Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности у детей с умеренной умственной отсталостью. - В помощь школьному психологу - Каталог статей - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » В помощь школьному психологу

Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности у детей с умеренной умственной отсталостью.
Мащенко Елена Николаевна
Казахстан, СКО, г.Петропавловск.
КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии». Педагог-психолог.
Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности у детей с умеренной умственной отсталостью.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о свете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятия.
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Психологическая наука и практика (В.Н.Аванесова, Э.Г.Пилюгина, Н.Н.Поддъяков) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, не отчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это обозначает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают от окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсомоторного развития является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и т.д.
Познание ребенка окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинестетических и динамических свойств. Законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско - исследовательской) деятельности.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др., - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать. Погладить, покатать, понюхать и т.д.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др. сочетание работы кожно - механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. [ 18]
Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слухового восприятия речи осуществляется при участии движений: у слышащего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит. Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов. При прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода – обследование и сравнение:
Обследование – специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения эффективность этого процесса значительно превышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Обследование может идти по контору (плоскостные предметы) или по объему (плоскостные предметы) или по объему (объемные); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке. [ 26]
При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и ткани, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того что бы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Важно, что бы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
Восприятие целостного облика предмета;
Выделение его главных частей и определения их свойств (форма, величина и т.д.)
Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.)
Выделение мелких деталей, частей и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.
Повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение – это дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признаком вокруг образцов – эталонов, а так же путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение – это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Эффективность аналитико – синтетической деятельности в процессе восприятия зависят от владения ребенком разнообразными перцептивными действиям, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т.е. в нем выделяют свойства. Отметим, что перцепция – психологическое восприятие. Непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.
Перцептивные действия (А.В. Запорожец) ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающий предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого – педагогическому руководству данным процессом: от игры и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения. Обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их замечают рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука. Выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов. Которыми он начинает пользоваться и овладением основными способами обследования.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1.формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2.формирование и совершенствование самых перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Занятие по предмету: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Тема: Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности
Продолжительность: 40 минут
Учащиеся 7 "Б" класса. Дети с умеренной умственной отсталостью. На занятии присутствовало двое говорящих детей, двое детей неговорящих.
Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности»
Цели занятия:
развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
Оборудование:
осколочные карточки с геометрическим материалом;
хвоя обработанная на кофемолке для дыхательной гимнастики;
алгоритм рассказа-описания по вопросам;
счётные палочки разной длины зеленого цвета;
образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к музыкальной паузе;
игровое графическое задание на каждого ученика;
«волшебные шишки»
канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ход занятия:
Организация начала занятия:
Создаём хорошее настроение.
Прекрасно всё на небе, (руки вверх)
Прекрасно на земле. (руки вниз)
Прекрасно всё в этом мире!(руки в стороны, улыбаемся)
Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)

Сообщение темы занятия
Целевая установка.
- Сегодня на занятии мы с вами будем развивать наше восприятие, узнаем много нового о прекрасном дереве ель, будем воспитывать в себе такие качества как аккуратность и опрятность, все эти навыки в дальнейшем вам пригодятся на других уроках.
- А сейчас я вам предлагаю небольшую разминку.
Игра «Будь внимателен».
Задание: я буду говорить предложения и если вы согласны со мной, вы должны хлопнуть в ладоши.
Сейчас время года осень.
Сегодня 1 ноября.
Выпал снег.
Ярко светит солнце.
Листья на деревьях опали.
На улице мороз.
День недели сегодня суббота.

-Молодцы ребята, вы отлично справились с разминкой, взгляните пожалуйста на доску.

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? .



«Геометрические фигуры»)
– Назовите фигуры, которые вы видите на доске?
– Посчитайте и скажите, сколько углов имеет фигура?
- Какого цвета фигуры?
- У вас на партах лежат треугольники, возьмите их в руки обведите пальчиком по контуру. Посчитайте сколько углов у фигуры? Почему уголки колятся? Попробуйте покатить треугольники по парте. Что мешает катиться треугольнику по парте?
– Ребята, обратите внимание на доску, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано…
У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).
Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.
– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова( дерево, ёлка, еловый лес, новый год).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Где в нашей повседневной жизни мы встречаем ёлку?
– А где растёт ёлка?
- А вы знаете, как называют лес, где растёт много ёлок?
- И еще ребята я вам скажу, что ёлка – это название больше сказочного, новогоднего дерева, на самом деле ёлка – это ель, а много ёлок – это еловый лес В еловом лесу очень полезно прогуливаться, дышать, там не бывает комаров, что очень хорошо для детей.
– А на какой праздник люди ставят ёлки в доме, в школе?
– В какое время года наступает новый год?
– В каком месяце этот большой праздник?
- Молодцы вы так много знаете.
- А сейчас ребята я вам предлагаю воспользоваться лечебными свойствами ели. Мы с вами сделаем профилактику простудных заболеваний.
- Ваши задачи - вдыхать глубоко со стаканчиков эфирные масла, пить витаминный напиток из иголок ели, слушать песенку про ёлочку и потом мне сказать, о чем пелось в песенке. Вы готовы!

В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.
Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.
– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений. (Иглы ели растолочь и положить в стекляный стакан, дети подносят к носу стакан и вдыхают пары ели).
-- Пробуют коктейль из веток сосны, очень полезный и вкусный.(Заваренные ветки сосны с мёдом)
Перед детьми ставиться поднос с веточками и плодами ели.
- Потрогайте ёлочки
- Какие они на ощупь?
-Какие на запах?
- Какие по цвету?
- возьмите в руки плоды ели – это шишки. Помассируйте свои руки. Подготовим руки для работы.
-Вы понюхали, попробовали, потрогали ель – теперь имеете представление, что это такое.


И я вам предлагаю составить рассказ описание по картинке «Ель».
Говорящие дети составляют рассказ с помощью алгоритма.
Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.
Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок.
Алгоритм составления рассказа описания по картине «Ель»
Что изображено на этом рисунке?
-животное
-растение
-предмет

Как называется это растение?
Какого цвета ель?
Как называются еловые ветви?
-руки
-ноги
-лапы
Опиши еловые лапы, используя следующие слова:
-пушистые
-зелёные
-пышные
-красивые
Как называются листья ели?
Иглы
-булавки
-шипы
Что еще кроме иголок, может расти на ели?
-игрушки
-шишки
-орехи
Неговорящие дети выбирают правильно предложенные карточки.
Пока группа детей работают по схеме-алгоритму. Психолог работает с неговорящими детьми.
Детям на парты выкладывается первый ряд картинок.
Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что на ней изображено? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне.

Детям на парты выкладывается второй ряд картинок.
Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как можно назвать ветви ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

Детям на парты выкладывается третий ряд картинок.
Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, какого цвета ель? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.


Детям на парты выкладывается четвертый ряд картинок.
Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как называются листья ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.


Детям на парты выкладывается пятый ряд картинок.
Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что растет на ели кроме листьев-иголок? Это еще можно назвать плодами ели. Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

У детей на партах должен быть такой ряд из правильно выбранных карточек:

Психолог коментирует.
-Вот у нас с вами получился рассказ о ели с помощью картинок. На картинке ель. Ель имеет ветви лапы. Она зеленого цвета. Листья ели называются иглы и плоды ели – это шишки.
Далее дети которые составляли рассказ о ели по схеме алгоритму, выходят к доске и с помощью схемы –алгоритма составляют рассказ о ели.

F. Гимнастика для глаз.
Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Психолог просит детей найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.


D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу) группа неговорящих детей.
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.
– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске?



– Из каких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.
Е. Графическое задание 9-й лишний
Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.(говорящие учащиеся)
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.


J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур
Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца – Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

M. Индивидуальная работа с тяжелым ребенком который не вырезает и не обводит «Елка» Рисование ладошками. Создание ситуации успеха для ребенка.
Д\З нашу обычную ёлку превратить в новогоднею.
3. Итог занятия
– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?
- Где вы можете применить полученные знания в школе и в своей жизни?


Литература:
Н.А. Рычкова. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. – М., 2001. – 48 с.
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005. – 189 с.
О.А. Матвеева. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
О.А. Степанова. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
Т.Г. Прутникова. Песочная терапия. Методическое пособие. – Кокшетау: Кешелек – 2030, 2010. – 86 с.
Д.А. Глазунов. Психология. Развивающие занятия. – М.: Глобус, 2008. – 240 с.
Р.М. Мухаметова. Психология. Разработка занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
Касымова Г.М. Типовая учебная программа «развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости. 2010 год.
Категория: В помощь школьному психологу | Добавил: Елена (30.11.2014) | Автор: Мащенко Елена Николаевна E
Просмотров: 851 | Теги: развития психомоторики и сенсорных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]