Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Проект "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии"
Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области. Кафедра содержания образования Тема: Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии Слушатель Бойко М.А. учитель биологии СОШ им. Б. Момышулы Руководитель Салимбаева Б.М. Караганда 2012 Содержание I. Введение 3 II. Самостоятельная работа на уроке - средство достижения результата 5 III. Практическая часть. 8 Модель комплекса самостоятельных работ согласно их видам: 1. работы по образцу 8 2. реконструктивно-вариативные работы 9 3. частично-поисковые работы 10 4. исследовательские 11 IV. Выводы 12 V. Глосарий 13 VI. Литература 14 I. Введение Учение — направленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, самоменеджменту, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности. Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения биологии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Проблема: разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся и особенно их умений; неразвитость навыков самостоятельной деятельности Актуальность: Актуальность проекта мотивирована тем, что современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, подготовке их к жизни, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается: 1. в изменении их содержания - преобладание вопросов и заданий на установление связей, систематизацию знаний 2. в изменении способов выполнения заданий; 3. в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ Цель: Разработать модель комплекса заданий для самостоятельных работ с учетом их видов Задачи: - Ознакомление методической и психолого-педагогической литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся, - Изучение существующих видов самостоятельных работ - Анализ разновидностей самостоятельных работ и их особенностей - Разработка, отбор, систематизация, адаптация модели комплекса самостоятельных работ - Формулирование требований и рекомендаций, разработка предложений, оформление проекта деятельности. Гипотеза: если разработать модель комплекса самостоятельных заданий с учетом видов самостоятельных работ, то она выступит мотивацией к поиску учащимися новых знаний и овладению новыми умениями. Ожидаемые результаты Проект комплекса самостоятельных заданий поможет учителю; - сформировать систему в работе по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках; - экономить время на объяснение техники выполнения заданий; - повысить самостоятельную творческую познавательную деятельность учеников. II. Самостоятельная работа на уроке - средство достижения результата. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Самостоятельная работа – это деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебников, карт, статистических материалов, наглядных пособий и биологического лабораторного оборудования). Самостоятельная работа творческого характера мотивирует к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Грамотно организованные самостоятельные работы способствуют возможности применить учащимся свои знания и опыт в новой учебной ситуации. Важно уметь при самостоятельной работе пользоваться дополнительной, в том числе и справочной литературой. Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы, в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала учащимся указывается литература, а затем и предлагается подбирать ее самим. Умение подобрать необходимую литературу — тоже элемент самостоятельной деятельности ученика. Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы. Формирование навыков самоконтроля — процесс непрерывный и осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Приемам самоконтроля нужно обучать. Это залог успеха при выполнении заданий. Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности. Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле всеобщего образования, но и в подготовке учащихся к дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы. Выше сказанное свидетельствует о том, что самостоятельность является одним из главных качеств учащегося и важнейшим условием обучения. Самостоятельность — это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Самостоятельную деятельность учащихся можно организовать путем разработки и применений, различных методические рекомендации по определению путей и способов развития навыков самостоятельности учащихся на уроках или путем предложения выполнить задания для самостоятельных работ. На втором пункте остановимся по подробнее. Виды самостоятельных работ. По образцу Реконструктивно-вариативные Частично-поисковые исследовательские Это такие работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную предметную ситуацию Это такие работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модернизацией в необычную внутрипредметную ситуацию. – понимание и применение знаний в знакомой ситуации, выполнение действий по стандартному алгоритму (реконструктивная деятельность по Л. С. Выготскому); – применение знаний в изменённой ситуации, требующее дополнительной ориентировки (вариативная деятельность по Л. С. Выготскому). Это такие работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Это такие работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи III. Практическая часть Модель комплекса самостоятельных работ согласно их видам: 1. Работы по образцу Задание 1. Самостоятельная работа с учебником по изучению темы фотосинтез и дыхание растений. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст и заполнить таблицу. Например дыхание фотосинтез поглощается Выделяется Происходит при каких условиях Происходит в каких частях растений Что происходит с органическими веществами Что происходит с энергией Задание 2. На уроке в 7 классе на тему Класс «двудольные». Семейство «Крестоцветные» учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану Цветок Соцветие Стебель Лист Корень Плод 2 . Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы Задание1. В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии” 1) группа учащихся изучает Отряд «Безногие». Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании, каких признаков строения червяг относят к земноводным? 2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания? 3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии. После работы с текстом учебника проводится беседа. Задание 2. Участок молекулы РНК состоит из последовательно соединенных нуклеотидов ААЦЦУУАГАГААУ. Определите химический состав белка закодированного в этом участке РНК. Как изменится химически состав белка при выпадении 3 и 9 нуклеотида? 3. Частично-поисковые самостоятельны работы Задание 1. Ответьте на вопросы: • Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду? • У мха-сфагнума, в отличие от мха кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано? • В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом? • Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок? Задание 2. При изучении темы «Виды анализаторов» можно предложить задания по карточкам, предварительно поделив класс на микрогруппы. Варианты карточек – заданий для групп: 1 группа Составить схему строения зрительного анализатора (подробно рассказать о строении периферического звена): - рассмотрите рисунок, напишите название частей глаза; - заполнить таблицу “Строение глазного яблока”. 2 группа Охарактеризовать оптическую и защитную систему глаза: - выпишите названия частей выполняющих защитную функцию; - выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света; -дайте определения понятий: палочки, колбочки, сетчатка, желтое пятно, слепое пятно. 3 группа Описать наиболее характерные виды нарушения зрения по плану: название, причины, признаки, профилактика: - какие дефекты зрения изображены на рисунке, предложите способы их исправления. 4 . Исследовательские самостоятельные работы - Изучение видового разнообразия растений своей местности - Использование лекарственных растений своей местности при лечении простудных заболеваний - Влияние полива и удобрений на урожайность IV. Выводы 1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения биологии является умело организованная система самостоятельных работ. 2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников. 3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач. 4. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся. 5. Домашняя самостоятельная работа строиться с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. 6. Домашняя самостоятельная работа несет следующие дидактические функции: закрепление знаний, умений, полученных на уроке, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений. 7. На протяжении всего процесса формирования навыков самостоятельности залогом успеха, в который входят следующие виды контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль. V. Глоссарий Самостоятельная работа учащихся - Форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания Самообразование - Образование, получаемое путем самостоятельной работы Самовоспитание - Собственные усилия по самосовершенствованию Самоопределение - Результат собственного выбора Самовыражение - Проявление личностью своих способностей, индивидуальных особенностей и желаний Самоидентификация - Соотнесенность личности с чем-то, кем-то Самосознание - Осознание себя в качестве ученика, труженика, гражданина и т. д. Самовыживание - Сохранение себя в чрезвычайных ситуациях Самоконтроль - Сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности Модель – (от лат. Мера, образец) система объектов или знаков воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - оригинала VI. Список литературы 1. А.Жарова «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» М. 1982 2. В.Буряк «Самостоятельная работа учащихся» М. 1984 3. Л.Пименова «Воспитание у школьников самостоятельности как черты личности» Л. 1960 4. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. 5. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996. 6. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002. 7. Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987. 8. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001. 9. Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001. 10. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.:Просвещение, 1987. 11. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998. 12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997. | |
Просмотров: 5649 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |