Круглый стол для родителей "Семейные ценности" - В помощь школьному психологу - Каталог статей - Школьный психолог
Среда, 07.12.2016, 19:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Круглый стол для родителей "Семейные ценности"
г.Каараганда, КГУ СОШ №23,
педагог-психолог Федосина А.И.

Родительское собрание:


«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»


Детство – это цветущий луг,
залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки
к далекому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был
любящий опытный поводырь.


Цели: способствовать формированию у родителей представления о тоеретических основах подросткового возраста; осознание родителем собственного стиля взаимодействия со своим подростком; выработка новых моделей поведения в конфликтных ситуациях при общении с подростком, в ситуациях стресса, депрессии у подростка; осознание баръеров, которые мешают лучше понимать подростка.

Форма проведения: круглый стол

Ход мероприятия:

1. Приветствие. Распределение по группам.
(при входе каждому родителю раздаются памятки с психологическими рекомендациями разных цветов, каждый цвет соответствует определенной группе, куда присоединяется родитель, в последствии образуются 3, 4 группы)

2. Теоретическая часть.

Возрастные особенности подросткового возраста (13 – 16 лет).

Характеризуется бурным ростом и развитием всего организма.
Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения.
Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное.
Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения.
Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.
Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению.
У подростка лобная доля коры головного мозга отвечающая за обдуманность, осмысленность на данном этапе недостаточно хорошо развита.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев.
Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения. Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

Подростковая депрессия.

Исследования показывают, что каждый восьмой подросток страдает депрессией. Но депрессию и серьёзные проблемы, связанные с ней, можно лечить. Так что, если плохое настроение подростка длится более 2 недель, и у него проявляются симптомы депрессии, настало время обратиться к врачу.

Причины депрессии у подростков

Существует ряд причин, которые могут вызвать депрессию у подростков. Например, развитие чувства неполноценности и неадекватности в начальных классах школы. Успеваемость, социальное положение и семейная жизнь оказывают большое влияние на психологию подростка. Иногда депрессия у подростков может быть результатом экологического стресса. Но независимо от причины, когда друзья или семья (или те, с кем подросток чаще общается) не помогают ему улучшить настроение, снизить печаль и чувство изоляции, имеется большая вероятность развития депрессии.

Симптомы депрессии у подростков

 Часто подростки, страдающие депрессией, имеют заметные изменения в мышлении и поведении. Они могут не иметь мотивации и даже становиться замкнутыми, закрывая дверь спальни после школы и оставаясь в своей комнате в течение нескольких часов. Подростки с депрессией могут много спать, менять предпочтения в еде, а также совершать преступления, такие как кражи в магазинах.
 - Апатия;
 - Усталость или жалобы на боли, в том числе в голове, животе пояснице;
 - Трудности с концентрацией;
 - Трудности с принятием решений;
 - Чрезмерные чувства вины;
 - Безответственное поведение - например, опоздания, забывания, пропуски занятий;
 - Потеря интереса к пище или импульсивное переедание, что приводит к быстрым изменениям веса;
 - Потеря памяти;
 - Мысли о смерти;
 - Агрессивное поведение;
 - Печаль, тревога или чувство безнадёжности;
 - Бессонница ночью и сон в течение дня;
 - Резкое падение успеваемости;
 - Употребление алкоголя или наркотиков, беспорядочные половые связи;
 - Отстранение от друзей.
 Бывает ли наследственная депрессия у подростков?

