Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Работа с трудными детьми и семьёй
Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных про¬блем, выдвинутых изменениями, происходящими сего¬дня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенден¬ция к росту числа детей с отклоняющимся поведени¬ем. К сожалению, происходящие в стране социально- экономические катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи на¬правлены на выживание, на поиски заработка. Без целенаправленного педагогического воздействия ре¬зультат стихийного формирования личности и пове¬дения подростка непредсказуем. Поэтому школа се¬годня должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. Важнейшей задачей, стоящей на совре¬менном этапе перед школой, является решение про¬блемы организации эффективной работы по профилак¬тике и коррекции отклоняющегося поведения школь¬ников . Одним из самых сложных периодов психического развития является подростковый возраст. Взросление — всегда весьма сложный, многоэтапный и по-своему опасный процесс. Взросление как социально- педагогическое явление включает в себя много различ¬ных сторон. Существенным механизмом взросления явля¬ется присвоение подростками ценностей, образцов по¬ведения. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так и негативных) является ведущей. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закла¬дываются основы сознательного поведения, вырисовы¬вается общая направленность в становлении нравствен¬ных представлений и социальных установок. Подростко¬вый возраст, является трудным этапом развития лично¬сти. Именно в нем могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска». К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной деза¬даптации, выражающейся в поведении, неадекватном 2 нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д. Во-первых, здесь сказываются внутренние труд¬ности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая измене¬нием Я-концепции (относительно устойчивая, в боль¬шей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе). На основе представлений о самом себе он строит свое взаимодействие с другими людьми и отно¬сится к себе. Это целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому се¬бе . Во-вторых, существенное влияние оказывает неоп¬ределенность социального положения подростков. Под¬росток уже не ребенок, он стремится к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ре¬бенком. Хотя от младшего школьника отличается не меньше, чем от старшего. В-третьих, возникают многочисленные противоре¬чия, обусловленные перестройкой механизмов социаль¬ного контроля: детские формы контроля, основанные •Л л на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сло¬жились . Именно подростки чаще всего попадают в ка¬тегорию «трудных». Но до сих пор в отечественной психологии от¬сутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответ¬ствующую социальным нормам. Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «откло¬няющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «деза¬даптированными», «социально заброшенными», с «деви- антным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением», с «антиобщественным пове¬дением» и т.п. Общим является лишь то, что всех вы¬шеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных». Трудновоспитуемость — это некоторое сопро¬тивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных 4 программ. Но сопротивление педагогическому воз¬действию не всегда приводит к педагогической и социальной запущенности, не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера. Так, трудновоспитуемость может быть результатом воз¬растного кризисного периода ребенка, подростка, может быть вызвана неумением родителя, воспита¬теля найти индивидуальный подход к детям, прояв¬лением у учащегося самостоятельного критического мышления, подхода, неприятием привычных трафарет¬ных решений и т.д. Педагогическая запущенность - частичная со¬циальная дезадаптация, проявляется в основном в условиях учебно-воспитательного процесса и выра¬жается в отставании учебной деятельности, в не¬соблюдении требований педагогов и школьного кол¬лектива. Социальная запущенность — это полная социальная дезадаптация, проявляющаяся в отчуж¬дении от всех позитивно влияющих институтов со¬циализации (семья, школа и т.д.). В последнем случае решающую роль в формировании личности ока¬ зывают неформальные подростковые группы с асо¬циальной и криминогенной направленностью. Необходимо обратить внимание на недостатки семейного воспитания. В семье ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулиро¬вать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психологические, социальные и культурные) оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из ви¬дов Отношений могут существовать разногласия, ко¬торые отрицатель—но сказываются на воспитании детей. Бесконфликтных семей не существует. Как бы не были близки, внимательны друг к другу взрослые и дети, в их отношениях иногда возни¬кают трения. Но в одних семьях конфликты не только разрешаются благополучно, не принеся вреда «противникам», но даже содействуют укреп¬лению взаимоотношений. А в других семьях кон¬фликты превращаются в изнурительную войну, от которой плохо всем. Такие семьи педагогически несостоятельны и способствуют возникновению трудностей в поведении школьников. На этот счет существуют разные мнения, которые отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей. Г.П. Бочкарева выделяет: 1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю; 2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует без¬различие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких слу¬чаях стремится найти эмоционально значимые от¬ношения вне семьи; 3) семьи с нездоровой нравственной атмо¬сферой. Там ребенку прививаются социально- нежелательные потребности и интересы, он вовле¬кается в аморальный образ жизни. Среди обстоятельств, способствующих появ¬лению трудных детей, можно перечислить семейные травмы и конфликты в семье, недостаток любви 7 родителем, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании и т.д. Определенные формы аморального поведения прививаются детям уже дома, в семье. Недостат¬ки, имеющиеся в воспитательной системе, сказы¬ваются, прежде всего, на подростках из семей с низким доходом. К сожалению, в связи с ускоре¬нием процесса расслоения нашего общества на бо¬гатых и бедных, обнищания основной массы насе¬ления растет количество неблагополучных Семей. Подростки из таких семей наиболее часто попадают в разряд трудных. Сложившаяся социально- экономическая ситуация в обществе способствует ослаблению воспитательной функции во многих семьях. В этих условиях возрастает роль школы в воспитании подрастающего поколения, в коррекции трудных учащихся, в профилактике правонарушений среди молодежи. | |
Просмотров: 2485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |