СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ - Разработки и статьи учителей - Каталог статей - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

 

О.С.Сангилбаев - д.психол.н., профессор КазНПУ имени Абая,

Д.И. Ордагулова - магистр психологии,(преподаватель) КазНПУ имени Абая,

А.О.Сангилбаева - магистр психологии КазУМОиМЯ  им.Абылай хана

 

Исследование проблем совершения правонарушений и преступлений школьной молодежью всегда была актуальной.

Несмотря на предпринимаемые меры, у нас в стране продолжает расти число несовершеннолетних правонарушителей. Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий характер, т.е. в основном используется карательная педагогика.

Большое влияние на формирование противоправного поведения у школьной молодежи оказывают социально-экономические, политические и другие изменения в нашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое проявилось в распаде семейных связей, росте числа безнадзорности и бродяжничества, правонарушений и т.д. Они породили ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.

Усиливает проблему совершения правонарушений несовершеннолетними и положение системы образования в настоящее время. Общеобразовательная школа сегодня не может компенсировать просчеты, допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных причин [1].

Для решения этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде разрабатывали российские ученые С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев, А.И.Кочетов и другие. В психолого-педагогических исследованиях О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, И.С. Марьяненко и других решение проблемы видится в воспитании нравственных отношений школьников. В работах психологов Д.И. Фельдштейна, М.А. Алемаскина, Л.М. Зюбина охарактеризованы типы отклоняющегося поведения учащихся, способы его диагностики и коррекции. В исследованиях юристов Ю.М. Антоняна, К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского и других анализируются основные звенья профилактики девиантного поведения школьной молодежи с точки зрения совершенствования деятельности правоохранительных органов.

Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы "первичной профилактики”, которые проводились В.Т. Кондрашенко, С.Я. Улицким, П.И. Сидоровым, М.А. Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многих специалистов является более эффективным и массовым [2].

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффек-тивность работы Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних [3].

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактической работы среди школьной молодежи очевидна.

Мы считаем что, организация профилактики правонарушений может быть эффективной если:

·       будут выделены психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы, влияющие на формирование противоправного поведения;

·       подросткам и юношам будут даны знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей;

·       она будет базироваться на выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям;

·       будет разработана функциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.

Для чего мы ставим следующие задачи:

- Проанализировать основные факторы и причины, способствующие формированию противоправного поведения у школьной молодежи.

- Изучить современное состояние девиации среди школьной молодежи.

- Разработать функциональную модель организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

Если обратиться к выводам исследователей несовершеннолетних правонарушителей, то по мнению многих авторов эта возрастная группа (14-17лет) характеризуется рядом особенностей и изменений, которые способствуют совершению противоправных действий. Хотя в периодизаяциях психофизиологического развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет) возраста относят к разным возрастным периодам, в периодизации социального развития оба они обозначаются как "маргинальный период социализации”. Это объясняется сходством процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в это время, совпадением механизмов, институтов, способов социализации и т.п. [4].

Юристы также выделяют этот возраст, употребляя понятие "несовершеннолетний” в отношении лиц 14-17 лет. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризуются определенным социальным статусом, гражданскими правами и обязанностями, закрепленными в законодательных актах. Однако, в отличие от взрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен.

Говоря о школьной молодежи как о "группе повышенного риска” в плане совершения ими правонарушений, мы считаем необходимым рассмотреть основные причины этого, связанные с особенностями возрастных изменений.

И.С.Кон, который занимался изучением данного возраста, выделил следующие причины:

- Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой "Я-концепции”. Т.е. в физиологическом плане у подростка наблюдается "гормональная буря”, вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений, раздражительности. Это может вызывать трудности во взаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного поведения. В этом возрасте происходит также половое созревание, которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка. А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т.п. способов и приемов. Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.

В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии [5], когда собственный физический недостаток (зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность. Под действием синдрома возникают характерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении и адаптации. А, как уже говорилось ранее, дезадаптация - одна из основных причин формирования противоправного поведения. Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на формирование устойчивой позитивной "Я-концепции” [6]. Важность ее создания неоспорима.

Это подтверждают и исследования Е.Н. Голубевой, согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том, что подросток не хочет исправиться или не понимает, что надо жить честно, а в том, что они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей, оцениваемых обществом как аморальные» [7].

Необходимо заметить, что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного стремления к самостоятельности, эмансипации, автоном-ности от взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они предлагают, что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых). С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное внимание к их мнению, потребность в самоутверждении в этой среде [8]. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы будем изучать в будущих исследованиях предлагаемой проблемы.

- Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологические возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.) [9]. Таким образом, можно говорить о том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые.

Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими возможностями. Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и т.д., вплоть до совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставляет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим поколением [10].

- Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, послушания, уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли» [11].

Хотелось бы отметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий. К ним относится, например, подростковое упрямство, природе которого еще не нашли объяснения. Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказанию подростка.

Это, в свою очередь, вызывает еще большее упрямство, несовершенно-летний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т.д. Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят к тому, что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправ-ные действия. Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью. Еще одно качество, свойственное этому возрасту - конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением [12]. По статистике большинство правонарушений осуществляется несовершенно-летними под давлением группы.

К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский "романтизм”, стремление к чему-то яркому, необычному. А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности. К тому же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму.

Таким образом, на основе изучения литературных источников мы можем определить понятие "школьная молодежь” как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возраст-ных характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст которой составляет 14-17 лет.

Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.

Среди факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные:

-            индивидуальный;

-            психолого-педагогический;

-            социально-психологический;

-            личностный;

-            социальный, социально-экономический.

Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качеств и особенностей личности, характеризующий подростков-правонарушителей. Основными среди них являются неустойчивость цен-ностных ориентаций, психическая агрессивность, социальная пассивность, повышенная тревожность, конфликтогенность и т.д.

Раннее диагностирование этих качеств, выявление причин отклонений в поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать повышению эффективности профилактической работы со школьной молодежью.

 

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.-  М.: Изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России”, 1999. -199с.

2. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. //Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30июня 1992 года //Под ред. И.А. Невского.- М.: 2000. -С.72-84.

3. Горьковская И.А. Особенности агрессивности у подростков с противоправным поведением. //Психология. -2001.- N3. -С.3-12.

4. Ермолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условие повышения эффективности ранней профилактики девиантного

поведения. //Социально-педагогическая работа. 2002. - N6. -С.37-43.

5. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема. //Социально-педагогическая работа.-2003.- N1.-С.2-14.

6. Мицкевич В.В., Метлицкий И.Е. К вопросу об источниках формирования де-виантного поведения детей и подростков относительно положений Конвенции "О правах ребенка”. //Социально-педагогическая работа. -2001. - N 3. -С.37-45.

7. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А. Регуш СПб.: Союз, 2005.-144с.

8. О необходимости поддержки восстановительного подхода к подростковой преступности "Левенская декларация” под редакцией А.А.Дубровской М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 1999. -25с.

9. Пархомович В.Б. Влияние социометрического статуса в классе на асоциальное поведение подростка. //Психология. -2003.- N3. -С.13-20.

10. Пряхина М.В., Фурманов И.А. и др. Потребность подростков в социально-педагогической и психологической помощи. // Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В. Торховой. Мн., 2001. -С.84-97.

11. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: Учебное пособие. -М.: Издательский центр "Академия”, 2004. -320с.

12. Торхова А.В. Царик И.А. Некоторые аспекты отклоняющегося поведения подростков. //Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В. Торховой. Мн., 2001. -С.68-76.

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (04.06.2012)
Просмотров: 1625 | Теги: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]