Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Современные представления о генезисе острых кризисов личности.
Под кризисными ситуациями понимаются «ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации (кризисных состояний)» и ситуации функционирования на грани адаптационных возможностей человека, приводящие к все более полной утрате субъектности. По словам Л.С. Выготского «Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни». К.Роджерс подчеркивает, что человек имеет побуждение к самоактуализации, тенденцию «выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я». При этом важным условием разворачивания этой активности являются “помогающие” отношения, в которых, как правило, нуждается человек, переживающий кризис жизни. Само понятие «кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что личность не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. С психологической точки зрения кризис рассматривается как неудачная попытка преодоления, под которым понимают реакции на угрожающие проблемы или ситуации. Человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов: возрастной, психологический, идентичности. Кризис возрастной – состояние, возникающее при переходе из одной возрастного этапа в другой. Он связан с предъявлением личности новых требований, существенно изменяющих образ жизни, психологию и поведение человека. Кризис возраста проявляется в неудовлетворительной оценке достижений, приемлемых для более раннего возраста. Однако человек еще не может приспособиться и соответствовать требованиям старшего возраста. Кризис психологический – состояние душевного расстройства непатологического характера, проявляющееся в неудовлетворенности человека сложившимся положением дел, жизнью, собой. Кризис идентичности (лат. identificare – отождествление, совпадение чего-либо или кого-либо с чем-либо или с кем-либо). Человек испытывает переживания, осуществляя выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития. К числу факторов, способных повлиять на вероятность развития кризисных состояний и психогенных заболеваний у подростков, относят: наследственность и конституцию; ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация сознания, формирование социальных навыков, обучение); уровень развития познавательных структур личности; возраст и пол; систематические влияния (циклы терапевтического воздействия); «случайные» влияния (жизненные события, факторы окружающей среды); факторы риска; защитные факторы (самого ребенка и его окружения) Кризисные ситуации реализуются в любом периоде жизни человека. Состояние кризиса переживается болезненно. Потери, неприятные события, опасности рождают психологическую напряженность: тревогу, тяжелые предчувствия, страх, депрессию, чувство вины, стыда, апатию, безучастность ко всему. Поведенческие защитные реакции примитивны: от проекции, вытеснения, отрицания до худшей из них – изоляции. Дети и подростки в кризисном состоянии не ориентированы в будущее. Настоящее для них страшно, в мыслях они бегут от него, постоянно оглядываясь назад, в прошлое. Точкой отсчета становится психотравмирующее событие с застывшим воспоминанием, что было до него, и полной неясностью, что же будет потом. Характерны безынициативность, безучастность ко всему окружающему, неспособность ни просить, ни принять помощи. Наиболее тяжело протекают острые кризисы у детей и подростков. Появление после психотравмирующей ситуации повышенного уровня возбудимости, конфликтности, сверхбдительности, нарушение сна, соматовегетативного дисбаланса (лабильность артериального давления, частоты и ритма сердечных сокращений, головная боль, повышенная потливость, желудочно-кишечные и мочеполовые расстройства) является причиной деформации стиля поведения в сторону делинквентного, аддиктивного, агрессивного, неизменно приводящих к выраженной социально-психологической дезадаптации. В тяжелых кризисных ситуациях «патологии идентичности» провоцируют выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление «стать ничем», самоубийственную логику «чем хуже – тем лучше». Основные черты личностного кризиса: Кризис вызывается ситуацией невозможности решить важнейшие жизненные проблемы привычными способами. Предполагает существенную перестройку личности и ее связей с окружающим миром. Является водоразделом между относительно стабильными фазами развития, уровнями зрелости, а также механизмом их смены. Обозначает время, когда в личности умирает всё старое и рождается новое. Влечет за собой освоение нового статуса и новых ролей. Кризис — это вызов, брошенный жизнью. Это не патология, а фактор эффективного развития личности. Может быть как источником силы личности, так и фактором, выявляющим недостатки и ограничения. Трудности преодоления могут стать причиной асоциализации и девиантного поведения. Э.Эриксон считал, что каждая из перечисленных черт сопровождается “кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств. Можно выделить следующие отрицательные последствия кризиса, касающиеся состояния самой личности и делающие ее уязвимой в жизни: прекращение развития личности, начало деградации; психическая и физиологическая дезорганизация личности; снижение активности и эффективности деятельности; состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия; появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт; появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни. Отрицательными последствиями кризиса, касающимися внутренней структуры личности и ее взаимодействия с другими людьми, могут быть: деструкция существующих межличностных отношений; неожиданное обособление личности в семье, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступления»; повышенная чувствительность к критике; пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства; «ненормальное» поведение и неадекватная реакция на поведение других; неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство; жесткий формализм — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими; поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание. Кризис приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким. Все это еще более усложняет круг проблем личности. В таком случае дезориентация, связанная с необходимостью изменить представления о самом себе, сориентироваться в новых ожиданиях, требованиях, приводит к трудностям в восприятии окружающей обстановки. Реальность теряет привычную ясную картину, становится подвижной, нечеткой, расплывчатой. | |
Просмотров: 1603 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |