Пятница, 26.04.2024, 03:58
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Материалы кафедры

в помощь школьному психологу
В помощь школьному психологу
Зав.кафедрой общей и прикладной психологии -проф. Каримова Р.Б.

Дорогие коллеги!
Листая страницы электронных журналов, приятно поражает ваше желание публиковаться, делиться опытом своей работы. Организации собственной научно-исследовательской деятельности педагога-психолога означает высокое стремление к самосовершенствованию, желание повысить свою профессиональную компетентность.
Хотелось бы дать практические рекомендации по методологии и оформлению научного исследования, которые должны присутствовать в любом публикуемом материале, так как эти классические требования дают основание считать вашу работу научной.
Методология научного исследования представляет собой систему принципов и спо¬собов организации и построения теоретической и практи¬ческой деятельности.
При этом философский уровень включает- общие принципы познания, общенаучный уровень представляет теоретические концепции,
конкретно-научный -принципы, методы исследо¬вания;
технологический - методика и технология исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка.
Начиная исследование, следует помнить, что разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки.
Необходимо знать, что любой метод исследо¬вания всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.
Разработанность психологического исследования зависти от того, как добываются психологические факты.
Что такое психологический факт? Это: определенные акты поведения человека, в которых проявляются особенности тех или иных сторон психики, акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между людьми.
Каждое научное исследование должно содержать:
- общую методологию исследования - различные философские системы, мировоззренческое обобщение полученных результатов;
- частную или специальную методологию-совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания;
-совокупность конкретных методов и методик исследования.
Основными методологическими принципами научного исследования являются – принцип детерминизма психического развития, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности и онтогенетического подхода.
Каждое психологическое исследование содержит несколько этапов:
1 этап-подготовительный, он связан с выбором проблемы и формулировкой темы, что определяет формулировку цели исследования, объекта(кого изучать?) и предмета исследования(что изучать?)
Это позволит определить гипотезу исследования, т.е, возможность предполагаемого ответа.
Теперь можно формулировать задачи исследования и подбор методов, при этом необходимо помнить, что методы должны соответствовать методологическим принципам и возможности проверки одних методов другими.
2 этап –собственно исследовательский, включает сбор фактического материала и последующей обработки полученных данных. Применяются количественный и качественный анализ: анализ каждого зафиксированного факта;- установление связей факт - гипотеза; выделение повторяющихся фактов; вариационно-статистическая обработка и составление таблиц, построение графиков и др.
Очень важно правильно сформулировать научный аппарат:
научная про¬блема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения;
цель — это желаемый конечный результат, может быть теоретико-позна¬вательной или практической, прикладной характер;
гипотеза исследования формулирует¬ся в виде высказывания типа: «Если..., то...», корме того она должна конкретизироваться.
Планирование экспериментального исследования является центральным звеном всей процедуры исследования, при этом выделяются внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную; а затем выбирается экспериментальный план в зависимости от гипотезы.
При работе с группой чаще определяют основную и контрольную. Используют и факторный план, когда требуется выявить влияние двух или более независимых переменных на одну зависимую.
В экспериментах используется преимущественно два вида анализа результатов: 1) количественный анализ; 2) качественный анализ.
Количественный анализ используется для описания данных и установления значимости результатов. Выполняется с привлечением математико-статистических методов.
Качественный анализ используется для описания и характеристики связи между явлениями (систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем и структур, системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию и тех, которые являются исключением.)
Интерпретация результатов - процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала.

В научном исследовании существуют следующие методы:
-теоретические ( дедуктивный -от общего к частному, от абстрактного к конкретному,
индуктивный –обобщение фактов, от частного к общему и моделирование, т.е. конкретизация от частного к частному). , когда в качестве аналога более
-эмпирические методы психологического исследования – метод поперечных срезов, лонгитюдный и комплексный.
Теоретические методы включают изучение и анализ литера¬туры и документов; моделирование, анализ эксперимен¬тального материала; обобщение. В результате должны быть получены следующие сведения: кем и какие исследования выполнены по данной теме? где опубликованы эти результаты? в чем конкретно они состоят?вскрыть совпадающие и различающи¬еся точки зрения авторов, обозначить мало разработанные и дискуссионные точки зрения.
При этом источником сбора материала служит также раз¬нообразная текущая психолого-педагогическая доку¬ментация практического психолога (планы работ, ин¬структивные документы, практические результаты работы, конспекты занятий и др.).
Эмпирические методы это наблюдение, беседа, интервью, анкетирование и. психолого-педагогический эксперимент, который направлен на проверку гипотезы, установление не толь¬ко причинно-следственных связей в изучаемом объекте, но и на выявление механизма действия этих связей.
Я выделила основные направления научного исследования, которые необходимы для публикации статей, если у вас появиться желание продолжить научное исследование, то вы можем обсудить это в нашей переписке.
Желаю успеха вам дорогие коллеги-педагоги и психологи!
Категория: Материалы кафедры | Добавил: Консультант (19.10.2011)
Просмотров: 1379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]