Суббота, 20.04.2024, 11:36
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Наказаниями трудных учеников не исправить, им нужна помощь учителей
Аннели Аммас
Ставший достоянием общественности конфликт между учащимся Таллиннского Линнамяэского русского лицея и мамой одного из учеников поставил вопрос: сколько таких бомб с тлеющим фитилем можно обнаружить в наших школах?
По оценке руководителей школ, в обычных школах, по меньшей мере, у каждого десятого ребенка имеются особые потребности, в связи с чем он нуждается в индивидуальном подходе, что предполагает системное сотрудничество между учителем, родителями и т.н. опорными лицами.

По словам завуча Таллиннской Мустамяэской гуманитарной гимназии Светланы Луневой-Осиповой, имеющей образование психолога, количество детей с особыми потребностями в школах не уменьшается, наоборот, их становится все больше.

«На родительском собрании в четвертом классе выяснилось, что половина детей воспитывается в неполных семьях. Если добавить сюда еще и безработицу, то очевидно, что предпосылки для того, чтобы ребенок вырос трудным, очень велики», — сказала она.
В Пярнуской общей гимназии учится 800 учащихся, из которых, по словам директора Марта Куускманна, 69 требуется помощь в учебе. Правда, как отметил директор, в год отмечается лишь один-два сложных случая.

«Но я вижу, что психолог и социальный педагог ежедневно работают по семь часов. Профилактическую работу нельзя прерывать ни на день. Возможно, благодаря тому, что мы занимаемся этой работой уже десять лет, нам удается вовремя решать проблемы», — сказал Куускманн.

Поможет психолог

По словам директора Таллиннской Пяэскюлаской гимназии Леэны Аррас, в особом внимании нуждаются примерно десять процентов учащихся. «В том числе отличники и дети, которые ведут себя тихо и незаметно», — уточнила она.

В Тартуской гимназии Раатусе, как сказал директор Тоомас Кинк, стараются не оставляют без внимания ни одну из проблем школьников. «Мы реагируем на все звоночки, которые могут показаться незначительными, ведь мелочи, если оставлять их без внимания, могут вылиться в большие проблемы. Но простым реагированием ничего не добъешься, мы стараемся докопаться до причины проблемы, зачастую она находится за пределами школы».

В Мустамяэской гуманитарной гимназии уже несколько лет работают школьный психолог и социальный педагог, но, как считает завуч Лунева-Осипова, в школе должно быть два психолога. «Поскольку по образованию я сама психолог, то тоже занимаюсь этой работой, и нам удается более или менее справляться», — сказала она.

Несмотря на то, что в этой школе психолог начинает общаться с детьми уже с первого класса, чтобы как можно раньше выявить тех, кто нуждается в особом внимании, там тоже бывали случаи, схожие со случаем в Линнамяэском русском лицее, о котором на прошлой неделе рассказал Postimees.

«Уже второй учебный год мы начинаем с того, что психолог и логопед приходят в классы и работают с детьми в группах. Посмотрим, какие результаты принесет эта работа», — сказала Лунева-Осипова.

«У нас обычная школа, но у нас работают классы языкового погружения, а это значит, что все наши дети с особыми потребностями и нуждаются во внимании и поддержке», — добавила она.
По словам заведующей службой развития отдела общего образования Министерства образования и науки Тийны Кивиранд, вступивший в этом году в силу новый Закон об основной школе и гимназии содержит четкие указания по работе с детьми с особыми потребностями.
«Коллектив каждой школы должен продумать собственную программу действий», — сказала она.

Из бесед с директорами школ выяснилось, что есть разные пути решения проблем с трудными учащимися. Во многих школах для детей, которые испытывают трудности в учебе и нуждаются в коррекции поведения, открывают специальные небольшие классы, организуют домашнее, уровневое обучение, в отдельных случаях отстраняют ученика от занятий на одну-две недели, что предусмотрено законом.

В большинстве случаев штраф родителям или приказ ученику не считают действенной мерой, пытаются в основном действовать убеждением.

«Школа должна очень точно расписать, как работает система, чтобы учителю было ясно, как поступать. Главное, чтобы учитель не чувствовал себя одиночкой», — сказала Кивиранд.

За прошедшие годы классные руководители и родители уже привыкли к развивающим беседам в школе, новый закон, по словам Кивиранд, предусматривает и т.н. карты развития трудного ученика, которые ведет классный руководитель или кто-то из педагогического коллектива. Такая карта должна показать, насколько успешна совместная работа учителей, родителей и других специалистов и надо ли что-то менять.

