Значение психофизиологических исследований функционального состояния детей и подростков в условиях модернизации образования - Материалы кафедры - Каталог статей - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Материалы кафедры

Значение психофизиологических исследований функционального состояния детей и подростков в условиях модернизации образования
Современные психофизиологические исследования направлены на решение вопросов о физиологических механизмах психической деятельности организмов. Эти процессы участвуют в организации поведенческого акта и имеют соответствующие физиологические корреляты. За счет их усложнения изменяется уровень взаимодействия человека с окружающей средой, что приводит к формированию социума и культуры и оказывает влияние как на совершенствование механизмов деятельности мозга и организацию высших психических функций, так и на становление личности самого человека. Психофизиологический подход позволяет прогнозировать адаптивное поведение человека на основе оценки индивидуальных особенностей физиологических функций.
Психофизиологические методы абсолютно необходимы в различных сферах деятельности человека, особенно когда стала реальной тенденция глобальной миграции населения. Возникает необходимость использования психофизиологических исследований во многих сферах деятельности человека, в которых раньше не учитывали значимость психофизиологических особенностей индивида, являющихся основой базовых характеристик здоровья.
Здоровье нации является основной ценностью каждого государства, обеспечивающей его безопасность, экономическую и политическую стабильность. Состояние здоровья населения РК, а особенно его молодого поколения вызывает обоснованную тревогу. По данным медицинских исследований уже в дошкольном возрасте возникают множественные нарушения функционального и психического состояния, 17 % детей имеют хронические заболевания, пограничные психические расстройства.
По данным физиологов около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1 класса число таких детей превышает 60%. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в четыре раза количество нарушений психического развития.
Показатели психофизиологического состояния студентов, обучающихся в вузах, имеют те же тенденции, но выражены они в зависимости от экологических, социально-экономических, национально- этнических особенностей региона.
В сложившихся условиях функционирования системы образования, направленность на создание оптимальных условий для сохранения здоровья всех участников педагогического процесса (как обучающихся, так и педагогов) должна являться приоритетной. При этом современные технологии образования должны базироваться на понимании образования и здоровья, как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития подрастающего поколения в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Существенным для успешного обучения, снижения стрессового фактора, сокращения сроков адаптационных процессов является сохранение и укрепление психофизиологического здоровья ребенка на этапе его подготовки к школе, переход на ступень среднего образования и подготовки к ЕНТ и адаптации к обучению в вузе.
Спектр приложения психофизиологических исследований расширяется в связи с увеличением патологий пренатального и раннего постнатального развития детей, приводящих к возникновению нарушений здоровья и требующих педагогической коррекции и пролонгированного психологического воздействия. Это открывает широкие перспективы боле глубокого понимания этиологии, патогенеза, структуры нарушений и способствует более эффективному воздействию на патологические очаги. Подобные действия стимулируют положительную динамику при работе с патологиями органического и функционального характера.
На сегодняшний момент отмечается актуальность и потенциальная востребованность психофизиологических исследований.
На современном этапе развития научно – технического процесса появляются новые требования к организации педагогической деятельности, требующей от человека не только определенного уровня знаний, но и определенных психофизиологических качеств.
Современный учитель должен владеть знаниями психофизиологии организации учебного процесса. Это требует научных исследований психофизиологических аспектов адаптации к школе, изучение работоспособности школьника и причин «школьных трудностей».
Повседневная деятельность человека (разная степень активности во время физической и умственной работы, действие различных сигналов, сосредоточение внимания) требует различной активности ЦНС.
Метод ЭЭГ, позволяющий изучать суммарную электрическую активность, помогает также оценить по изменениям ритмов ЭЭГ психическую деятельность человека. Электроэнцефалография дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния головного мозга и его реакций при действии раздражителей.
В настоящее время наблюдается увеличение психофизиологических исследований нарушений функционального состояния головного мозга по параметрам ЭЭГ в связи с ростом числа детей с трудностями обучения в массовых образовательных учреждениях. ЭЭГ широко применяется в диагностике эпилепсии, минимальной мозговой дисфункции, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, детского церебрального паралича, энцефалопатии, задержки психомоторного и речевого развития, а также при изучении деятельности мозга, связанной с реализацией таких функций, как восприятие, память, адаптация и т.д. (1,3).
Возрастные особенности ЭЭГ имеют важное значение не только для диагностики, но и для оценки зрелости ЦНС, так как ЭЭГ на разных этапах индивидуального развития отражает возрастную динамику формирования высших отделов ЦНС. Многочисленные исследования особенностей биоэлектрической активности головного мозга в онтогенезе говорит о тесной связи ЭЭГ с развитием мозга и его нейропсихологическими процессами (1,2)
Известно, что в онтогенезе происходят значительные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга, отражающие развитие мозговых структур, формирование сложных функциональных связей, обеспечивающих системную деятельность целостного мозга (Веденеева Л.С., Сороко С.И.,1999). Наиболее существенные изменения в анатомии и физиологии мозга ребенка, отраженные в характере биоэлектрической активности головного мозга, происходят в дошкольном возрасте (Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В., 1997), тонкая же настройка межцентральных взаимоотношений наблюдается в школьном возрасте (Шеповальников А.Н., и др., 1997; Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н., 2001).
Особая важность изучения биоэлектрической активности головного мозга у детей младшего школьного возраста определяется тем, что на данном возрастном этапе формируются основы здоровья и функционирования всех органов и систем (Усанова Е.П., 2000; Кучма В.Р. и др., 2000; Ильина Н.Н., Емельянова О.Н., 2003). Существенные изменения в этот период претерпевает структурно - функциональная организация интегративной деятельности мозга (Безруких М.М., Любомирский Е.Е., 2000; Бальсевич В.К., 2000). Этот период онтогенеза содержит ряд критических этапов (поступление и окончание начальной школы), когда даже незначительное отрицательное воздействие на организм ребенка может привести к серьезным нарушениям в состоянии его здоровья (Поборский А.Н., Пшенцова И.Л., 2000; Бабенкова Е.А., 2001).
Зрелость биоэлектрической активности головного мозга у детей 3-11 лет определяется комплексом ЭЭГ-показателей: средняя частота альфа-активности, индекс альфа - активности, индекс тета- активности, средний показатель диапазона реакции усвоения ритма, степень выраженности реакции активации и зональных различий альфа- активности.
С возрастом появляются постоянные колебания в затылочной области, полностью формируется бета - ритм, увеличивается число низкочастотных высокоамплитудных колебаний.
При исследовании биоэлектрической активности мозга детей 7-8 - летнего возраста выявляются два типа ЭЭГ: первый тип с преобладанием альфа - ритма во всех областях коры и второй тип, когда небольшая амплитуда альфа - ритма сочетается с колебаниями тета - диапазона.
Особую диагностическую ценность в этой возрастной группе приобретает проба с гипервентиляцией, способствующая выявлению эпилептиформных разрядов в тех случаях, когда их нет в фоновой записи. Если у детей 6-летнего возраста не всегда удается добиться правильной регуляций вдоха и выдоха, то у детей старше 6 - летнего возраста можно проконтролировать процедуру гипервентиляции. Максимум выраженности реакции на гипервентиляцию достигается к 9-12 годам жизни ребенка. Наиболее часто в 65% случаев реакция на гипервентиляцию выражается в диффузной тета-, дельта- активности, а также в сочетании дельта и тета колебаний. У детей в возрасте 7-9 лет продолжается созревание основного ритма ЭЭГ - альфа - ритма, что выражается в его постепенном учащении. Частота альфа - ритма 7,5-10,5/с. Максимальная амплитуда альфа - ритма выявляется в 9 лет.
У детей к 10 годам в основном завершается созревание альфа - ритма, достигающего по средним показателям характерной для ЭЭГ взрослого человека частоты (10/с), однако сохраняется еще много черт незрелости биоэлектрической активности мозга. К ним, прежде всего, относится различная степень выраженности альфа - ритма в затылочных, теменных и центральных областях коры (4).
О незрелости биоэлектрической активности мозга детей 10-12 лет свидетельствуют полифазные потенциалы, которые возрастают в первое десятилетие жизни и лишь после 9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков постепенно убывают, в 15 летнем возрасте они изредка наблюдаются в виде единичных колебаний. В этом возрастном периоде (10-12 лет) продолжает формироваться биоэлектрическая активность мозга; средняя частота альфа - ритма равняется 10-10,5 циклов в 1 с, альфа - ритм становится доминирующей формой активности и преобладает во всех областях коры.
Для подростков 13-15 лет наиболее характерна (50% случаев) ЭЭГ со стабильным устойчивым альфа - ритмом, распространяющимся на области коры. В возрасте 13-15 лет с такой же отчетливостью, как и в предыдущей возрастной группе, отмечается сдвиг реакции усвоения ритма в сторону высоких частот. После 13 лет постепенно становится менее выраженной реакция на гипервентиляцию.
ЭЭГ девочек «созревает» на 1-2 года быстрее, чем ЭЭГ мальчиков. На ЭЭГ девочек отмечаются более высокая амплитуда альфа - ритма, большой его индекс, лучшая выраженность мю ритма, полифазных потенциалов, низкоамплитудных тета - ритмов в центральных областях коры. Девочки проявляют большую чувствительность к гипервентиляции, чем мальчики. При фотостимуляции у них чаще, чем у мальчиков, возникают пароксизмальные разряды. Таким образом, ЭЭГ девочек характеризуется большей степенью выраженности всех типов медленных волн. С особой отчетливостью различия ЭЭГ выявляются во время пубертатного периода.
При исследовании мальчиков в пубертатном периоде выявлены определенные изменения ЭЭГ. В.В.Луферовой (1985) установлено, что в первой стадии полового созревания в 70% случаев на ЭЭГ преобладает альфа – ритм, в 30% случаев наблюдается полиритмичные низкоамплитудные кривые. Во второй стадии полового созревания такой полиморфный тип кривых наблюдается в 50% случаев при этом отмечается снижение амплитуды всех колебаний ЭЭГ и увеличение высокочастотной ритмики. В некоторых случаях в лобных областях коры обнаруживаются веретенообразные билатеральные генерализованные разряды бета – активности. В третьей стадии полового созревания измененный рисунок ЭЭГ частично сглаживается (2).
По данным Д.А.Фарбер (1988), у девочек по сравнению с мальчиками ниже значение секторов мощности в полосе альфа - ритма и выше в тета - диапазоне; выявлено различие в когерентности альфа - диапазона у мальчиков и девочек (2,4).
Таким образом, специфика детской ЭЭГ в различные возрастные периоды связана с постепенным и неравномерным морфофункциональным созреванием различных областей коры и подкорковых структур, а индивидуальные особенности роста и развития детей обуславливают значительную вариативность детской ЭЭГ в переделах одного возраста (2).
Впервые в истории казахстанской педагогической науки в КазНПУ имени Абая на базе научно - технической лаборатории превентивной суицидологи открыт кабинет психофизиологических исследований, где будут проводиться научно - экспериментальные исследования электрической активности мозга на аппарате «Нейрон - Спектр 4» в следующих направлениях:
• психофизиологическая оценка функционального состояния активности мозга в различных состояниях;
• определение психофизиологических параметров уровней тревожности и стрессоустойчивости у студентов и преподавателей;
• определение психофизиологических предикторов острых стрессовых состояний личности, в том числе суицидоопасных.

Литература:
1. Фабер Д.А., Анферова В.В., Новикова Л.А. «Использование электроэнцефалографии для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС детей и подростков»/ Методич. рекомендации, М., 1985
2. Фабер Д.А., Анферова В.В. «ЭЭГ детей и подростков», М., 1972
3. Галкина Н.С. «ЭЭГ в норме и патологии», М., 1973
4. Горбачевская Н.Л. «Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих расстройств развития», М., 2000
Категория: Материалы кафедры | Добавил: Окси (07.10.2013) | Автор: Эльмира E
Просмотров: 676 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]