Среда, 18.12.2024, 05:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Социализации личности: нормы и отклонения
Тесленко А.Н., д.п.н., профессор
Института управления г.Астана

Слайд 2
На прошлой лекции мы выяснили, что человек вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира.
Упражнение
Вспомним героя Р Киплинга «Маугли» и других «детей джунглей». Кто они? Можем ли мы назвать Маугли человеком, индивидом и личностью?
Когда их находили они не умели ни мыслить, ни говорить, ни участвовать в социальной жизни. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью на примитивном уровне. Прожив не более 10 лет с людьми, они так и не научились дружить, улыбаться, вести беседу и т.д.
Проблема соотношения биологического и социального в детерминации поведения человека по-прежнему является одной из наиболее спорных и неоднозначных. Нет специальных генов, например, гуманизма или альтруизма, или генов антисоциального поведения, но есть генетически обусловленные свойства психики, сочетание которых, преломляясь через определенные социальные условия, способствуют формированию либо человека с высоким чувством совести, испытывающим отвращение не только от преступной деятельности, но и к карьеризму и стяжательству, либо же человека, который плохо понимает, что такое совесть со всеми вытекающими отсюда последствиями. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, витальные потребности и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создаются бесконечные по разнообразию личностные структуры, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Слайд 3
В сегодняшней лекции мы поговорим о процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, превращающий человека в индивид и в личность. Социализация – самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализоваться как личности.
Целью социализации в условиях конкуренции и плюрализма становиться не подгонка индивида под желательные для общества параметры, и не превращение индивида в конформистски настроенную личность, лояльную ко всем государственным институтам, а формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творчески перерабатывать социальный опыт и не только адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность. Однако в реальных условиях можно выделить несколько моделей социализации:
- личность как объект социализации;
- личность как субъект социализации;
- личность как объект и субъект социализации.
Слайд 4
Общие социальные условия активно влияют на особенности личности в качестве объекта социальных взаимосвязей и в качестве их деятельного субъекта. В ряду важнейших компонентов этих условий – экономические отношения. В нашем обществе – рыночные отношения, социальная неравенство и общественное разделение труда являются главными элементами, обусловливающими все общественные отношения, ибо они определяют специфику интересов различных социальных групп и слоев общества.
Важнейший компонент общих условий – уровень развития гражданского общества, состояние других социальных институтов (например, образования).
Эти наиболее важные компоненты общих социальных условий детерминируют специфические социальные условия жизнедеятельности людей, которые, как правило, связаны с материально-экономическим статусом, характером и содержанием трудовой деятельности и условиями жизни (условия труда и быта). Социальное положение через условия труда и быта включает и ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению. Но есть еще две важные индивидуальные характеристики – пол и возраст индивидов, стадии их жизненного цикла. С рассматриваемой точки зрения они тоже имеют социальный эквивалент и должны быть учитываться, т.к. быть мужчиной или женщиной, находиться в определенной стадии жизненного цикла – значит выполнять различные социальные функции.
Социализация личности в качестве объекта формирует те свойства, которые делают индивидов похожими в их социальных качествах в силу общности требований общества, т.е. освоения заданных обществом и особыми общностями социальных функций, нравственных норм, культурных стереотипов. Одновременно данные социальные условия образуют поле возможностей для самореализации личности, относительно широкое или узкое, в зависимости от политического режима (тоталитарный, авторитарный).
Слайд 5
Рассматривая подсистему «личность - субъект» нам, прежде всего, следует уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением индивида и отражением этого положения в его сознании: люди действуют, преследуя определенные социально и экономически обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и устойчивые готовности к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях, а формирование новых потребностей, интересов стимулирует творческое, нестереотипное поведение и формы активности, «выход» за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания. Последнее, как образно резюмирует И.С.Кон, есть ответ на три уже известных вам вопроса: «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею», что отвечает демократическим традициям политической жизни общества. Процесс социализации в этом случае понимается как непрерывный процесс выбора, осуществляемого субъектом в условиях наличия нескольких альтернатив. При этом становиться возможным говорить об ответственности индивида перед обществом и общества – перед личностью.