По мнению Кивиранд и директоров школ, для того чтобы не оставлять без внимания детей с особыми потребностями и заниматься ими, необходимо в первую очередь изменить свое видение проблемы.

«Наши школы не привыкли заниматься детьми с особыми потребностями, для этого не хватает знаний, — отметил директор гимназии Раатусе Тоомас Кинк. — Если учитель обижается на ребенка, он опускается до его уровня и не в состоянии решить проблему».
Директор Пяэскюлаской гимназии Леэна Аррас суть проблемы сформулировала так: «Помогите справиться с родителями, а с учениками мы сами справимся».

Альтернатива школе
Если родитель не согласен, чтобы его ребенком занимался психолог, а в случае необходимости также психиатр, школа не может призвать этих специалистов на помощь. «Некоторые родители только по прошествии нескольких лет понимают, что их ребенок нуждается в помощи специалиста», — сказала Аррас.

Этот вопрос со всей остротой встал и в случае, который имел место в Линнамяэском лицее: специалистам не удается найти общий язык с матерью ребенка. В таких случаях на помощь должен приходить действующий в каждом уезде консультационный центр по вопросам образования, который консультирует родителей и помогает достичь сотрудничества родителей со школами.

Политика в сфере образования направлена на то, чтобы все дети могли учиться в обычной школе, чтобы именно в ней они получали знания и чувствовали себя защищенными.
В Эстонии еще есть школы для детей с особыми потребностями, но в них, как правило, направляют особенно трудных детей, нередко по медицинским показаниям. Кроме того, чтобы попасть в эти школы, надо стоять в очереди.

Есть одна возможность, которую используют довольно редко: отправить ребенка в школу-интернат. Так, например, некоторые трудные ребята учатся в школе на острове Рухну.
В Эстонии насчитывается более 40 школ-интернатов, но далеко не во всех работают сильные специалисты, которые могут помочь трудным детям. Школ-интернатов с русским языком обучения нет вообще.

КОММЕНТАРИЙ

Ана Контор,
заведующая Тартуским консультационным цент¬ром по вопросам образования

На государственном уровне работа с детьми, имеющими особые потребности, определена новым Законом об основной школе и гимназии, и, например, в Тарту в каждой школе работает и психолог, и социальный педагог. Мы оказываем поддержку школам на другом уровне.

Прежде всего нужно изменить само отношение к своей деятельности. Учитель должен не только выявить проблемного ребенка, но стать своего рода наблюдателем, записывать все, что касается ребенка и достойно внимания.

Если необходимо, на помощь придут специалисты, работающие в школе, которые вместе с родителями продумают план действий. Школа не в состоянии решить проблемы, которые есть в семье, но она может привлечь к ним внимание и в случае необходимости обратиться за помощью к городским или волостным социальным работникам и специалистам по защите детства.

Со своей стороны мы пытаемся подключить к работе тех, кто окружает ребенка вне стен школы. Это бабушки и дедушки, старшие сестры и братья, соседи. Сейчас, когда многие родители работают за рубежом, и дети зачастую остаются одни, это особенно важно. Но даже бабушки и дедушки не могут дать детям то ощущение уверенности и защищенности, которое в состоянии дать только родители.

К нам в центр приходят родители и говорят, что только здесь их наконец выслушали, в школе же только выговаривают и стыдят, что у них плохие дети. Неудивительно, что у родителей, как и у детей, пропадает всякое желание сотрудничать со школой. Родителей тоже нужно понять! Невозможно помочь ребенку, если нет диалога.

Учителя забывают, что в каждом ребенке есть что-то хорошее, что заслуживает похвалы. Необходимо замечать малейшие успехи и говорить об этом ребенку.
http://clck.ru/MAOL
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: Людмила (05.10.2011)
Просмотров: 1245 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Людмила7781  
я работаю в лицее, в котором учатся много детей из детских домов, приютов и неблагополучных семей. конечно сложно. сложно и им и нам. нам тяжело получить от них отдачу в плане выполнения заданий, получения ответов на вопросы, а им-тяжело в целом учиться и учиться с детьми, с более высоким уровнем знаний. а как накажешь этого ребенка за невыполненное домашнее задание, если у него большая семья и ему нужно выполнять работу по дому, по хозяйству и еще успевать приглядывать за младшими братиками и сестренками. вот так вот каждый день ломаешь голову над тем, как бы сделать так, чтобы всем было хорошо....?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]