Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55] |
Материалы кафедры
[6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
|
В помощь школьному психологу [46] |
Родительский клуб [20] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу |
Деятельность социально-психологической службы по профилактике девиантного поведения
«Трудные дети» – наша общая большая проблема. Сложность социально-психологической реабилитации определяется тем, что большее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к группе «трудных» (социально-дезадаптированных), и поэтому под наблюдение специалистов попадают все воспитанники. Именно поэтому профилактика правонарушений, суицидальной настроенности, зависимостей от ПАВ и т.д. в настоящее время рассматривается социально-психологической службой школы-интерната №5 в качестве одной из приоритетных задач. Основными принципами построения профилактической работы в школе-интернате • Комплексность - организация воздействий на различных уровнях (воспитанники, педагоги,); совместная работа в данном направлении психолога, социального педагога, воспитателей, правоохранительных органов, медиков и других специалистов). • Адресность (учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей). • Массовость. • Позитивность информации. • Снижение до минимума негативных последствий. • Личная заинтересованность и ответственность участников. • Максимальная активность участников (использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности: круглые столы, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.). • Устремлённость в будущее (формирование потребности в здоровом образе жизни). Работа социально-психологической службы школы-интерната по профилактике правонарушений и вредных привычек строится следующих основных направлениях: 1. Общая профилактика 2. Первичная профилактика. Отбор воспитанников «группы риска». 3. Вторичная профилактика. Коррекционно-профилактическое направление. Общая профилактика. Цель: предупреждение девиантного развития у воспитанников, социальной дезадаптации, оказание социально-психологической поддержки. Задачами проводимой профилактической работы являются: • формирование у воспитанников установок на здоровый образ жизни; • информирование о последствиях и мере ответственности за совершенные правонарушения, ознакомление с основными положениями Законов РК. • информирование о вреде алкоголя, курения, наркомании для здоровья человека; формирование у учащихся отрицательного отношения к ним и последствиям их употребления. Содержание работы • социально-психологическое просвещение и консультирование (групповое и индивидуальное); • активные формы массовой работы совместно с педагогическим коллективом (Акции антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, круглые столы с приглашением представителей общественности на темы профессионального и жизненного выбора, здорового образа жизни и т.д.; психологические акции и т.д.). Формы работы: 1. Работа с педагогическим коллективом. Хорошо зарекомендовали себя семинары-тренинги, где педагоги имеют возможность поделиться своими проблемами, высказать свою точку зрения, найти правильные, наиболее благоприятные пути взаимодействия с детьми ( «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», «Педагогическое взаимодействие в основе «Дома без агрессии»; педагогические советы «(Системный подход к преодолению нарушений в личностном развитии у детей-сирот с ОВР», «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; 2. Индивидуальные и групповые консультации; 3. Антиалкогольные акции («Меняем конфету на сигарету», «Мы против курения», Скажем наркотикам «НЕТ»); 4. Круглые столы («С теплотой в сердце», «Мое будущее»), 5. Ролевые игры, например «Дом счастья»; 6. Социально-психологические акции, целью которых является расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых чувств и эмоций; сплочение школьного коллектива, повышение положительного эмоционального настроя (Акции «Следопыты», «День радуги», «Скажи мне, кто ты?», «Счастье для меня…», «Предсказание судьбы», «Планета вечных ценностей»); 7. Дни именинника также стали традицией в школе-интернате. Их регулярное проведение дает возможность детям почувствовать семейную общность, защищенность, улучшает их настроение и эмоциональное самочувствие. Кроме того, повышают сплоченность детского коллектива, способствуют будущей социализации воспитанников. Первичная профилактика: «Отбор воспитанников «группы риска» Цель: выявление учащихся «группы риска» с последующей постановкой их на внутришкольный учет. - Изучение личного дела (анамнез жизни ребенка, социальная ситуация развития, характеристика); - Беседа с педагогическими работниками (учителями и воспитателями); - - Анализ «Карт симптомов нарушенного поведения» (заполняются воспитателями методом командной оценки). В школе-интернате введена схема наблюдения за учащимися «Карта симптомов нарушенного поведения» (Приложение). Такая карта заводится на каждого воспитанника. Заполняется она дважды в год методом командной оценки. Это помогает снять излишний субъективизм и оценочность, выявить основные трудности и проблемы, определить степень дезадаптации, а также увидеть объективные показатели эффективности проводимой коррекционно-профилактической работы. После того, как карты наблюдений заполнены воспитателями, социально-психологическая служба осуществляет анализ полученных данных, что позволяет выявить основные поведенческие нарушения. Обработка результатов позволяет ежегодно делать сравнительный анализ полученных данных, отслеживать положительную динамику. Вторичная профилактика: «Коррекционно-профилактическое» Цель: Коррекция и профилактика нарушенного поведения. Задачи: 1. Распределение функций каждого участника образовательного процесса 2. Организация альтернативной деятельности (кружки, секции и т.д.); 3. Обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и давлению со стороны сверстников; 4. Развитие навыков общения, конструктивного взаимодействия, саморегуляции и управления стрессом. В чем же заключается взаимодействие социального педагога и психолога в организации коррекционной работы с «трудными» учащимися? Социальный педагог и педагог-психолог совместно: • Анализируют адаптацию ребенка в среде; • Изучают его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; • Подбирают методики для организации коррекционной работы; • Выявляют и развивают интересы, склонности и способности подростков; • Проводят консультирование педагогов по особенностям взаимодействия с трудными подростками; • Осуществляют социально-психологическую поддержку нуждающимся в ней детей; • Проводят индивидуальные и групповые занятия для воспитателей; • Осуществляют индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми. Основные этапы работы. 1. Ознакомление педагогов с результатами анализа данных, полученных в результате заполнения карт нарушенного поведения 2. Составление списков учащихся, нуждающихся в постановке на внутришкольный и профилактический контроль. На каждого из таких воспитанников заполняется карточка трудновоспитуемого подростка, заводятся Дневники наблюдений. Отдельно составляются списки воспитанников, склонных к депрессивным состояниям, проявлениям суицидальной настроенности, т.е. нуждающихся в особом социально-психологическом сопровождении. 3. Определение основных направлений социально-психологической помощи и коррекционно-профилактической воспитательной работы. Организация коррекционных групп. На данном этапе осуществляется разработка программ, формирование групп для психолого-педагогической коррекции. В настоящее время психологической службой разработаны и реализуются такие программы как «Развитие эмоциональной сферы младших школьников», «Учимся расслабляться», «Программа работы с гиперактивными и агрессивными детьми» и др. 4. Непосредственно коррекционная работа. Основные задачи на данном этапе: • Формирование адекватных интересов и склонностей; • Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности; Формирование адекватной самооценки; • Снятие агрессивности, враждебности; обучение навыкам бесконфликтного поведения; • Формирование адаптивных форм поведения. Активно используются такие формы работы, как социально-психологический тренинг, нравятся детям коммуникативные игры, которые способствуют сплочению и раскрепощению, ребята учатся взаимодействовать друг с другом. Релаксационная программа «Учимся расслабляться» осуществляется в условиях сенсорной комнаты, там же проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у младших школьников. Важную роль играет индивидуальная коррекционная работа с трудными подростками по профилактике конфликтных переживаний и снятию стрессовых состояний. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики, куда нередко приглашается инспектор ИДН. В заключении я хочу рассказать вам притчу. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». В каждом из наших трудных подростков живут два волка, и между ними идёт борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Мы, взрослые, должны помочь нашим трудным подросткам совершить правильный выбор, постараться сделать так, чтобы ни у одного из этих детей не было сомнений в том, какого волка в себе кормить! | |
Просмотров: 5394 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||