Слайд 6
Однако в реальной жизни редко можно увидеть в мире описанные модели социализации в чистом виде. Обычно, каждый из нас одновременно является как объектом, так и субъектом социализации. Следовательно, социализация – двухсторонний процесс.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта как характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения. Теория социализации рассматривает молодежь как особую социальную группу, способную быть не только и не сколько объектом, но и субъектом процесса социализации, который обладает собственной волей, действует в условиях свободы выбора и несет ответственность за свои действия и поступки, пытаясь реализовать себя в поле противоречий между собственными потребностями и имеющимися в конкретном обществе возможностями. Именно эти феномены, актуализирующие формирование личности в динамичной социальной жизни, фиксируют не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении преобразовательного опыта, мобилизацию субъекта на построение определенной стратегии организации и самоорганизации социальной жизнедеятельности индивида.
Слайд 7
В данном случае речь идет о разных формах социализации. Социализация представляет собой процесс двоякого свойства: с одной стороны, она носит целенаправленный характер (воспитание, обучение), с другой – стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью различных социальных институтов. В другом – речь идет о самоорганизации, которая осуществляется в многообразных структурах социальных связей человека (по его принадлежности к объединениям, местожительству, институтам и т.д.) и является процессом и результатом социокультурного взаимодействия, что позволяет рассматривать социальную самоорганизацию как инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения объекта и его социальных связей.
Самоорганизация отличается от организации поиском многовариантных решений на основе здравого смысла и жизненного опыта, меньшей предсказуемостью, является более свободной, в ней применяются практически понятные способы регламентации и контроля. Реальные процессы самоорганизации отличаются разнообразием видов и форм. Самоорганизация выступает как средство апробации новых социальных технологий, примером могут служить различные молодежные движения и субкультуры. Возникая как форма социального взаимодействия, они в процессе возникающих отношений ответственной зависимости индивида, социальной группы и общества способствуют формированию социально ответственного поведения его субъектов.
Основываясь на данной точке зрения, целесообразно выделить несколько механизмов социализации, которые условно можно охарактеризовать следующим образом:
традиционный - через семью и микросоциальное окружение;
институциональный – через образование и др. институты общества;
стиллизированный - через субкультуры;
межличностный - через значимых лиц;
рефлексивный - индивидуальное переживание и осознание.
Слайд 8
Под влиянием различных факторов социальной среды и в соответствии с функционированием определенных социально-психологических механизмов усвоения социальной информации и происходит процесс социализации человека, представляющий собой акт перманентной организации и самоорганизации личности в условиях динамично изменяющегося социума. На всех этапах социализации и развития личности человека непрерывно сопровождает процесс адаптации. Адаптация является свойством любого живого существа, но человек – не просто живой организм, а сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный.
Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент социальной адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развития среды и субъекта.
Субъективная позиция личности актуализируется в ее социализированности. Социализированность как результат социализации может быть представлена как освоение, усвоение и активное применение взрослеющей личностью традиционного социокультурного наследия и достижений мировой цивилизации, при сохранении и развитии своей индивидуальности, т.е. готовность личности действовать в рамках конкретного социума. Социализируясь, индивид не только усваивает ролевое поведение и социальный опыт, он стремится к общественному признанию, к самоопределению в группе. Эту глубинную и не всегда осознаваемую основу утилитарных форм общения мы называем потребностью в персонализации.
Персонализация – это процесс в результате которого субъект получает индивидуальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественных отношения как личность В процессе социального взаимодействия конструируются ситуации выбора-оценки-поиска-проекции, которые обеспечивают субъективную позицию личности и интегрируют его в групповые отношения. В тоже время, личность всегда идентифицирует, т.е. отождествляет себя с определенной значимой для него группой.
Слайд 9
Социологические исследования последних лет убедительно показывают лавинообразный характер многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на процесс социализации. Значительная часть молодежи находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей, становясь жертвами неблагоприятных условий социализации.
А.В.Мудрик предлагает, в большей мере условно, следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации:
• реальные – инвалиды, молодые люди с психо-соматическими дефектами и отклонениями;
• потенциальные – акцентуированные личности; мигранты из страны в страну, из села в город; молодые люди-выходцы из семей с низкими экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;
латентные – высокоодаренные люди, теряющиеся в общей массе населения, часто даже не подозревающие о своем таланте.
Слайд 10
Системный анализ позволяет выявить различные неблагоприятные психобиологические, психолого-педагогические, социально-психологические и социальные факторы, превращающие индивида в виктимную личность. Среди основных социально-экономических факторов превращения молодого человека в жертву неблагоприятных условий социализации эксперты выделяют размер среднемесячного дохода (зарплата, стипендия, пособие и т.п.) и его вариационный размах (разница между максимальным и минимальным значениями). Низкий уровень доходов, характерный для молодежной группы населения, создает неудовлетворительные стартовые условия; сказывается на формировании социальных ориентиров и выборе способов борьбы за материальное благополучие.
Крайней формой выражения социального неблагополучия выступает отчуждение, как отход от нормального общества и, быть может, даже как вступление в контакт с другими людьми и целыми группами лиц, сходным образом отстранившихся от общества. Именно с социальным отчуждением многие ученые связывают различные формы девиантной социализации, в которых молодые люди находят возможность разрешать общие для них проблемы.
Слайд 11
Обществу и каждому его члену свойственно отклонятся от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим его миром, социальной средой и самим собой.
Регулятором подобного рода отношений являются социальные нормы, носящие ярко выраженный волевой характер. При этом в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям или идеалам, но и предписывает; ее императивный характер устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Как известно, асоциальным, девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа. Девиантное поведение – всякое поведение, вызывающее неодобрение общественного мнения: от безбилетного проезда на транспорте или табакокурения до убийства человека.
При таком широком понимании проблемы следует говорить о формах и размерах отклонения. В тоже время они выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции.
Слайд 12
Феномены негативного влияния среды на личность хорошо изучены в современной науке, однако до настоящего времени не ясно, что конкретно происходит в психике человека, начавшего употреблять наркотические вещества. Но известен целый ряд причин, влияющих на употребление психоактивных веществ; в основном это социально-психологические факторы, такие как: одиночество, отсутствие родительского внимания (либо гиперопека), потеря смысла жизни, страх смерти и другие проблемы, связанные с личностной незрелостью молодого человека.
Слайд 13
Важно иметь в виду, что жертвы социализации по-разному воспринимаются в общественном сознании. Так, употребление алкогольных напитков или наркотиков подростком нередко рассматривается в его референтной группе как признак соответствия ее нормам, а не социальное отклонение. Даже в общество в целом может признавать или не признавать те или иные типы жертв таковыми, заботься о них, игнорировать их наличие или репрессировать их.
Упражнение
Заполните анкетный лист, выразив Ваше отношение к различным группам девиантов:
Отношение к … Положи- тельное Отрица- тельное Индиффе- рентное Другое
Курящим
Употребляющим нецензурную речь
Пытающимся покончить жизнь самоубийством
Рокерам
Гомосексуалистам
Наркоманам
Молодежным бандам
Зараженным СПИД
Бродягам
Проституткам
Физически
неполноценным
Психически
неполноценным
Слайд 14
С позиции подростковой девиации целесообразно остановиться на так называемом докриминальном уровне, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом уголовного права, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, употреблении вредных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), разрушающих здоровье и психику, т.е. асоциального поведения не представляющего большой общественной опасности.
Важно иметь в виду, что жертвы социализации по-разному воспринимаются в общественном сознании. Так, употребление алкогольных напитков или наркотиков подростком нередко рассматривается в его референтной группе как признак соответствия ее нормам, а не социальное отклонение. Даже в общество в целом может признавать или не признавать те или иные типы жертв таковыми, заботься о них, игнорировать их наличие или репрессировать их.
