Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей |
Особенности
мнемических процессов при некоторых формах аутодеструктивного поведения.
Е.Тілеубергенов
- заведующий
кафедрой экономической теории и основ права КазНПУ им. Абая
Оказание
мнемической помощи в случаях припоминания забытого в юридической практике
является актуальным, а в работе следователя совершенно необходимым.
Криминалистика как отрасль науки должна точно и полно отражать развитие своей
психологической основы посредством выработки новых приемов и методов
расследования преступлений, которые, в свою очередь, должны облегчить нелегкий
труд следователя. Представляется необходимым остановиться на тактических
приемах, которые в наибольшей степени нуждаются в усовершенст-вовании с позиций новейших психологических
исследований. Например, бесконфликтные ситуации допроса, очной ставки, проверки
показаний на месте, опознания и других следственных действий могут быть
осложнены отдельными факторами, мешающими достаточно полному и объектив-ному воспроизведению запомнившегося. Оказание
мнемической помощи в этих случаях со стороны следователя является совершенно
необходимым. В криминалистической науке и юридической психологии допрос с
использованием ассоциативных связей практически ограничен применением
тактических приемов смежности (напоминание допрашиваемому о предмете или
явлении, которые находились в пространственной или временной связи с
устанавливаемыми фактами), сходности (предъявление элемента действительности сходного
по отдельным моментам с устанавливаемыми фактами), контрастности (использование
связей в памяти, включающих представление о противоположных объектах),
разобщения (разъединения образовавшихся связей при восприятии, вычленение
признаков и свойств выясняемого объекта из ассоциативного ряда), перефразы
(изложение показаний другими словами), наглядность (применяется в случае, когда
допрашиваемый затрудняется выразить словами интересующие следствие факты) [1]. Следователь
при использовании любого из известных тактических приемов по актуализации
ассоциативных связей может прибегнуть к определенной схеме выявления
устанавливаемых фактов. Мы считаем, что для наилучшего припоминания и
воспроизведения будет целесообразно выявлять условия запоминания по определенной
схеме, основанной на формальной стороне различной организации ассоциативных
связей. Следователю, при оказании мнемической помощи целесообразно прежде всего
установить следующие факты: 1)
статисческие (наличие в обстановке событий, о которых даются показания,
определенных объектов, предметов); 2)
динамические (наличие изменений в обстановке воспринятого события, явления,
действия и установление причин этих изменений); 3)
субъективные и объективные условия восприятия и сохранения запомнившегося.
Данная схема должна быть оценена следователем, как с позиций внутренней
организации запомнившегося (субъективная интерпретация). Субъективная
интерпретация запомнившегося происходит на уровне сравнения воспринятого с
установившимися понятиями. В соответствии с теорией множественной репрезентации
(в памяти хранятся все знакомые субъекту варианты понятия) определение
принадлежности объекта к понятию происходит посредством заключения, основанном
на сравнении объекта с каждым примером понятия, однако, согласно модели репрезентации
с помощью прототипов, такое определение происходит через поиск сходства
воспринимаемого с прототипом [2]. Необходимо
отметить, что мнемическая помощь должна основываться на полном и всестороннем
изучении всего процесса формирования и изменения искомой информации, т.е.
следователь должен учитывать при оказании мнемической помощи условия
запоминания и сохранения информации, а не только лишь концентрировать внимание
на стадии воспроизведения. В частности, возрастные особенности восприятия и
запоминания последовательности происходящих событий являются еще недостаточно
исследованной проблемой. По данным современных психологических исследований
было выявлено, что ребенок (от полутора лет) легко усваивает и запоминает
последовательность действий, явно не понимая их логической взаимосвязи.
Известный психолог П. Фресс, в свою очередь, заметил, что взрослые люди
испытывают сложности в передаче последовательности, которая не выглядит как
естественная или логическая последовательность [3]. Таким
образом, периоду детства характерна наглядно-образная память, тогда как
взрослые, как правило, стремятся установить и логические связи. Индивидуально-личностный
подход при оказании мнемической помощи должен включать в себя анализ способа
запоминания. Следователю необходимо в рамках выявления условий восприятия и
запоминания выяснить в какой форме (произвольной или непроизволь-ной) протекало запечатление устанавливаемых фактов.
Здесь следователь должен установить были ли включены устанавливаемые факты в
сферу деятельности субъекта в момент их запоминания. Целенаправленная
деятельность приводит к произвольному запоминанию фактов, имеющих к ней
отношение. Следователь должен выяснить, чем занимался допрашиваемый в момент
воспринимаемого события, и попытаться установит ассоциативные связи,
возникающие между устанавливаемыми обстоятельствами и деятельностью субъекта.
Следователь также может установить, к какому методу произвольного запоминания
прибегал допрашиваемый. Данная информация поможет ориентироваться в способах, к
которым прибегает допрашиваемый при запоминании. Известный психолог Лапп Д.
предлагает для наиболее полного воспоминания восстановить последовательность
реплик присутство-вавших людей, что может натолкнуть
на визуальную подсказку [4]. Данная
рекомендация по оказанию помощи в
воспоминании событий, будет полезна для актуализации ассоциативных связей
допрашиваемого. Следователю, тем не менее, не стоит чрезмерно «опекать»
допрашивае-мого. Следователь, отдавая мыслительную задачу
допрашиваемому, должен выдержать паузу с тем, чтобы собеседник мог высказаться
по поводу возникших ассоциаций, а затем прибегать к новому воздействию через
другие ассоциации. Здесь основным требованием, предъявляемым к действиям
следователя, выступает завершенность реагирования на оказываемое воздействие. В
бесконфликтной ситуации допроса следователи чаще всего прибегают к детализации
показаний через остановку дополнительных, уточняющих и конкретизирующих
вопросов, постановке вопросов, направленных на улучшение воспоминания
устанавливаемых фактов, а также предъявляют имеющиеся в деле доказательства.
Очень редко используется прием отсроченного воспроизведения. Все перечисленные
приемы являются достаточно широко известными и активно применяются в
следственной практике. Однако существуют и нетрадиционные методы по оказанию
помощи в наиболее полном воспроизведении запомнившейся информации. Здесь речь,
прежде всего, идет о гипнозе. Гипнотическое состояние психики человека
представляет собой одну из наиболее популярных сфер изучения и психологии, и
криминалистики. Криминалистическая гипнология только лишь оформляется,
преодолевая трудности закостенелого мышления, тогда как гипноз в
психологических исследованиях давно и прочно занял достойное место. Термин
«криминалистическая гипнология» является весьма условным, поскольку информация,
сообщаемая человеком в гипнотическом состоянии, подвержена существенным
изменениям в виду внушающего воздействия гипнолога. Использование гипноза
допустимо лишь в оперативно-розыскной деятельности в целях получения ориентировочно
-поисковой информации. В психологической науке гипноз понимается в двух
аспектах: 1) Как техника воздействия на индивида, через концентрацию его
внимания с целью сузить поле сознания и подчинить влиянию внешнего агента
(гипнотизера); 2) как «процесс и временное сноподобное состояние психики,
характерное резким сужением и снятием объема сознания и самосознания и резкой
фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции
индивидуального контроля и самоконтроля» [5]. Например, тактика оказании помощи
в припоминании забытого в Соединенных Штатах Америки практически не
разрабатывается, за исключением применения при допросе гипноза, который
используется более чем в 150 правоохранительных органах США, и, скорее всего,
по мере развития науки и методики допроса под гипнозом он получит всеобщее
признание, хотя американские суды не признают полученные в результате такого
допроса данные в качестве доказательства [6]. Практика применения гипноза за
рубежом давно уже перестала быть наукообразной фактологией. Тем не менее, в
отечественной криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности данный
метод воздействия относят, в лучшем случае, к нетрадиционным средствам
раскрытия преступлений, либо к сфере паракриминалистических знаний. Однако опасения противников
использования гипноза в практике по раскрытию преступлений трудно признать
вполне убедительными. Известный
психолог В. Ротенберг о феномене гипнотического состояния пишет:
«Пассивно-оборонительное поведение в принципе противоположно тому активному
расширению собственных психических возможностей субъекта, которое достигается
при активизации образного мышления во время гипноза, кроме того, не следует
забывать, что подчиненность инструкциям гипнолога носит ограниченный характер:
даже глубоко загипнотизированного, невозможно заставить нарушить те нормы поведения,
интериоризированы и стали собственными мотивами» [7]. Безусловно,
внушающее воздействие в ходе течения гипнотического ранса не дает возможности
признавать получаемую од гипнозом информацию доказательством по делу. Однако
значение гипноза для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
получения ориентирующей информации трудно переоценить. Гипнотическое состояние
не только активизирует память, но усиливает и образное мышление. Данный факт не
использовать в целях получения ориентирующей информации для определения
направлений поисковой деятельности расследования. К наиболее впечатляющим
феноменам из области гипнотического транса относится способность человека
«давать времени обратный ход» и повторно, как бы с помощью видеомагнитофонной
записи, проигрывать события и происшествия из прошедшего периода. Еще более
эффективна гипнотическая репродукция в отношении недавних событий. Если
задуматься какое значение может иметь подробное описание внешности преступника
потерпевшим, событий и действий людей на месте совершения преступления в момент
его восприятия и фактов, то необходимость в разработке гипнологии
оперативно-розыскной деятельности становится очевидной. Применение
гипноза в практике по раскрытию преступлений должно быть ограничено рядом
требований с тем, чтобы избежать нарушений прав и законных интересов участников
уголовного судопроизводства. Одной из важнейших гарантий соблюдения прав и
законных интересов лиц, подвергающихся гипнозу в ходе проводимого опроса,
является их согласие на подобного рода действия. Современные психологические
исследования, тем не менее, показали, что введение в гипнотический транс без
согласия испытуемого практически невозможно. Другое необходимое условие
проведения опроса с использованием гипноза должно касаться личности гипнолога.
Здесь речь идет, прежде всего, о специальных познаниях в области медицинской
гипнологии, которыми должен обладать гипнолог. Третьей, и самой важной,
составляющей криминалистической гипнологии должно стать положение о том, что
сведения, полученные под гипнозом, не могут являться доказательством по делу, а
представляют собой лишь ориентирующую ход расследования информацию. Проблема не
доверия к органам дознания и предварительного следствия в использовании гипноза
может быть снята при соблюдении четвертой необходимой гарантии прав личности -
разрешения судебного органа на проведение такого оперативно-розыскного
мероприятия. Например, в США использование гипноза при допросе в обязательном
порядке фиксируется посредством аудио и видеозаписи [8]. И, наконец,
последней гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан при
использовании в ходе собирания ориентирующей информации гипноза должно служить
требование, при котором применение гипноза допустимо лишь при абсолютном
психическом здоровье подозреваемого и с помощью квалифицированного
специалиста-психолога. Еще одним
немаловажным требованием к использованию гипноза можно назвать его цель -
актуализация забытого. Использование гипноза с целью преодоления конфликта вряд
ли можно признать законным и этичным. Таким
образом, гипноз представляет собой особое сноподобное состояние психики, в
котором активизируются отдельные функции субъекта. Именно гипнотическая
репродукция способна порой пролить свет на, казалось бы, безнадежное дело,
когда потерпевший или свидетель, в обычном состоянии, дают отрывочные и далеко
не полные показания. В рамках настоящей статьи невозможно охватить все
аспекты данной проблемы, но, как нам представляется, предлагаемые разработки по
совершенствованию тактических приемов по оказанию мнемической помощи в
припоминании забытого в процессе допроса, оперативно-розыскных мероприятий
отвечают тем исследованиям психологии, которые за последние годы получили
наибольшее развитие.
1. Доспулов Г.Г.
Психология допроса на предварительном следствии. – М., 1976. 2. Церетели М.О.
Исследование форм хранения информации в памяти и психологические механизмы их
формирования и действия. - Тбилиси, 1989. 3. Роговин М.С.
Проблема теории памяти. – М., 1977. 4. Лапп Д.
Улучшаем память в любом возрасте. – М., 1993. 5. Голвин С.Ю.
Словарь практического психолога. - Минск, 1997. 6. Гусаков А.Н.
Криминалистика США: теория и практика ее
применения. - Екатеринбург, 1993. 7. Ротенберг
В.С. Гипноз и образное мышление // Психологический журнал.- 1995, том 6, №2. 8. Следственные
действия. Криминалистические рекомендации (под ред. В.А. Образцова). - М, 1999. | |
Просмотров: 2495 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |