Четверг, 12.12.2024, 01:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Современные представления о генезисе острых кризисов личности.
Под кризисными ситуациями понимаются «ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации (кризисных состояний)» и ситуации функционирования на грани адаптационных возможностей человека, приводящие к все более полной утрате субъектности.
По словам Л.С. Выготского «Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни». К.Роджерс подчеркивает, что человек имеет побуждение к самоактуализации, тенденцию «выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я». При этом важным условием разворачивания этой активности являются “помогающие” отношения, в которых, как правило, нуждается человек, переживающий кризис жизни.
Само понятие «кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние.
Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что личность не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. С психологической точки зрения кризис рассматривается как неудачная попытка преодоления, под которым понимают реакции на угрожающие проблемы или ситуации.
Человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов: возрастной, психологический, идентичности.
Кризис возрастной – состояние, возникающее при переходе из одной возрастного этапа в другой. Он связан с предъявлением личности новых требований, существенно изменяющих образ жизни, психологию и поведение человека. Кризис возраста проявляется в неудовлетворительной оценке достижений, приемлемых для более раннего возраста. Однако человек еще не может приспособиться и соответствовать требованиям старшего возраста.
Кризис психологический – состояние душевного расстройства непатологического характера, проявляющееся в неудовлетворенности человека сложившимся положением дел, жизнью, собой.
Кризис идентичности (лат. identificare – отождествление, совпадение чего-либо или кого-либо с чем-либо или с кем-либо). Человек испытывает переживания, осуществляя выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития.
К числу факторов, способных повлиять на вероятность развития кризисных состояний и психогенных заболеваний у подростков, относят: наследственность и конституцию; ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация сознания, формирование социальных навыков, обучение); уровень развития познавательных структур личности; возраст и пол; систематические влияния (циклы терапевтического воздействия); «случайные» влияния (жизненные события, факторы окружающей среды); факторы риска; защитные факторы (самого ребенка и его окружения)
Кризисные ситуации реализуются в любом периоде жизни человека. Состояние кризиса переживается болезненно. Потери, неприятные события, опасности рождают психологическую напряженность: тревогу, тяжелые предчувствия, страх, депрессию, чувство вины, стыда, апатию, безучастность ко всему. Поведенческие защитные реакции примитивны: от проекции, вытеснения, отрицания до худшей из них – изоляции.
Дети и подростки в кризисном состоянии не ориентированы в будущее. Настоящее для них страшно, в мыслях они бегут от него, постоянно оглядываясь назад, в прошлое. Точкой отсчета становится психотравмирующее событие с застывшим воспоминанием, что было до него, и полной неясностью, что же будет потом. Характерны безынициативность, безучастность ко всему окружающему, неспособность ни просить, ни принять помощи.
Наиболее тяжело протекают острые кризисы у детей и подростков. Появление после психотравмирующей ситуации повышенного уровня возбудимости, конфликтности, сверхбдительности, нарушение сна, соматовегетативного дисбаланса (лабильность артериального давления, частоты и ритма сердечных сокращений, головная боль, повышенная потливость, желудочно-кишечные и мочеполовые расстройства) является причиной деформации стиля поведения в сторону делинквентного, аддиктивного, агрессивного, неизменно приводящих к выраженной социально-психологической дезадаптации.
В тяжелых кризисных ситуациях «патологии идентичности» провоцируют выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление «стать ничем», самоубийственную логику «чем хуже – тем лучше».
Основные черты личностного кризиса:
 Кризис вызывается ситуацией невозможности решить важнейшие жизненные проблемы привычными способами.
 Предполагает существенную перестройку личности и ее связей с окружающим миром.
 Является водоразделом между относительно стабильными фазами развития, уровнями зрелости, а также механизмом их смены.
 Обозначает время, когда в личности умирает всё старое и рождается новое.
 Влечет за собой освоение нового статуса и новых ролей.
 Кризис — это вызов, брошенный жизнью.
 Это не патология, а фактор эффективного развития личности.
 Может быть как источником силы личности, так и фактором, выявляющим недостатки и ограничения.
 Трудности преодоления могут стать причиной асоциализации и девиантного поведения.
Э.Эриксон считал, что каждая из перечисленных черт сопровождается “кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.
Можно выделить следующие отрицательные последствия кризиса, касающиеся состояния самой личности и делающие ее уязвимой в жизни:
 прекращение развития личности, начало деградации;
 психическая и физиологическая дезорганизация личности;
 снижение активности и эффективности деятельности;
 состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
 появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;
 появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
 разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
Отрицательными последствиями кризиса, касающимися внутренней структуры личности и ее взаимодействия с другими людьми, могут быть:
 деструкция существующих межличностных отношений;
 неожиданное обособление личности в семье, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступления»;
 повышенная чувствительность к критике;
 пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
 «ненормальное» поведение и неадекватная реакция на поведение других;
 неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
 жесткий формализм — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;
 поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Кризис приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким. Все это еще более усложняет круг проблем личности. В таком случае дезориентация, связанная с необходимостью изменить представления о самом себе, сориентироваться в новых ожиданиях, требованиях, приводит к трудностям в восприятии окружающей обстановки. Реальность теряет привычную ясную картину, становится подвижной, нечеткой, расплывчатой.
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: moon (27.09.2013) | Автор: Анастасия E
Просмотров: 1603 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]