Слайд 15
Чтобы получить некоторое представление о характере социальных отклонений, рассмотрим основные формы отклоняющегося поведения подростков.
Табакокурение. Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Детский организм еще более уязвим и восприимчив к никотину: нарушается обмен веществ, снижается мышечная сила и иммунитет организма.
Курение в детском и подростковом возрасте формирует быстрое привыкание к никотину и может привести к тяжелым формам никотинизма. На фоне основные признаками этого заболевания – раздражительность, снижение работоспособности, откашливание с мокротой, развиваются более опасные болезни: язва, гастрит, гипертония, стенокардия, нарушения желудочно-кишечного тракта и т.д.
Если так все плохо, почему подросток берет в руки первую сигарету, а за ней вторую и в дальнейшем не отказывается от этой вредной привычки? Чаще всего можно услышать такие доводы:
«Потому что все мои друзья курят».
«Чтобы выглядеть взрослым».
«Из любопытства»
«Потому что мне нравится курить».
«Потому что я чувствую себя увереннее»
«Потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно».
«Потому что все думали, что я «маминкин сыночек».
Слайд 16
В целом причины толкающие подростка на эксперименты с табаком сводятся к любопытству и подражательству. Дискуссии по поводу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство ребенка. Покидая безопасные пределы детства подростки испытывают жгучее желание как можно быстрее повзрослеть и курение часто кажется им наиболее убедительным способом самоутверждения. Учитывая, что им с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия, где основной упор делается на эмоции, на желании человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремлении быть сексуальным, в пылком юном воображении рисуется сказочная картина новой взрослой жизни.
Дети подражают своим курящим родителям и другим значимым взрослым. Очень мала вероятность отучить подростка от сигарет, если курят его отец и старшие братья. Часто молодые люди начинают курить из-за давления на них сверстников с целью снискать их одобрения. Потребность некоторых молодых людей обрести больше уверенности в себе и более высокий статус в глазах ровесников ведет к привыканию, к физической и психологической зависимости.
Слайд 17
Однажды начав курить, молодые люди продолжают это делать, исходя из следующих мотивов:
• Снятие психологического напряжения. Заядлые курильщики, как правило, постоянно испытывают повышенную тревожность и психологическое напряжение.
• Приобретение бессознательной привычки. У них возникает рефлекс, от которого трудно избавиться: рука все время тянется к сигарете.
• Ассоциация с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с милой компанией за чашкой кофе, занимательной беседой, релаксацией. Зачастую все это есть слабая попытка избавиться от скуки из-за неумения интересно организовать свой досуг. Подростки курят отчасти потому, что им просто больше нечем заняться.
• Привычка к соске. Согласно этой гипотезе, курение – неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в не столь далеком детстве.
Слайд 18
• Физическая зависимость от никотина. Организм начинает испытывать болезненную потребность в никотине, которую можно облегчить с помощью инъекции новой, более увеличенной дозы.
Необходимо отказаться от курения хотя бы потому, что режим курения человека с никотиновой зависимость, выкуривающего по сигарете через каждые полчаса во время бодрствования (полторы пачки в день), таков, что позволяет поддерживать высокий уровень содержания никотина в мозге.
Слайд 19
Исторически сложилось так, что алкогольные напитки стали обязательным элементом социальных ритуалов, официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения и решения личных проблем. однако, эта социокультурная традиция дорого обходится нашему обществу. Как свидетельствует правоохранительная статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии.
Слайд 20
Исследования, проведенные среди казахстанских старшеклассников показывают, что 70% опрошенных когда-либо употребляли спиртные напитки, причем первое знакомство с ними произошло в 11-13 лет.
В последние годы самым распространенным напитком среди молодежи является пиво, потребляемое не менее 1 раза в неделю. Молодые люди начинают выпивать раньше, чем им разрешено покупать (продавать) спиртные напитки. С возрастом употребляющие его более 2-3 раз в неделю, предпочитают пиву более крепкие напитки. Как правило, это происходит в молодежной компании по выходным дням, праздникам или по особым поводам.
Слайд 21
Способы и манера употребления алкоголя молодыми людьми алкогольных напитков, как правило, отражает соответствующее поведение взрослых. Более того, хронический алкоголизм, как правило, развивается в семье: примерно у одной трети взятой наугад группы алкоголиков по меньшей мере один из родителей был алкоголиком. Однако дети, которые постоянно видят пьянство родителей не всегда становятся пьяницами или алкоголиками. Наиболее высокого уровня алкоголизм достигает среди молодежи, в семьях где употребление алкоголя строго запрещалось или в неблагополучных семьях, в которых уровень алкоголизма и без того высок.
Исследования американских психологов выявили три важнейших фактора, связанных с риском развития алкоголизма:
1) отклонение от общепринятых норм поведения (а также терпимость к таким проявлениям со стороны взрослых) и поиски необычных ощущений;
2) факторы влияния сверстников (употребление алкоголя ровесниками и давления их стороны);
3) факторы, связанные с отношениями в семье, такие как злоупотребления спиртными напитками родителями, протест против власти родителей и т.д.
Слайд 22
В социологии и психологии существует четыре модели для объяснения причин пьянства и алкоголизма:
• Моральная модель, рассматривающая алкоголизм как контролируемую человеческую слабость. Согласно этой теории человек может бросить пить, если захочет, а то, что он этого не делает демонстрирует его морально-волевую слабость.
• Медицинская модель, согласно которой алкоголизм – это болезнь, следовательно, налагает на человека меньше ответственности чем моральная. Сторонники такого подхода в меньшей степени склонны осуждать или презирать алкоголиков.
• Психологическая модель, рассматривает пьянство как средство снятия стрессов, освобождения от чувства тревоги и подавленности. Согласно этой модели алкоголизм видится скорее как поведенческое отклонение, а не как исключительно физическое состояние.
• Генетическая модель, согласно которой склонность к пьянству и алкоголизму передается по наследству.
Слайд 23
Распространение наркотиков стало одной из глобальных проблем человечества. Разрушение личности, ущерб здоровью, расширение границ криминального мира – одни из многих отрицательных последствий применения наркотических средств. Сводки правоохранительных органов, свидетельствующие об увеличении количества и качественного ассортимента наркотиков, вспышка СПИДа среди наркоманов в Темиртау, острые публикации в «Казахстанской правде» позволяют говорить о наркомании как широкомасштабном явлении, распространяющемся, прежде всего, среди молодежи.
Слайд 24
Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения.
Слайд 25
Согласно результатам социологического опроса примерно 12% казахстанских старшеклассников хотя бы раз пробовали наркотики, т.е. каждый пятый выпускник средней школы. При этом доля пробовавших мальчиков в два раза больше чем девочек и она увеличивается в старших классах.
Применение наркотических средств пока еще не превратилось в пагубную привычку для большинства знакомых с ними школьников (большинство опрошенных пробовали их однажды, а наркоманами себя считают только 3,3% опрошенных). Причины объективны – стаж знакомства с наркотиками невелик, поведение учащихся в школе и вне нее в основном контролируется взрослыми, хотя и в меньшей мере, чем раньше. Эти обстоятельства вкупе с доступностью объясняют популярность легких наркотиков.
Слайд 26
Путь к наркотической зависимости состоит из нескольких этапов – знакомство с наркотиками, употребление их от случая к случаю, системное применение наркотиков. С учетом перехода от легких наркотиков к сильнодействующим количество этапов можно удвоить. Однократное употребление наркотиков, на первый взгляд, не представляет особой опасности, однако следует помнить, что каждый последующий этап приближает вероятность стать наркоманом. Применение наркотиков, особенно первое. Во многом ситуативно, однако, существуют факторы, обуславливающие подобный шаг. К ним можно отнести взаимоотношения с родителями, учителями, одноклассниками, друзьями, характеристику социального окружения. Частота употребления наркотиков не позволяет говорить о полной наркотической зависимости, как физической, так и психологической. Тем не менее, как и всякая болезнь, наркомания имеет латентную фазу. Данные медиков и социологов свидетельствуют, что для многих наркоманов она приходится на период обучения в школе.
