Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
«Критическое мышление – это, прежде всего, креативность!»
«Критическое мышление – это, прежде всего, креативность!» Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Крайне важно, чтобы люди, которые будут жить в XXI в., умели мыслить критически, однако последние тесты показывают, что лишь 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического мышления. Задача овладения навыками критического мышления была признана первоочередной во многих странах мира. Есть одна известная загадка, которая звучит примерно так: Отец и сын ехали на машине, и попали в аварию Отец погиб на месте происшествия Сына доставили в ближайшую больницу. Все было готово к операции, но реакция хирурга при виде ребенка была неожиданной. «Я не могу его оперировать – это мой сын!» Как это объяснить? Или еще вариант: Задача состоит в следующем. Ваша подруга пригласила вас к себе на день рождения. Она испекла пирог, который хочет разделить поровну между семерыми гостями, оставив один кусок для себя. Сделав ножом лишь три надреза, разделите пирог на восемь одинаковых частей. Прежде всего, специалисты выявили множество различий между эффективно и неэффективно мыслящими людьми. При решении логических задач последние невнимательно слушают объяснения преподавателя, торопятся с решением и пытаются угадать ответ. С помощью специального обучения эти недостатки могут быть устранены. Для формирования и развития критического мышления необходимо соблюдать ряд условий (Таблица 1.): Список условий для формирования критического мышления (Бутенко А.В., Ходос Е.А.) Поощрение конструктивной критики Уважительное отношение к другому мнению поддержка самостоятельных попыток применения техник и умений критического мышления в ходе занятий рефлексия попыток критического мышления Учитель должен избавиться от негативных стереотипов и предрассудков по отношению к ученику поддержка мотивации к критическому мышлению регулярная оценка прогресса учащихся в этом направлении форма организации взаимодействия между детьми, между детьми и взрослыми должна задавать пространство для реализации критичности и других мыслительных навыков и их тренировки нужна полидисциплинарность обучение критическому мышлению должно осуществляться не только на уроках гуманитарного цикла (предметов обществоведения) должно проявляться внимание к культурному и социальному материалу (к реальной ситуации затребованности); овладение навыками критического мышления должно происходить на основе согласованности материала и формы работы с ведущим типом деятельности в данном возрасте использование на занятиях всевозможных видов парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. необходима среда обучения, в которой учащиеся могут проводить исследования, делать открытия и осуществлять разработки; Научно-исследовательская деятельность учащихся под руководством преподавателя. необходимы новые методологии, технологии обучения, развивающие критическое мышление; формирование установки на критическое мышление, т.е. это забота о воспитании у учащихся ряда личностных характеристик: «правдивости, непредубежденности, эмпатии, автономии, рациональности и самокритичности, терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения Таблиц 2. «Сравнительная характеристика традиционного мышления и творческого. Таким образом, можно сделать вывод, что при творческом мышлении человек, начинает работать над проблемой, видит только больше вариантов ее решения, нежели при традиционной форме мышления. Следовательно, при разработке программы тренинга креативности рассчитанной на учащихся старших классов, лицеев и колледжей, оптимальный размер группы 8-16 человек. Основной акцент в программе это: Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: гибкость, беглость и оригинальность мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации. Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных и профессиональных целей. Формирование навыков творческой работы. Тренинговые упражнения объединяются в 10 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на 2 академических часа. Общий объем программы составит 20 часов: Знакомство и сплочение. Творческое мышление Необычное в обычном. Преодоление барьеров. Воображение и выразительность. Артистизм. Порисуем Творчество и взаимопонимание. Командное творчество Креативное решение проблем. Творчество как стиль жизни Итоги. Основу данного тренинга составили следующие принципы: 1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Это создает условия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности. 2. Игровой характер взаимодействия. 3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. 4. Баланс между интуицией и критическим мышлением – это баланс между право – и левополушарной активностью головного мозга: Постановка проблемы – критическое мышление. Генерация идей о способах ее решения – творческое мышление, воображение, интуиция. Оценка вариантов, обдумывание стратегий их воплощения – критическое мышление. 5.Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и жизненным опытом участников. 6.Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. Это рисунки, драматические постановки и т.п. Следовательно, чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому деятельность должна организовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.:Педагогика,1981. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся М.. Знание, 1986 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. - Ярославль,1996. Фрумин И.Д. Тайны школы заметки о контекстах. Красноярск, 1999. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб Питер. 2000. Чалдини Р. Психология влияния СПб.: Питер, 2000. Грецов А. Тренинг Креативности. СПб.; Питер, 2007. | |
Просмотров: 2880 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||