Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В НРАВСТВЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к серь¬езным вещам, я отвечу: молодые деревца легче заставить расти так или ина¬че, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом только научными средствами. Они следующие: 1) Постоянный образец добродетелей. 2) Своевременное и разумное наставление и упражнение. 3) Умеренная дисциплина. Закрывая на все глаза, родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается со¬вершать какой угодно негодный поступок, бегать туда и сюда, кричать, во- петь, без причины плакать, грубо отвечать старшим, приходить в гнев, по¬казывать язык, позволять себе какое угодно своеволие — все это родители терпят и извиняют. «Ребенок! — говорят они, — Не нужно его раздражать. Он еще этого не понимает». Но ты сам — глупый ребенок! Если ты замеча¬ешь у ребенка недостаток понимания, то почему не пробуждаешь его? Ведь не для того он рожден, чтобы остаться теленком или осленком, но чтобы стать разумным существом. Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и жизни и мать всех остальных добродетелей. К этому дети привыкнут, если им будут давать столько пищи, питья и позволять столько спать, сколько требует природа. Ведь остальные животные, следую¬щие указаниям одной только природы, более воздержанны, чем мы. Таким образом, дети должны есть, пить, спать только в то время, когда их побужда¬ет к этому природа, именно когда очевидно, что у них есть чувство голода, 1 жажды и потребность сна. Кормить их, поить и укладывать спать помимо их желания было бы безумным. Достаточно, если им давать все согласно с тре¬бованиями природы. Следует требовать от детей, чтобы они не отрицали сделанного, если допус¬тили какую-либо порчу, но скромно сознались и, с другой стороны, не гово¬рили того, чего не было. А потому и не знаю, как можно оправдать то, что некоторые имеют обыкновение делать. Они учат детей за сделанный просту¬пок перекладывать вину на других, и если дети сумеют это сделать, то учите¬ля обращают это в шутку и забаву. Но кому от этого величайший вред, как не ребенку? Если он приучится подменять ложь шуткой, то он научится лгать. Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность — подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными дела¬ми. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека празд¬ным, но постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждает¬ся дорога злейшему искусителю Лучше играть, чем пребывать в праздности, ибо во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется. Таким образом, без всякого затруднения дети весьма легко могут уп¬ражняться в подготовке к деятельной жизни, так как сама природа заставляет их что-либо делать. Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они нау¬чатся говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы жела¬ли бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Кто думает, говорит Плутарх, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием. Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим по¬вредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего наше¬ 2 го разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим. Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно ска¬зать. Ибо говорить все, что подвернется на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Качество терпения даже ребенок может отчасти приобрести, если не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности. Чтобы приучить детей к деятельности и услужливости, нужно весьма мало труда, так как, можно сказать, они сами по себе хватаются за все, толь¬ко бы им не мешали и лишь бы их научили, как это должно делать благора¬зумно. Итак, отец или мать пусть постоянно поручают детям исполнять то, что они могли бы исполнить сами: «Мой мальчик, подай мне это сюда. Под¬ними это, положи это на скамейку. Поди, позови Ваню. Скажи, чтобы Ан¬нушка пришла ко мне. Сходи к бабушке, пожелай ей от меня доброго дня и скажи, что я спрашиваю, как ее здоровье, а с возвращением поспеши» и пр.; все — сообразно с силами возраста. Кроме того, следует упражнять детей в быстроте и подвижности (расторопности), так чтобы, когда им что-либо по¬ручается, они, оставив игры и все остальное, исполняли это как можно ско¬рее. Этой готовности подчиняться старшим дети должны научиться с само¬го юного возраста, и затем она будет служить им великим украшением. Что касается вежливости, то родители могут обучить ей детей настоль¬ко, насколько сами в состоянии быть вежливыми; итак, нет необходимости здесь в специальном указании. Милым будет тот ребенок, который как в от¬ношении к своим родителям, так и в отношении и к другим ведет себя почти¬тельно и приветливо; у некоторых это как бы прирожденное, другие должны в этом упражняться, и этим не следует пренебрегать. Наконец, чтобы эта приветливость и ласковость не была неразумной, ее нужно умерять скромностью и серьезностью. Когда осел, о котором расска¬ 3 зывает басня, видя, что собачка ласкается к своему хозяину хвостом и вска¬кивает к нему на грудь, пытался сделать то же самое, то вместо благодарно¬сти получил удары палкой (так как эта ласка не подходила к нему, как к ос¬лу). Эту басню можно рассказать детям, чтобы и сами они поняли, что кому идет. А чтобы они знали, что прилично и что неприлично, их нужно при¬учать к известным жестам и движениям: как правильно сидеть, как вставать, как прилично ходить, не кривляясь, не шатаясь, не раскачиваясь; как они должны просить, если им что-либо нужно, как благодарить, когда им дают, как приветствовать, если кого-либо встречают, как сгибать колени и протяги¬вать правую руку, если с ними заговаривают старшие, как снимать шляпу, держать спокойно руки и многое другое, что касается добрых и хороших нравов и привычек. 4 | |
Просмотров: 1124 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |