Четверг, 25.04.2024, 17:02
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СУИЦИДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КРИЗИСА И СУИЦИДА

 

Г.Ж. Лекерова - д.психол.н., профессор психологии и дефектологии

 ЮКГУ им. М. Ауезова,

С.К. Примбетова - к.п.н., доцент кафедры психологии и дефектологии

 ЮКГУ им. М. Ауезова

 

Для профилактики самоубийств необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия для адекватного эмоционального отреагирования и интеллектуальной переработки психотравмирующего события.

Что же такое психологический кризис? В литературе чаще всего встречается два взгляда на данное явление. Одни авторы говорят о психологических кризисах как ключевых этапах психического развития человека в онтогенезе, на которых основывается периодизация (данную точку зрения представляют идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Э. Эриксона). Другие склонны рассматривать проблематику кризиса в контексте тех или иных психотравмирующих событий, которые вызывают социально-психологическую дезадаптацию и сопровождаются переживанием острых эмоциональных состояний. В тезисной форме остановимся на некоторых наиболее существенных с практической точки зрения аспектах, важных для начинающего психолога-консультанта [1].

1. Кризис ограничен во времени - он так или иначе приводит к какому-либо решению или исходу и обычно продолжается не более 6 недель.

2. Во время кризиса человек вынужден или склонен отказаться от привычного образа действий, мыслей, и предрасположен к усвоению новых установок.

3. Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусированной и направленной, может способствовать его разрешению.

4. Следует исходить из того, что некоторые адаптационные возможности есть у каждого из позвонивших. Плохо или хорошо, но ранее они как-то справлялись со своими проблемами.

5. Причиной кризиса является психотравмирующее событие, которое субъективно воспринимается абонентом как утрата (в самом широком ее смысле, например, потеря близкого человека, здоровья, изменение социального статуса или привычного окружения и т.д.).

6. Наступление кризиса показывает, что прежние модели поведения оказались неадекватными в изменившихся обстоятельствах.

7. Основными аффективными компонентами кризисного состояния являются тревога, тоска, обида. В ряде случаев отмечаются апатия, ощущение бессилия, стремление к покою и уединению.

8. Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия  времени и возможностей (ощущение дефицита информации).

9. Для восприятия психотравмирующей ситуации человеком, находящимся в кризисе, характерны следующие черты:

а) произвольность выводов - их формирование в отсутствие достаточных фактических данных;

б) избирательная абстракция - процесс, концептуализирующий целостное восприятие на основе какого-либо одного элемента, вырванного из контекста, и игнорирующий другие признаки;

в) сверхгенерализация - формирование обобщенного вывода на основе единичного случая;

г) "максимизация - минимизация" - приписывание ситуации или ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения.

10. Негативный исход развития кризисного состояния может привести к суицидальному поведению.

Таким образом, психологический кризис является одним из проявлений социально-психологической дезадаптации личности в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта.

Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой, переживанием собственной несостоятельности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании дальнейших действий [2].

С точки зрения психофизиологии в кризисном состоянии происходят изменения в познавательных процессах, мышлении, наблюдается уменьшение объема внимания, снижение усвоения информации. Отмечаются и соматовегетативные расстройства: человек прерывисто дышит, вздыхает; ощущает физическую слабость, разбитость, истощение; у него расстроены сон, аппетит и другие функции.

Тревога и напряженность, вызванные кризисной ситуацией, приводят к снижению адекватности и глубины понимания других людей. Человек, в таком состоянии преувеличивает экстренность критической ситуации, ему представляется, что для принятия решения у него меньше времени, чем на самом деле. У таких людей также имеют место нарушения личностной идентификации: они не уверены в том, что смогут перенести отрицательные эмоции.

Подавляющее большинство потенциальных самоубийц являются людьми с психиатрической точки зрения практически здоровыми (в том числе с акцентуациями характера). Это не случайно. Данные Всесоюзного суицидологического центра свидетельствуют, что в общей массе лиц с аутоагрессивными намерениями свыше 70% приходится именно на эту категорию.

Правильное поведение с потенциальными самоубийцами требует специфических знаний о характере и содержании суицидального поведения, об особенностях психологического состояния человека, стоящего перед вопросом о возможности продолжать жить. Следует опираться на ряд основных понятий суицидологии. Несмотря на разнообразие форм проявления и методов реализации суицидального поведения, можно выделить общие черты самоубийств, объединяющие все самоубийства. Э. Шнейдман так описывает их общие черты [3].

1. Общей целью всех самоубийств является поиск решения. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он служит выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Ему свойственны непогрешимая логика и целесообразность. Он предпринимается в качестве единственно доступного ответа на труднейшую задачу: как можно выбраться, что делать? Таким образом, каждый суицид имеет целью найти решение стоящей перед человеком и вызывающей интенсивные страдания проблемы. Чтобы понять причину самоубийства, нужно узнать, какие проблемы оно должно было решить.

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания. Суицид парадоксальным образом представляет собой одновременное движение к чему-то и от чего-то. Главная практическая задача суицида - это то, к чему происходит движение, полное прекращение потока своего сознания, невыносимой боли как решение болезненных и насущных жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве ответа или выхода из ситуации при наличии у него душевного волнения, повышенного уровня тревожности и высокого летального потенциала, составляющих три необходимые части суицидов. После этого возникает инициирующая искра, и активный суицидальный сценарий начинает осуществляться.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль. Если прекращение своего сознания - это то, к чему движется суицидально настроенный человек, то душевная боль - это то, от чего он стремится убежать. Таким образом, суицид легче всего понять как сочетание движения по направлению к прекращению потока сознания и бегства от психической боли и невыносимого страдания. В клинической суицидологии есть правило: снизьте, подчас весьма незначительно, степень страдания, и человек выберет жизнь.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид следует понимать не как бессмысленный и необоснованный поступок, а как реакцию на фрустрированные психологические потребности человека. Прежде всего, суицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. Удовлетворите фрустрированные потребности - и суицид не возникнет.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность - безнадежность. В суицидальном состоянии возникает чувство беспомощности - безнадежности: "Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)". Эта генерализованная эмоция проявляется в смятении и тревоге. Как показывает клинический опыт, на человека в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления или каким-нибудь аналогичным способом. Наиболее эффективным путем снижения интенсивности суицидальных намерений является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения. Отсюда целью вмешательства является снижение давления, оказываемого на человека реальными жизненными обстоятельствами и вызывающего у него эмоциональное напряжение.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Для самоубийства типично состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи. При этом оба стремления являются искренними, непритворными. Амбивалентность наиболее характерна для отношения к суициду. Человек одновременно чувствует потребность совершить его и желает (и даже планирует) спасения и вмешательства других. Психолог должен использовать такую амбивалентность, чтобы спасти обратившегося.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы. Было бы не совсем правильно считать суицид проявлением психоза, невроза или психопатии. Точнее его можно охарактеризовать как преходящее аффективное и интеллектуальное сужение сознания с ограничением использования возможностей. Синонимом сужения является "туннельность", то есть резкое ограничение вариантов выбора поведения, доступных для сознания данного индивида, когда он не находится в состоянии паники, способной довести его до дихотомического мышления: либо какое-то особое (почти волшебное) разрешение всей ситуации в целом, либо прекращение потока сознания. Важно противодействовать сужению мыслей суицидального человека, предпринимая попытки раздвинуть психические шоры и увеличивая число вариантов выбора.

8. Общим действием при суициде является агрессия (бегство). Бегство отражает намерение человека удалиться из зоны бедствия. Вариантами бегства являются, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы, дезертирство из армии. Суицид в данном ряду означает предельное, окончательное бегство. Следует различать безобидное желание уйти и потребность покончить со всем, уйти навсегда. Смысл самоубийства состоит в радикальной и окончательной смене декораций. Действием, приводящим к этому, и является "уход".

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о своем намерении. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, вследствие амбивалентного к нему отношения сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, ищут возможности спасения. Общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость, разрушение и даже не отход от других людей внутрь себя, а сообщение о своих суицидальных намерениях. Все люди, работающие сегодня в области суицидологии, знают о характерных признаках такого сообщения, как вербальных, так и невербальных. Их распознавание является незаменимым условием превенции суицидов.

10. Общей закономерностью суицида является соответствие суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни. Суицидальному поведению можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения данного человека в течение его жизни.

Психологи изучили личность самоубийц, которая, оказалось, имеет определенное своеобразие – это импульсивность, психологическая незрелость или, иначе говоря, инфантилизм, эмоциональная неустойчивость, бескомпромиссность, ограниченность мышления при выборе вариантов решения сложившейся проблемы.

При консультировании необходимо возвратиться к предыдущим моментам переживания душевного волнения, оценить способность личности переносить психическую боль, проверить наличие тенденций к суженному и дихотомическому мышлению, попытаться найти уже использовавшиеся человеком положительные варианты бегства от ранее имевших место кризисных ситуаций.

 

1. Алексеева С.И., Горохова Р.И Социальные, этнические и личностные аспекты суицидальной активности населения Республики Марий Эл МГПИ им.Н.К.Крупской, г.Йошкар-Ола, РМЭ, с.2.- 2008.

2. Горман Э. Суицид. Превенция, интервенция, поственция. – М., 1988.

3. Шнейдман Э. Девять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии. Хрестоматия по суицидологии. Киев.- 1996.

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (04.06.2012)
Просмотров: 2077 | Теги: Суицид, психология, кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]