Слайд 27
Сталкиваясь со сложными жизненными обстоятельствами многое люди не видят другого выхода как покончить с жизнью. Мировой опыт исследования данного социального явления выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей мере характерны для высокоразвитых стран, где сегодня существует тенденция увеличения их числа.
Слайд 28
Суицидная активность имеет определенные временные циклы: весенне-летний пик и осенне-зимний спад (Э.Дюркгейм). Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся актах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.
Слайд 29
Специалисты называют большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько основных причин и мотивов, толкающих молодого человека на лишение себя жизни. речь идет о сложном комплексе нюансов и обстоятельств, преломляющих личность самоубийцы:
• покушающийся на самоубийство молодой человек происходит из неблагополучной или материально необеспеченной семьи;
• генетическая склонность к суициду, незрелость личности в следствии слабого самоконтроля;
• сложный социально-психологический климат в семье;
• социальная и эмоциональная изоляция в среде сверстников, одиночество;
• стрессовые ситуации повседневной жизни (учеба, досуг, секс и т.п.);
• депрессия в следствии потери объекта любви и интереса к жизни;
• высокая внушаемость и тенденции к подражанию;
• чувство вины и (или) страха и враждебности в межличностных отношениях;
• употребление алкоголя и наркотиков.
Слайд 30
По данным МВД РК на 5 июня 2006 г. за пять месяцев текущего года зафиксировано 76 фактов суицида несовершеннолетних.
Независимо от причин, попытка суицида – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих, или же попытка воздействия на других людей с определенной целью.
Слайд 31
Упражнение
Заполните анкетный лист, выразив Ваше отношение к различным группам девиантов:
Отношение к … Положи- тельное Отрица- тельное Индиффе- рентное Другое
Курящим
Употребляющим нецензурную речь
Пытающимся покончить жизнь самоубийством
Рокерам
Гомосексуалистам
Наркоманам
Антисоциальным группировкам
Зараженным СПИД
Бродягам
Проституткам
Физически
неполноценным
Психически
неполноценным
Таблица 9.
Отношение к представителям делинквентных и девиантных групп молодежи (в % от числа опрошенных)
Отношение к… Ликвиди-
ровать Изолиро-
вать Помогать Игнориро-
Вать Другие
Меры
Курящим
Употребляющим нецензурную речь
Пытающимся покончить жизнь самоубийством
Рокерам
Гомосексуалистам
Наркоманам
Антисоциальным группировкам
Зараженным СПИД
Бродягам
Проституткам
Физически
неполноценным
Психически
неполноценным

В общественном сознании проявляется различное отношение к основным агентам асоциальной молодежной субкультуры, свидетельствующее о безусловных культуральных различиях в восприятии молодых делинквентов в целом и их подразделений россиянами и западными реципиентами. И если в отношении подростков-предделинквентов обнаруживается относительное сходство выраженных чувств (в основном, отрицательных), то эмотивные оценки представителей различных асоциальных и антисоциальных групп молодежи алоцентричны, а порой совершенно поляризованы. Поляризация особенно ярко проявляется в отношении антисоциальных группировок, наркоманов и проституток: у россиян доминируют в их адрес враждебно-репрессивные устремления, у западных респондентов – терпимо-альтруистические. Степень согласия опрошенных, а вместе с тем и общий уровень толерантности, повышается при оценке других девиантных групп.
http://kollegi.kz/publ/23-1-0-3638
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: Людмила (05.10.2011)
Просмотров: 3543 | Комментарии: 1 | Теги: Тесленко А.Н. | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]