Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
ПСИХОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДИСКУССИИ И СПОРА
Психология конструктивной дискуссии и спора Дискуссия и спор являются распространенным
способом общения, решения проблем как в ученических, так и в учительских
коллективах школ. Дискуссия — это высказывание мнений по
обсуждаемой проблеме, в процессе которой нередко рождается решение,
устраивающее большинство. Спор предполагает столкновение, борьбу
мнений, стремление участников доказать преимущество именно своих взглядов.
Дискуссия и спор нередко могут спровоцировать предконфликтную, а то и
конфликтную ситуацию. Поэтому умение конструктивно организовать дискуссию и
спор является весьма полезным качеством при профилактике конфликтов в
общеобразовательной школе. Ученику, учителю, директору следует помнить
10 советов, помогающих конструктивному ходу дискуссии или спора. 1. Удивительно,
но многие дискуссии и споры ведутся в ситуациях, когда спорящие не имеют ясного
представления ни о предмете спора, ни о том, чего они хотят в результате
добиться. «Самое трудное в споре — не столько защищать свою точку зрения,
сколько иметь о ней четкое представление», — отмечал А. Моруа. Поэтому, прежде чем начинать спор, нужно
задать себе два вопроса и, самое главное, попытаться ответить на них. Вопрос
первый: «А из-за чего, собственно, я буду вступать в спор? В чем проблема
спора?» Например, начинать принципиальный спор с учительницей по поводу того,
сдержит ли правительство обещание платить вовремя зарплату учителям, я бы не
советовал. Вопрос второй: «Чего я хочу добиться в споре?» Если проблема спора
может быть решена в принципе, но вы оцениваете свои шансы на успех как очень
низкие, то и не стоит начинать спор. Прежде чем начинать спор, нужно определить
его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре
и вероятность ее достижения. 2. Очень часто разные
люди одними и теми же словами обозначают разные явления. Прежде чем спорить,
необходимо выяснить понимание каждой из сторон сущности и содержания основных
понятий, характеризующих проблему спора. Если не определиться в понятиях, то
спор может продолжаться бесконечно. 3. Заметно
повышает конструктивность спора и уменьшает риск возникновения конфликтов
четкое определение «пунктов разногласий» с оппонентом. Пока вы спорите обо
всем, вероятность выработки согласованного мнения невелика. Обычно у оппонентов
бывают разные позиции не по всем и даже не по большинству аспектов проблемы, а
только по некоторым из них. Важно уметь установить те моменты, по которым
оппонент согласен с вами, а также определить конкретно те несколько пунктов, по
которым есть разногласия. 4. Задача
дискуссии — не только высказаться, но и убедить оппонента в правильности своей
точки зрения. Конечная цель спора — произвести изменения в точке зрения
оппонента. Очевидно, чем лучше вы знаете индивидуальные особенности оппонента,
тем правильнее определяете стратегию спора, тем более он конструктивен и менее
конфликтен. Что же важно знать об оппоненте, чтобы дискуссия стала более
продуктивной? Перечислим. Личностные качества оппонента: его
порядочность, самооценку, направленность, особенности характера, темперамента и
др. Уровень профессиональной подготовки в
проблемной области спора. Если директор школы спорит о плане ее работы на
учебный год с начальником районного управления образования, который до этого 17
лет был директором школы, — это один спор. Если начальник работает в системе
образования второй год, а до этого последовательно возглавлял в районе сахарный
завод, животноводство и почту, то это совсем другой спор и по содержанию, и по
форме. Хотя объект спора один и тот же. Жизненный опыт оппонента. Спор по одной и
той же проблеме с семиклассником, десятиклассником и оппонентом, которому за 30
лет, не может быть одинаковым. Разный жизненный опыт требует разной
аргументации в споре. Пол оппонента тоже сказывается на характере
спора. Дискуссия с девочкой, девушкой, женщиной отличается от спора с
мальчиком, юношей, мужчиной. Нужно учитывать различия в стиле мышления,
эмоциональной реакции, мировосприятии в целом женщин и мужчин. 5. Когда тетерев исполняет свою песню
— токует, то абсолютно ничего не слышит. Этим пользуются охотники. Они
приближаются к тетереву на расстояние надежного выстрела именно во время
токования. О тетереве рассказано для тех, кто в процессе дискуссии, спора,
кроме себя, никого и ничего не слышит. Чтобы убедить оппонента, необходимо,
во-первых, оценить его позицию, выявить в ней не только слабые, ошибочные, но и
сильные, правильные стороны. Во-вторых, желательно установить и по возможности
понять мотивы его поведения. Нужно определить, почему оппонент пошел на спор и чего
хочет добиться. Тогда дискуссия, спор будут идти более продуктивно и менее
конфликтно. В споре важно постоянно оценивать позицию
оппонента, выслушивать его и постараться понять аргументы. 6. Спор
становится конструктивным, если оппоненты четко аргументируют свою позицию.
Желательно не просто показать преимущество вашей позиции, а привести в
доказательство факты, примеры, другие объективные до¬воды. Необходимо также
обращать внимание не только на основные проблемы спора, но и на их детали.
Детали, частности порой могут многое определить в споре. 7. Эта рекомендация
отчасти связана с предыдущей. Закономерности правильного мышления, а
следовательно, и общения изучает наука логика. Поэтому, чем более полно и
грамотно вы соблюдаете в споре законы логики, тем конструктивнее дискуссия.
Учителю, директору важно уметь отличать факты от мнений о фактах, доказанные и
проверенные практикой знания от гипотетических. 8. Чем
жестче вы заявляете свою позицию в споре, чем меньшее пространство для
возможного маневра оставляете оппоненту, тем больше вероятность обострения
спора, возрастания его конфликтного потенциала. Свою позицию лучше излагать в
виде рассуждений, подавать ее не как единственно правильную, а как один из
возможных вариантов. Желательно не выкладывать все ваши сильные
аргументы сразу, а оставлять несколько ударных доводов на тот случай, если спор
затянется. Одним словом, важным условием достижения успеха в споре является
наличие выдержки. 9. Фундаментальный
принцип конструктивного ведения спора — уважительное отношение к оппоненту. Не
обладая полной информацией о том, что известно оппоненту по проблеме спора,
постарайтесь несколькими вопросами-тестами выяснить это. А у американских
конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, как всегда свои рекомендации. Во-первых, необходимо отделять проблему
спора от людей. Представьте, что оппонента с его индивидуальными особенностями
нет. Но ведь проблема, которую он поднял, осталась. В чем ее суть? Ответив на
этот вопрос, вы усилите конструктивность спора. Во-вторых, важно не расширят круг
обсуждаемых проблем в процессе спора. Задача дискуссии — минимизировать
количество спорных моментов, хотя обычно происходит наоборот. В-третьих, категорически не рекомендуется
переносить оценку позиции оппонента на оценку его личности. Это типичная
ошибка, допускаемая директором в споре с учителем, а также учителем в споре с
учеником. 10. Дискуссия, спор неизбежно вызывают
у оппонентов повышенное эмоциональное состояние. Без эмоций трудно убедить
партнера по общению в вашей правоте. Эмоции помогают найти истину. Однако
эмоций должно быть в меру. Если оппонентам удается сохранить
спокойствие в процессе спора, он развивается более продуктивно и не оказывает
негативного влияния на взаимоотношения спорящих. Важно, чтобы в дискуссии,
споре рациональный компонент всегда доминировал над эмоциональным. Излишние
эмоции представляют собой главную опасность конструктивному развитию спора. Они
же часто приводят и конфликтам. Еще Платон говорил: «Выдержка — неодолимая сила
истинного убеждения». Таким образом, общение играет важнейшую
роль в жизни ученика, учителя, директора. Ошибки, допускаемые в общении, могут
быть как основной причиной возникновения конфликтов в школьных коллективах, так
и стимулятором обострения отношений, которое происходит по другим причинам. С
другой стороны, именно общение является основным инструментом профилактики и
конструктивного разрешения большинства конфликтов в общеобразовательной школе. Грамотному общению можно научиться в любом
возрасте. Рассмотренные выше рекомендации безусловно помогут ученику, учителю,
директору значительно улучшить уровень общения с окружающими. Но следует
подчеркнуть, что все зависит от самого человека. Главное — постоянно работать
над собой.
| |
Просмотров: 2407 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |