
поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; "логическая
аргументация”, "рациональное внушение уверенности”. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга Описание методики. Шкала Цунга для
самооценки депрессии (англ. Zung Self-Rating Depression Scale) – тест для
самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором
Уильямом Цунгом. Тест позволяет оценить уровень депрессии пациентов и
определить степень депрессивного расстройства. При помощи «Шкалы Цунга»
испытуемый или врач могут произвести самостоятельное обследование или скрининг
депрессии. Тест «Шкала Цунга» обладает высокой чувствительностью и
специфичностью и позволяет избежать дополнительных экономических и временных
затрат, связанных с медицинским обследованием этических проблем. В тестировании учитывается 20 факторов,
которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять
позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый
вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда»,
«иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона: §
25-49 Нормальное состояние §
50-59 Легкая депрессия §
60-69 Умеренная депрессия §
70 и выше Тяжелая депрессия
«Личностная шкала проявления тревоги»
(Дж. Тейлор, адаптация
Т. А. Немчинова) Описание методики. Методика
предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости,
позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник
состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение
предлагается испытуемому на отдельной карточке. Составитель: д.психол.н., профессор Каримова Р.Б. Провела: доцент Абишева Ж.А. Место проведения: школа гимназия №15 Дата проведения: 23.02.2012 г Организатор:социальный педагог Темирова М. | |||
Просмотров: 2172 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||