Логопед Университетской клиники «Аксай» Лоскутова О.Г
Психическое здоровье в школьном возрасте детерминировано социальными и психологическими факторами /1/. При этом нарушения психического здоровья у школьников представляют собой интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания психики. Соответственно происходит качественный сдвиг во взаимодействии социальных и биологических свойств, с усилением природно-психических свойств. Такой сдвиг происходит тем сильнее, чем младше ребенок, а его выражением может быть растормаживание и патологическое усиление влечений, инстинктивных и нисших потребностей/3/.
Так, в младшем школьном возрасте могут наблюдаться явления регресса психики с возникновением различных феноменов и форм поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза. У ребенка появляются двигательные стереотипии, эхопраксия, моторные двигательные автоматизмы. В более тяжелых случаях отмечается общее двигательное застывание, временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности. Речевые нарушения проявляются в возобновление «лепетной » речи, эхолалии или мутизме, отмечается повышенная боязливость и готовность к страхам.
Другой вид изменения соотношения между социальным и психологическим наблюдается при общем психическом дизонтогенезе. Известно, что психический дизонтогенез является важной составляющей частью постнатального дизонтогенеза и выражается в различных темпах и сроках развития психики в целом и ее отдельных составляющих.
В современных условиях наиболее часто встречаются два типа дизонтогенеза: ретардация и асинхронное развитие. При ретардации наблюдается запаздывание темпов психического развития. Это имеет место при умственной отсталости, задержке психического развития, в том числе при общем или парциальном инфантилизме. При этом отмечается недостаточность социально-психических функций, прежде всего познавательного уровня. Следует отметить, что общая закономерность единства социального и психологическим сохраняется при всех вариантах ретардации, однако развитие социально-психических функций находится в прямой зависимости от степени развития нейрофизиологических мозговых механизмов. В то же время, уровень социально-психического развития играет решающую роль в социальном адаптации ребенка, так как способствует выработке компенсаторных, приспособительных форм поведения /2/.
Асинхрония развития характеризуется неравномерным, диспропорциональным развитием психики, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии. В младшем возрасте дисгармоническое развитие определяет психологические особенности детей с ранним детским аутизмом и шизофренией, в более старшем возрасте – это свойственно психопатиям в период их становления.
При всех этих состояниях патопсихологические расстройства связаны с болезненным усилением природно-психических компонентов, опирающихся на инстинктивные компоненты. Общими закономерностями взаимоотношений социального и психологического в данной группе дизонтогенеза являются большая зависимость социально-психических изменений от биологических механизмов, а также уровень реагирования личности на социальное окружение. Это в определенной степени влияет на адаптацию и приобретение социальной роли ребенка в обществе.
В соответствии с эволюционно-динамической теорией в генезисе психических нарушений у детей значительную роль играют различные формы психонегативных и психопозитивных проявлений. Психонегативные симптомы являются проявлениями стойкого или временного выпадения психических функций, в то время как позитивные симптомы – это качественно новые болезненные образования.
Негативные симптомы в детском возрасте проявляются в виде нарушений осмысления, снижения памяти и общей психической активности, эмоциональное оскудение. В рамках общего дизонтогенза у детей проявлениями негативного дизонтогенеза являются задержка или искаженное развитие психики, в том числе, задержка или отставание темпов развития познавательных функции; симптомы недоразвития речи, задержка психомоторики, диспропорциональное развитие темперамента, влечений и эмоционально-волевых функций.
Позитивные дизонтогенетические симптомы в своей основе связаны с дисфункцией созревания психики, однако у детей младшего возраста они играют важную роль в психодиагностике, так как являются своеобразными предикторами эндогенных расстройств. На ранних этапах онтогенеза они проявляются в виде эхолалии, эхопраксии и различных стереотипиях. В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей проявляются в виде страхов, патологического фантазирования, появляются ипохондрические и сверхценные увлечения. В подростковом возрасте могут проявляться в форме бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и различных аффективных расстройств.
Известно, что для формирования патопсихологических расстройств необходимы соответствующие причины и определенные условия. Причины - это воздействие на организм ребенка внешних или внутренних факторов/5/, которые определяют специфику нарушений. Условиями являются внешние и внутренние факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению тех или иных расстройств.
При этом, чем младше школьник, тем большую роль в качестве причины психических нарушений играют биологические факторы: генетические, инфекционные, иммунологические, токсические и метаболические. Это и определяет диапазон психопатологических нарушений у детей этого возраста – психическое недоразвитие, задержка психического развития, резидуально-органические расстройства нервной системы, эпилепсия и т.д.
С возрастом в связи созреванием и усложнением социально-психических образований постепенно увеличивается причинная роль социально-психологических факторов. Это ведет к увеличению реактивных состояний, неврозов, психогенных формирований личности, различным психосоматическим нарушениям в детском возрасте. При этом биологические факторы нередко из категории причинных переходят в категорию факторов внутренней среды, что обуславливает широко распространенную в школьном возрасте резидуально-органическую церебральную недостаточность.
Таким образом, в условиях модернизации современного образования необходимо помнить, что такие неблагоприятные социальные психологические факторы как неправильное воспитание, психотравмирующие ситуации, острые психические травмы, эмоциональная депривация играют роль внешних условий или способствуют манифестации различных нарушений психического здоровья, особенно в школьном возрасте. В то же время, особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка зависят от процессов взаимодействия со средой, обучения, и «обладают высокой способностью к изменению в условиях соответствующей тренировки» /4/.
Использованная литература:
1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1960.-С.340-349.
2.Запорожец А.В. Принцип развития в психологии /Под ред.Л.И.Анцыферовой. М.: Просвещение. 1978.-С. 243-266.
3.Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психологии детского возраста//Ж. невропат.и психиатр.-1981.-№10.-С.1505-1509.
4. Давыдовский И.В., Снежневский А.В. О социальном и биологическом в этиологии психических заболеваний.- М.Медицина, 1965.-С.11.
5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ.1981. С.509-538.
Summary
The article is devoted socio-biological genesis of pato-psychophysiological disorder from children..
Түйін
Аталған мақала балалардың патопсихологиялық бұзылуының әлеуметтік – биологиялық генезисін зерттеуге арналады.
|