Пятница, 26.04.2024, 23:10
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Родительский клуб

Как помочь первокласснику избавиться от страхов?
В этом году ребенок пошел в первый класс. И я замечаю, что за месяц его страхи не исчезли. Он по-прежнему такой же робкий, как и 1, и 2 сентября. Как избавить шестилетнего сына от робости, помочь ему раскрепоститься на занятиях и в отношениях с одноклассниками?
Алина Александровна
На вопрос отвечает Игорь Павлов, преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина, психолог Профессионального психологического центра «Инсайт».
Чаще всего дети опасаются сложных заданий и трудных уроков, плохих отметок и наказаний. Многие из них боятся оказаться отстающими, попасть к злой учительнице или же не суметь найти общий язык с одноклассниками. Нередко, пытаясь урезонить детей или как-то повлиять на их поведение, взрослые сами создают у них страхи и негативные установки на будущее. Полное отсутствие представлений о том, что ожидает детей в школе, вселяет в них страх и вызывает не меньшую тревогу, справиться с которыми они иногда не могут даже через полгода.
Однако страхи могут быть связаны не только с неправильными представлениями о школе или их отсутствием. Многие из детских страхов произрастают на почве родительских ожиданий в отношении успехов ребенка, амбиций и чрезмерной критики. Если малышу все время талдычить, что он бестолковый, неряшливый, безответственный, невоспитанный, то он станет внушать себе: «Как же я, такой глупый, ленивый, буду учиться в школе? Наверное, мне там будет очень-очень трудно! И никто меня там не будет любить!» А с такой установкой не то что в школу, но даже из дома лучше не выходить.
Кроме того, в первом классе иногда примешиваются страх разлуки с родителями (если ребенок до поступления в школу не посещал детский сад и воспитывался дома), боязнь старшеклассников (особенно невоспитанных и любящих подшутить над малявками) и школьных охранников (ох, как любят взрослые пугать детей милиционерами и прочими «дядями в форме»). Добавьте к этому страх отвечать у доски и получить плохую отметку, отпроситься в туалет во время урока, опоздать, забыть дома школьные принадлежности, заблудиться и не найти дорогу в свой класс... По некоторым исследованиям, в среднем от 15 % первоклассников испытывают те или иные школьные страхи.

Что же делать родителям, чтобы школа все-таки не превратилась для их ребенка в ночной кошмар, а первая учительница не предстала в его воображении сущей ведьмой? Для этого взрослым как минимум следует:
1. Не начинать (если еще не начали) или перестать (если еще не перестали) пугать ребенка школой и теми проблемами, которые там у него могут случиться. К чему это обычно приводит, мы только что говорили.
2. Не тыкать ребенка носом в его промахи и ошибки. Неудачников мало кто любит, а особенно они не любят себя сами. Ребенок с психологией неудачника имеет все шансы стать школьным аутсайдером. Оценивать ребенка следует деликатно, акцентируя внимание на его достижениях и возможностях, стимулируя его самостоятельно находить ошибки в своей работе и исправлять их.
3. Формировать у ребенка реалистичные представления о школьной жизни с акцентом на ее положительные стороны. Хлебнув некоторых «прелестей» школьной жизни, ребенок может испытать не только разочарование (ведь он ожидал попасть именно в сказку), но и чувство обманутости. Здесь родителям важно найти некую золотую середину, рассказывая ребенку о школе, помочь понять, что, если он и столкнется там с какими-нибудь трудностями, родители всегда помогут ему с этим справиться. Ребенок, уверенный в своих родителях и в их поддержке, способен более стойко переносить жизненные невзгоды и увереннее преодолевать возникающие проблемы.
4. Позволить ребенку стать обычным школьником, не требовать от него каких-то невероятных достижений. Представьте, какой груз ответственности ляжет на хрупкие плечи первоклашки, пытающегося оправдать ожидания родителей! Сколько усилий вложит он, лишь бы дотянуться до установленной ими планки. Но неокрепший детский организм имеет особенность быстро истощаться от чрезмерных нагрузок и переживаний. Со временем ребенку становится все труднее и труднее соответствовать требованиям взрослых, а это, в свою очередь, вызывает у него новую волну негативных переживаний. В результате он ни физически, ни психологически не способен в полном объеме воспринимать учебный материал и вовремя его усваивать. Поэтому позвольте ребенку вступить в новый отрезок жизни в собственном ритме, в соответствии с его реальными способностями.
5. Прислушиваться к страхам ребенка и не отмахиваться от них, как от чего-то несущественного. Все, чего боится ребенок, – серьезно, и ничего серьезнее здесь быть просто не может. Не верите? Вспомните себя в его возрасте и посмотрите на мир детскими глазами: возможно, были ситуации, когда серьезные для вас вещи высмеивались и обесценивались взрослыми. Что вы при этом чувствовали?
http://vb.by/article.php?topic=24&article=14367
Категория: Родительский клуб | Добавил: Людмила (06.10.2011)
Просмотров: 1344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]