Четверг, 25.04.2024, 04:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Деятельность социально-психологической службы по профилактике девиантного поведения
«Трудные дети» – наша общая большая проблема. Сложность социально-психологической реабилитации определяется тем, что большее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к группе «трудных» (социально-дезадаптированных), и поэтому под наблюдение специалистов попадают все воспитанники. Именно поэтому профилактика правонарушений, суицидальной настроенности, зависимостей от ПАВ и т.д. в настоящее время рассматривается социально-психологической службой школы-интерната №5 в качестве одной из приоритетных задач.

Основными принципами построения профилактической работы в школе-интернате
• Комплексность - организация воздействий на различных уровнях (воспитанники, педагоги,); совместная работа в данном направлении психолога, социального педагога, воспитателей, правоохранительных органов, медиков и других специалистов).
• Адресность (учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей).
• Массовость.
• Позитивность информации.
• Снижение до минимума негативных последствий.
• Личная заинтересованность и ответственность участников.
• Максимальная активность участников (использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности: круглые столы, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.).
• Устремлённость в будущее (формирование потребности в здоровом образе жизни).

Работа социально-психологической службы школы-интерната по профилактике правонарушений и вредных привычек строится следующих основных направлениях:
1. Общая профилактика
2. Первичная профилактика. Отбор воспитанников «группы риска».
3. Вторичная профилактика. Коррекционно-профилактическое направление.

Общая профилактика.
Цель: предупреждение девиантного развития у воспитанников, социальной дезадаптации, оказание социально-психологической поддержки.
Задачами проводимой профилактической работы являются:
• формирование у воспитанников установок на здоровый образ жизни;
• информирование о последствиях и мере ответственности за совершенные правонарушения, ознакомление с основными положениями Законов РК.
• информирование о вреде алкоголя, курения, наркомании для здоровья человека; формирование у учащихся отрицательного отношения к ним и последствиям их употребления.
Содержание работы
• социально-психологическое просвещение и консультирование (групповое и индивидуальное);
• активные формы массовой работы совместно с педагогическим коллективом (Акции антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, круглые столы с приглашением представителей общественности на темы профессионального и жизненного выбора, здорового образа жизни и т.д.; психологические акции и т.д.).
Формы работы:
1. Работа с педагогическим коллективом. Хорошо зарекомендовали себя семинары-тренинги, где педагоги имеют возможность поделиться своими проблемами, высказать свою точку зрения, найти правильные, наиболее благоприятные пути взаимодействия с детьми ( «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», «Педагогическое взаимодействие в основе «Дома без агрессии»; педагогические советы «(Системный подход к преодолению нарушений в личностном развитии у детей-сирот с ОВР», «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»;
2. Индивидуальные и групповые консультации;
3. Антиалкогольные акции («Меняем конфету на сигарету», «Мы против курения», Скажем наркотикам «НЕТ»);
4. Круглые столы («С теплотой в сердце», «Мое будущее»),
5. Ролевые игры, например «Дом счастья»;
6. Социально-психологические акции, целью которых является расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых чувств и эмоций; сплочение школьного коллектива, повышение положительного эмоционального настроя (Акции «Следопыты», «День радуги», «Скажи мне, кто ты?», «Счастье для меня…», «Предсказание судьбы», «Планета вечных ценностей»);
7. Дни именинника также стали традицией в школе-интернате. Их регулярное проведение дает возможность детям почувствовать семейную общность, защищенность, улучшает их настроение и эмоциональное самочувствие. Кроме того, повышают сплоченность детского коллектива, способствуют будущей социализации воспитанников.

Первичная профилактика: «Отбор воспитанников «группы риска»
Цель: выявление учащихся «группы риска» с последующей постановкой их на внутришкольный учет.
- Изучение личного дела (анамнез жизни ребенка, социальная ситуация развития, характеристика);
- Беседа с педагогическими работниками (учителями и воспитателями);
- - Анализ «Карт симптомов нарушенного поведения» (заполняются воспитателями методом командной оценки).
В школе-интернате введена схема наблюдения за учащимися «Карта симптомов нарушенного поведения» (Приложение). Такая карта заводится на каждого воспитанника. Заполняется она дважды в год методом командной оценки. Это помогает снять излишний субъективизм и оценочность, выявить основные трудности и проблемы, определить степень дезадаптации, а также увидеть объективные показатели эффективности проводимой коррекционно-профилактической работы. После того, как карты наблюдений заполнены воспитателями, социально-психологическая служба осуществляет анализ полученных данных, что позволяет выявить основные поведенческие нарушения.
Обработка результатов позволяет ежегодно делать сравнительный анализ полученных данных, отслеживать положительную динамику.

Вторичная профилактика: «Коррекционно-профилактическое»
Цель: Коррекция и профилактика нарушенного поведения.
Задачи:
1. Распределение функций каждого участника образовательного процесса
2. Организация альтернативной деятельности (кружки, секции и т.д.);
3. Обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и давлению со стороны сверстников;
4. Развитие навыков общения, конструктивного взаимодействия, саморегуляции и управления стрессом.
В чем же заключается взаимодействие социального педагога и психолога в организации коррекционной работы с «трудными» учащимися?
Социальный педагог и педагог-психолог совместно:
• Анализируют адаптацию ребенка в среде;
• Изучают его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
• Подбирают методики для организации коррекционной работы;
• Выявляют и развивают интересы, склонности и способности подростков;
• Проводят консультирование педагогов по особенностям взаимодействия с трудными подростками;
• Осуществляют социально-психологическую поддержку нуждающимся в ней детей;
• Проводят индивидуальные и групповые занятия для воспитателей;
• Осуществляют индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми.

Основные этапы работы.
1. Ознакомление педагогов с результатами анализа
данных, полученных в результате заполнения карт нарушенного поведения
2. Составление списков учащихся, нуждающихся в постановке на внутришкольный и профилактический контроль.
На каждого из таких воспитанников заполняется карточка трудновоспитуемого подростка, заводятся Дневники наблюдений.
Отдельно составляются списки воспитанников, склонных к депрессивным состояниям, проявлениям суицидальной настроенности, т.е. нуждающихся в особом социально-психологическом сопровождении.
3. Определение основных направлений социально-психологической помощи и коррекционно-профилактической воспитательной работы. Организация коррекционных групп.
На данном этапе осуществляется разработка программ, формирование групп для психолого-педагогической коррекции. В настоящее время психологической службой разработаны и реализуются такие программы как «Развитие эмоциональной сферы младших школьников», «Учимся расслабляться», «Программа работы с гиперактивными и агрессивными детьми» и др.

4. Непосредственно коррекционная работа.
Основные задачи на данном этапе:
• Формирование адекватных интересов и склонностей;
• Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности;
Формирование адекватной самооценки;
• Снятие агрессивности, враждебности; обучение навыкам бесконфликтного поведения;
• Формирование адаптивных форм поведения.
Активно используются такие формы работы, как социально-психологический тренинг, нравятся детям коммуникативные игры, которые способствуют сплочению и раскрепощению, ребята учатся взаимодействовать друг с другом. Релаксационная программа «Учимся расслабляться» осуществляется в условиях сенсорной комнаты, там же проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у младших школьников. Важную роль играет индивидуальная коррекционная работа с трудными подростками по профилактике конфликтных переживаний и снятию стрессовых состояний. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики, куда нередко приглашается инспектор ИДН.

В заключении я хочу рассказать вам притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

В каждом из наших трудных подростков живут два волка, и между ними идёт борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Мы, взрослые, должны помочь нашим трудным подросткам совершить правильный выбор, постараться сделать так, чтобы ни у одного из этих детей не было сомнений в том, какого волка в себе кормить!
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: elen (23.11.2011) | Автор: Иванова Елена, Нургазинова Гульнара E
Просмотров: 5394 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 2
2 Лора  
Согласна, именно на профилактику должны быть направлены усилия при воспитании подрастающего поколения.Грамотно изложены принципы построения работы и раскрыты основные направления. Материал актуальный и нужный в сфере современного образования. с уважением, Лариса Кавелина, психолог г.Астана

1 Возовикова Юлия Викторовна  
Очень хорошо, что вы затронули данную тему. В наше время она остается актуальной. И к сожалению данная проблема уже касается и детей из полных и благополучных семей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]