Что делать родителям для смягчения депрессии у подростков и достижения взаимопонимания с ребенком?

o Подростки могут сложно поддаваться воспитанию. Однако есть эффективные методы, помогающие снизить уровень стресса у подростков:
o - Вместо наказаний за плохое поведение поощряйте подростка поощрениями за хорошие поступки. Позор и наказания приводят подростков к чувствам бесполезности и делают их неадекватными.
o - Позвольте юноше или девушке совершать ошибки. Предостережение или принятие решений за них могут восприниматься как отсутствие веры в их способности. Это снижает их уверенность в себе.
o - Дайте вашему ребёнку передышку. Не рассчитывайте, что он будет делать именно то, что вы говорите.
o - Не навязывайте подростку привлекательный для вас жизненный путь. Не пытайтесь вновь пережить свою молодость через деятельность своего ребёнка.
o - Если вы подозреваете, что подросток находится в стадии депрессии, выделите время, чтобы выслушать его проблемы. Даже если вы думаете, что у проблемы нет реальных причин, имейте ввиду, что для развивающегося человека она может казаться жизненно важной.
o - Контактируйте и ненавязчиво держите связь с подростком, даже когда он уходит.
o - Старайтесь не говорить своему ребёнку, что ему нужно делать. Вместо этого внимательно прислушивайтесь, чтобы узнать больше о причинах, вызывающих его проблемы.
o Если вы чувствуете недоступность и неподвластность ребёнка, и никак не можете ему помочь, обратитесь за помощью к профессиональному врачу.

3. Результаты анкетирования учащихся «Наедине с собой».

Цель: определение уровня и характера взаимоотношений с родителями.

Результаты анкетирования учащихся 9 класса показывают, что:
Отношения с родителями можно
считать благополучными – 48% учащихся.
Отношения с родителями удовлетворительные – 52% учащихся.
Контакты с родителями носят ограниченный характер – 0%.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Толстой

4. Стили воспитания ребенка в семье, приводящие к конфликтным взаимоотношениям с подростком.

 Подчиняющий стиль.
Приверженцы этого стиля требуют от ребёнка беспрекословного подчинения во всем. Ребёнок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.
 Излишне требовательный стиль.
Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребёнка или подростка совершенства во всём. Ругают за малейшую оплошность в учёбе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей.
В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведёт к неврозам.
 Смягчающий стиль.
Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребёнку, оправдание любых поступков. Ребёнку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.
Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребёнка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всём вплоть до взрослых лет.
 Излишне пылкий стиль.
Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребёнок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

5. Диагностика воспитательной позиции родителей.

o Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться насколько верна ваша позиция. (Опросник «Мера заботы»\\ Н.В.Клюева. Психолог и семья.)

6. Работа в группах. Стратегии реагирования на поведение подростка.

Каждой группе родителей раздаются задания-ситуации, на которые они должны ответить с позиции родителя.

Ситуация №1.
Вы заметили, что ваш ребенок стал менее общительным, более замкнутым, практически не уделяет времени выполнению домашнего здания, длительное время сидит за компьютером. Что вы предпримите?

Ситуация №2.
Просмотрев дневник ребенка за неделю, вы увидели, что у него имеется много замечаний по
работе на уроках, «двойки» за поведение и т.п. Как вы отреагируете?

Ситуация №3.
Вам звонит домой классный руководитель и сообщает, что ваш ребенок имеет пропуски занятий по неуважительной причине, а вы об этом не знаете. Как вы составите разговор с ребенком?

Ситуация №4.
У вашего ребенка произошел конфликт с учителем. Ваши действия?

7. Психолого-педагогические рекомендации для родителей:

Памятка родителям.

 • Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
 • Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
 • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
 • Старайтесь чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
 • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
 • Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: "Мы всё должны знать о тебе" - этим вы ничего не добьётесь.
 • Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
 • Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям так и вам будут относиться в старости.
 • Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
 Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского "Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно - семейное".

8. Рефлексия «Дерево семейных ценностей».

На доске заранее приготовлен плакат - «Дерево семейных ценностей». Каждому родителю раздаются стикеры в форме яблока, на котором ему нужно будет перечислить семейные ценности, пожелания, а затем разместить эти яблоки на дереве семейных ценностей.

9. Завершение родительского собрания. Видеоклип «Мир, который нужен мне».
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: Anna-Flower (25.04.2012)
Просмотров: 2418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]