Суббота, 23.11.2024, 15:11
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Суицидальное поведение подростков

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая

Психолого-педагогический факультет 

Кафедра общей и прикладной психологии  

Суицидальное поведение подростков                                 

                                   

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни.

К суицидальному поведению относятся :

►суицидальные мысли;

► представления, замыслы,

намерения;

► суицидальные попытки;

► завершенный суицид.

 

Типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение - порезы вен, отравления неядовитыми

лекарствами, изображения повешения

●  Аффективное суицидальное поведение - отравление токсичными

и сильнодействующими препаратами.

●  Истинное суицидальное поведение - повешение

 

Особенности суицидального поведения подростков:

Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает своего максимума в 16 – 19 лет.

 

Компоненты суицидального поведения

Суицидальное мышление это мысли о лишении себя жизни; человек рассматривает самоубийство как смерть от самоубийственного акта с намерением умереть с планированием методов совершения самоубийства.

Суицидальные мысли (пресуицид) без конкретных попыток – это размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жизнь не имеет смысла», «устал от такой жизни» и т.п.

Суицидальные замыслы это активные формы суицидальности; идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбираются время и место действия.

Суицидальные намерения это обдумывание и разработка плана, т.е. подготовка человека к внешним формам суицидального поведения – суицидальной попытке (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, незакончившееся смертью) и завершенному суициду.


Факторы риска.

►условия семейного воспитания:

— отсутствие отца в раннем детстве;

— матриархальный стиль отношений в семье;

— воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;

— отверженность и социальная изоляция;

— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

►стиль жизни и деятельности:

— акцентуация характера;

— употребление алкоголя и наркотиков;

— попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

►взаимоотношения с окружающими людьми:

— изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

— разрыв высоко значимых любовных отношений;

— затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.

►недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.)


Признаки депрессивного состояния в детском и подростковом возрасте:

• печальное настроение

• чувство скуки

• чувство усталости

• нарушение сна

• соматические жалобы

• неусидчивость, беспокойство

• фиксация внимания на мелочах

• чрезмерная эмоциональность

• замкнутость

• рассеянное внимание

• агрессивное поведение

• непослушание

• злоупотребление алкоголем или наркотиками

• плохая успеваемость

• прогулы школы.

 

Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:

■ вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;

■ у вас нет интереса к чему бы то ни было;

■ ваше здоровье существенно подорвано;

■ вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;

■ вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;

■ вы думаете о самоубийстве.

 

ПОДРОСТОК может сообщать

о планированном суициде разными способами:

► Словами

        Разговоры, записи или что-то еще выражает одержимость смертью.

        Постоянные жалобы на то, что он плохой или "гнилой внутри”.

        Вербальные намеки: "Лучше бы я умер!” "Не хочу больше быть для тебя проблемой!” "Нет смысла” "Больше не увидимся”.

► Действиями

        Удаление от друзей или семьи

        Изменениями аппетита, сна или внешнего вида.

        Внезапное падение успеваемости.

        Все свои дела приводит в порядок, например, убирает любимые игрушки, приводит свою комнату в порядок, выбрасывает необходимые вещи.

        Действует в спешке, враждебен, раздражен или часто бывает в гневе.

► Чувствами

        Чувствует безнадежным, виновным или смущенным.

        Не проявляет интереса к любимым занятиям и будущему вообще.

        Внезапно меняет настроение, например, пребывает в состоянии радости после периода депрессии (возможно, что таким образом находит выход из ситуации).

        Попытка самоубийства одноклассника, друга или кумира может дать импульс к совершению суицида Вашим ребенком. Иногда попытки следуют одна за другой, когда один случай провоцирует другого человека, который уже находится на грани.

Cигналы свидетельствующие о желании совершить самоубийство:

                     высказывания о безнадежности будущего;

                     рассуждения подростка о том, что "всем на него наплевать";

                     видимая подготовка к смерти, например, когда подросток вдруг начинает раздавать другим вещи, которые раньше были его любимыми, составлять прощальные письма, завещание;

                     угрозы покончить с собой.


индивидуальная профилактическая
беседа с суицидентом

Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: "поддержка успехами” и др.

Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: "планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; "держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап - окончательное формирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы; "логическая аргументация”, "рациональное внушение уверенности”.

Методика дифференциальной диагностики

депрессивных состояний Цунга

     Описание методики.   Шкала Цунга для самооценки депрессии (англ. Zung Self-Rating Depression Scale) – тест для самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом. Тест позволяет оценить уровень депрессии пациентов и определить степень депрессивного расстройства. При помощи «Шкалы Цунга» испытуемый или врач могут произвести самостоятельное обследование или скрининг депрессии. Тест «Шкала Цунга» обладает высокой чувствительностью и специфичностью и позволяет избежать дополнительных экономических и временных затрат, связанных с медицинским обследованием этических проблем.

     В тестировании учитывается 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона:

§   25-49 Нормальное состояние

§   50-59 Легкая депрессия

§   60-69 Умеренная депрессия

§   70 и выше Тяжелая депрессия

 

ОПРОСНИК БЕКА

           Описание методики.  Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Несмотря на то, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.

          Тест можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах. Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией. Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.


«Личностная шкала проявления тревоги»

(Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Описание методики. Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

                             Составитель: д.психол.н., профессор Каримова Р.Б.

       Провела: доцент Абишева Ж.А. 

                         Место проведения: школа гимназия №15

    Дата проведения: 23.02.2012 г

                                   Организатор:социальный педагог Темирова М.

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (13.03.2012)
Просмотров: 2172 | Комментарии: 2 | Теги: суицидальное поведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Людмила7781  
проблема суицида в настоящее время стоит очень остро. все чаще и чаще мы слышим, что кто-то из наших знакомых решил расстаться со своей жизнью из-за каких-то проблем и неурядиц, а порой на это и нет видимых причин....но... вот так и не стало позавчера нашего друга Димы. сегодня похороны. почему? знает только он один... Пусть земля ему будет пухом! Царствие небесное!
Будьте терпимее и внимательнее друг другу, возможно это поможет кому-то в нужный момент сделать шаг назад и не совершить непоправимое..
и помните о том, что есть рядом с вами люди, которые вас любят и кому вы очень сильно нужны и дороги.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]