Пятница, 26.04.2024, 14:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

С.Ж. Пралиев - Ректор КазНПУ им. Абая,

д.п.н., профессор, академик НАН РК, НИА РК, МАН ВШ

Предупредить, чтобы сохранить

Охрана здоровья и прав детей является одной из самых приоритетных задач новой социальной политики государства, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан-2011. Социальная модернизация  общества направлена, прежде всего, на обеспечение  физического, нравственного и духовного развития детей, как  основы гармонического развития молодого поколения страны.

Вместе с тем, в условиях быстрых социально-экономических перемен, увеличении темпов и требований  современной жизни,  зачастую,  как снежный ком,  нарастают острые социальные и экономические стрессы, кризисные ситуации в семье, с которыми не могут  справиться и родители и дети. Депрессии, пессимистическое восприятие окружающей действительности, острая разочарованность в жизни, ощущение психологического дискомфорта и дисгармония межличностных отношений, к сожалению, все чаще ведут к суицидальному аффекту, как наиболее короткому пути решения проблем. Суицид воспринимается некоторыми личностями как лучший выход из сложившейся ситуации.

Между тем, самоубийства являются одной из наиболее сложных и трагических проблем, которые сопровождает человечество на всем его пути, тесно переплетаясь с классическими философскими и религиозными взглядами на жизнь и смерть. И сегодня редко найдется специалист, работающий с людьми, который бы не столкнулся  в своей работе, хотя бы косвенно,  с этой проблемой, в решении которой так  трудно бывает избежать трагических ошибок.

Исторический и кросс-культуральный анализ распространенности суицидов показал зависимость от глобальных факторов: макросоциальных, экономических, социально-психологических, этнокультурных и  экологических влияний, в то же время большую роль играет ряд локальных и индивидуально-личностных факторов суицидального риска. Поэтому в решении этой сложной задачи на первом месте стоит превентивная задача - предотвращение и предупреждение суицидов в обществе.

В современной информационной среде все чаще используются такие понятия как превенция от поздне-лат. praeventio — опережаю, предупреждаю; англ. prevention) — предупреждение, предохранение, предотвращение и «интервенция» от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения, оказания человеку эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе.

 Решение проблемы суицидологической превенции  имеет высокую социальную значимость и сложность в выполнении, так как является межведомственной и мультидисциплинарной задачей, включающей социальные, общественные, правовые, медицинские, психолого-педагогические и нравственные вопросы. При этом главной целью является своевременное выявление всего комплекса суицидогенных факторов современного общества, особенно  у молодого поколения.  Данная проблема становится актуальной и для Казахстана, так как с каждым годом все больше детей и подростков пытаются свести счеты с жизнью. По данным правоохранительных органов РК возросло количество самоубийств среди несовершеннолетних. Среди всех причин, связанных с  увеличением темпа нашей жизни, когда дети не справляются с кризисными ситуациями, серьезную озабоченность вызывают  проблемы охвата обучением детей, подростковая преступность и наркомания. В сложившейся ситуации особую роль играет высокая профессиональная и социальная активность  педагогов и психологов, которые не только дают знания школьникам, но и способствуют формированию зрелой гармоничной личности.  Исходя из этого,  нам представляется необходимым остановиться на наиболее важных и актуальных проблемах суицидологической превенции среди детей и подростков.

Прежде всего,  необходимо всегда помнить,  что особая уязвимость данного возраста заключается в том, что даже психически здоровые подростки могут совершать демонстративные суициды из-за неадекватного понимания последствий в связи с собственной некомпетентностьюуицидальное поведение подростков характеризуется чаще отсутствием или крайней  непродолжительностью и нестойкостью стремления к смерти. При этом,  чем меньше возраст подростковтем больше преобладает агрессивная  направленность поведения над аутоагрессивной. Суицид, как способ психологической защиты,   преобладает у подростков 14-16 лет, особенно в условиях эмоционального отвержения [1].

Без сомнения решающим фактором риска является окружающая микросреда. В условиях социальных стрессов отмечается тенденция увеличения распадающихся и раздробленных семей, ослабление семейных связей традиций, отрыв ребенка от привычной среды, когда ребенок зачастую не знает где же его родной дом. Только по последним статистическим данным в республике распадается  40% молодых семей, это означает, что   в каждой второй семье ребенок растет в условиях неполной или разобщенной семьи. В последующем это обуславливает формирование у ребенка психологического феномена уменьшения «поля собственной безопасности», что проявляется в виде тревожности, неуверенности в себе, различного рода страхов, т.е. развитие личности по слабому психастеническому типу. Специалисты давно отмечают, что суицидам больше подвержены слабые типы личности.

Подростки из неблагополучных семей нередко обнаруживают лучшую защиту от кризисовтак как имеют более стабильную систему социальных установок.  В то же время, внешне благополучная семьямаскирующая разнообразные сложности своего функционирования, чаще создает условия для возникновения аффективной реакции, так как не способна обеспечить подростку истинной поддержки в конфликтной ситуации.

Установлено, что у 75% подростков суицидальное поведение связано с употреблением алкоголя и наркотиковв том числе их родителямиК суициду могут привести как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, имеющим ярлык «двоечника» или не имеющим дорогой брендовой одежды и т.д. С другой  стороны, при синдроме «отличника» подросток, привыкший к восхищению,  порой не способен пережить неожиданную неудачу, поэтому чувство стыда и вины за то, что подвел родителей,  часто подталкивает к отчаянному шагу.

По данным ведущих отечественных и зарубежных ученых  к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относятся потеря любимого человека, состояние переутомления, уязвленное чувство собственного достоинства, употребление алкоголя и наркотиков. Специфическими причинами суицидального поведения подростков могут быть также чувство протеста и мести, страх наказания и позора, стремление вызвать сочувствие, переезд семьи на новое место жительства, неразделенная любовь и ревность [2].

Дети, как и взрослые, могут совершать суицидные попытки под влиянием депрессии. Однако, депрессия у детей и подростков имеет особенные проявления: страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство скуки и усталости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, чрезмерная эмоциональность, неусидчивость и беспокойство, рассеянность внимания, конфликтность во взаимоотношениях, склонность к бунту и непослушание, плохая успеваемость и прогулы в школе. Довольно часто депрессии у детей и подростков маскируются гиперактивным поведением, агрессивными проявлениями и правонарушениями [3].

Постоянная занятость родителей на работе ведет к социальной и педагогической заброшенности детей, которые все чаще остаются предоставленными самим себе и становятся жертвами жестокого обращения и насилия со стороны старших по возрасту. В то же время, отсутствие организованного досуга и  массового спорта атрофирует у детей и подростков стремление к активной творческой  и физической деятельности, что быстро компенсируется в уличных неформальных группировках, значимость которых для современных подростков приобретает опасный характер.

Именно здесь могут отмечаться ситуации острых межличностных конфликтов, унижения и насилия, как физического,  так и психологического, а выход из этой ситуации происходит стихийно - в виде суицидального аффекта. Этому способствует слабость тормозящих регуляторных механизмов поведения, эмоциональная и аффективная лабильность, обусловленные гормональной перестройкой  в пубертатном периоде. Иногда достаточно  бывает одного слова, чтобы запустился механизм  трагического ответа на ситуацию.

Биологические законы эволюции человека определяют опережающее физическое взросление над социальным развитием личности в пубертатном периоде. Однако восприятие себя взрослым уже само по себе  определяет неодолимое желание подростка стать взрослым.  Внешне это проявляется внезапными реакциями активного и пассивного протеста, низвержением авторитета  родителей и  учителей, появлением  новых кумиров для подражания, которые чаще всего находятся в дворовых компаниях.  Взрослым в такой ситуации непонятно почему вдруг ребенок дает такую неожиданную бурную негативную реакцию на банальное замечание, запрет или наказание, ведь раньше такого с ним не было. Возникающий при этом конфликт может спонтанно спровоцировать  суицидогенную  реакцию [4].

Влияние молодежных субкультур сегодня практически  остается без внимания образовательной и правоохранительной систем. Учитывая возрастающую опасность экстремизма,  наркомании и преступности, особенно детской, необходимо дать психолого-педагогическую  оценку   идеологической и нравственной составляющих неформальных молодежных группировок, особенно граничащих с асоциальными формами  общения  и поведения. 

В такой ситуации многие родители скорее разрешат  компьютер, интернет  и  телевидение для развлечения ребенка, чем уличные компании, да и сам  ребенок в  свободное время, вероятнее  всего, сядет к компьютеру  или  телевизору, где его ждут боевики, насилие, ужасы, в том числе и суициды. После продолжительного просмотра этих картин подросток  начинает воспринимать увиденное,  как обычное явление, которое он то же может повторить в силу высокой подражательной функции детской психики.

Стремительный захват наших детей телевидением, интернетом, компьютерными играми  имеет большие опасности.Трудно сказать, что пагубнее для ребенка: длительная гиподинамия, кислородная недостаточность, нагрузка на зрение, влияние электромагнитного  излучения на   психофизический  аппарат растущего организма ребенка, скорее всего все эти факторы влияют вместе. Не случайно, индекс здоровья у школьников старших классов катастрофически падает, так  к 11 классу только 2-3 из 10-ти   школьников считаются практически здоровыми, т.е. без хронической патологии органов и систем.

Анализ статистических данных и наш практический опыт показывает, что психологическое состояние школьников особенно резко ухудшается зимой и весной (пик суицидов отмечается именно в это время), что связано не только с биологическими ритмами адаптативных механизмов организма, особенно растущего, но и с интенсивностью учебного процесса.

Нарастающая, зачастую непомерная, учебная нагрузка; учебно-информационная перегруженность программ в сочетании с недостаточностью энергетической и биологической ценности питания школьника, кратковременность и неорганизованность отдыха, отсутствие места и условий для активных подвижных игр, особенно  на свежем воздухе создают предпосылки для развития у детей различных функциональных и психосоматических нарушений, которые вполне могут перейти в хронические заболевания.

Но забота о здоровье  школьников чаще всего уходит на второй план,  так как им предстоят экзамены, тестовый контроль, ЕНТ. Нарастающий эмоционально-психологический  накал в школе по мере приближения экзаменов, ЕНТ, особенно ужесточающаяся процедура проведения  ЕНТ вызывают срыв психической регуляции у переутомленного школьника. Неуверенность в своих силах, страх не оправдать надежды учителей и родителей стали  причиной «дидактогении» - страха школы. Сегодня мы говорим об этом,  как о новой форме невротической патологии в школьном возрасте. Завышенные требования школы и родителей, страх провалить экзамены, не набрать нужное количество баллов, особенно на ЕНТ заставляет детей ценой собственного здоровья сидеть за уроками днем и ночью.

Современная система обучения и оценки качества образования  направлена больше на количество медалистов, победителей олимпиад, лидеров, поступивших в вузы, что действительно говорит о высоком профессионализме педагогов, школы в целом. А если ребенок не получил медаль или не набрал нужный балл на ЕНТ, не  поступил в вуз? Ведь жизнь продолжается, она может и должна быть полноценной, но мы этому уже  не учим.

Мы учим детей только побеждать, проводим тренинги на успех, лидерство, а как быть другим, которые в силу своих индивидуальных возможностей не  станут лидерами, имеют средние способности? Мы не учим детей разумно принимать неудачи и неуспехи, реально оценивать свои способности, не даем навыков социальной  закалки, потому что нет таких дисциплин в Госстандарте. Поэтому любая неудача для слабой личности может представляться катастрофой, а суицид, как лучший выход  из ситуации. В связи этим считаем  необходимым ввести для педагогов всех специальностей,  в рамках принятых ГОСО, элективные курсы по диагностике и предупреждению острых кризисных состояний, методам саморегуляции и взаимоподдержки в малых группах, программы ургентной психологической помощи.

Необходимо отметить справедливость замечаний о  недостаточном  профессиональном уровне школьных педагогов и психологов, которые зачастую просто не способны выявить детей с повышенной степенью суицидального риска, чтобы провести соответствующую работу среди подростков, готовя их к такому сложному психологическому испытанию, как экзамен, ЕНТ. Педагоги и психологи  действительно должны быть вооружены всесторонними знаниями по  психофизиологии, возрастной психологии и педагогики юношества.

Более того, все специалисты, работающие с подростками,  должны знать психофизиологические, психолого-педагогические особенности этого возраста, а с учетом современных реалий и  основы суицидологии. Поэтому на  курсах повышения квалификации и переподготовки всех работников системы образования необходимо ввести тематические циклы по   психологии и педагогики подросткового и юношеского возраста,  клинической психологии и социальной педагогике юношества, психологии кризисных состояний. 

С другой стороны, большая перегруженность учебных программ, нарастающие требования по заполнению различного рода документации, отчетных форм  отрывают учителей от возможностей внеурочного общения с детьми. Работа школьного психолога до сих пор не регламентирована  официальным положением о статусе школьного психолога в РК, поэтому  молодые специалисты чаще всего используются не по своему профессиональному назначению, а заняты в основном выполнением  различных поручений администрации школы.

Существует еще одна практически не изученная проблема: здоровье самих учителей, в том числе психологическое здоровье. Общаясь с учителями школ, приходится наблюдать у многих из них высокую психоэмоциональную лабильность,  различные проявления   церебрастенического или невротического уровня реагирования, что говорит о психо-эмоциональном переутомлении самих педагогов, снижении адаптативно-регуляторных механизмов. Все это,  соответственно,  отражается на учебном процессе, психологической атмосфере, межличностных отношениях  в целом. Поэтому одно неудачное слово, сказанное педаго-гом,   может стать трагическим в данный момент для подростка.

Современная телеиндустрия, новые компьютерные технологии таят в себе огромную опасность для незрелой неустойчивой психики в виду неконтролируемости содержания, маниакальной притягательности  и широкой доступности. Деструктивное и агрессивное содержание практически всех программ оказывает невидимое  разрушающее действие на  психо-эмоциональную и волевую сферы ребенка, когда на него обрушивается постоянная негативная теле и видео-информация, сцены насилия, убийств, ужасов, в том числе и различные формы суицидов.

Еще в середине прошлого века известный американский психолог А.Бандура экспериментально доказал [5], что детская и юношеская агрессивность  может быть результатом наглядного примера взрослых, просмотра телевизионных передач со сценами агрессии, особенно когда она вознаграждается. Но самое главное он показал, что постоянная демонстрация сцен насилия и жестокости   на экране формируют на  уровне массового сознания привыкание к насилию, как к обыденному явлению жизни.    

Позиционируя этот психологический  феномен на проблему суицида, когда в СМИ повсеместно подробно смакуются  суициды - у подростков формируется нездоровый интерес и желание самоутвердиться подобным образом. Этому способствуют все психологические новообразования пубертатного периода - реакции иммитации, активного протеста, эмансипации. И тогда любой социальный или личностный кризис и даже просто разговоры о нем могут психологически подтолкнуть к суицидальным мыслям и действиям.

В XXI век мы вошли со многими  нерешенными проблема прежних столетий: изъятие из духовной жизни народа религии, важнейших явлений культуры и исторического наследия как идеологически чуждых системе, оставлявшие людей без нравственных ориентиров, места заполненные ранее коммунистической идеологией достойной замены не нашли. Сейчас мы повернулись к истокам национальных традиций, истинной религиозной философии Востока, формируем идею нацио-нального воспитания, духа национального самосознания и патриотизма.

Но еще быстрее в юношескую среду приходят  новые религиозные течения нетрадиционного, подчас экстремистского,  характера  с очень жесткой структурой подчинения, строгостью выполнения обрядов и неизбежностью наказания за отступление. А подростки на улице  захвачены волной новых неформальных группировок: эмо, готы, панки, рокеры, металлисты, реперы. Философия большинства из них   строится на принятии суицида как обычного явления, возможной формы вызова обществу,  решения проблем с окружающими [6]. Эта проблема еще не включена в превентивную работу правоохранительной и образовательной систем. Как бы нам не опоздать... 

Исторически общеизвестно, что количество суицидов в мире неуклонно растет, но оценить рост бывает трудно в виду ограниченности  статистических данных, методологических затруднений и непременных искажений научных  и практических результатов, поэтому  в одном регионе за один период отмечаются противоречивые данные. Не случайно, ВОЗ предлагает разработку межнацио-нальных программ по изучению причин и распространенности самоубийств.Повсеместно проводятся сравнительные статистические исследования с целью выявления тенденций роста  самоубийств в различных регионах мира. К этой работе необходимо подключиться нашим специалистам.

Стратегия современной превентивной суицидологии, как науки,  складывается из таких направлений, как накопление научной информации о причинах и факторах риска суицида, об эффективности кризисной интервенции; разработка действенных схем профилактики с учетом возрастных, этнокультурных особенностей личности, комплексная организация мероприятий по работе с группами риска, обеспечение условий для информации общественности и социальных институтов.

Многочисленные исследования показали, что всякое суицидальное поведение строится на основе конфликта, но не всякий конфликт ведет к суициду. Для этого необходима особая личностная предиспозиция, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой, большую роль при этом играет наличие уязвимых психических структур, что особенно важно в подростковом периоде.

Необходимо разработать комплексную программу  суицидологической превенции, которая бы включала первичную  профилактику, как программу общих мероприятий, направленных на  устранение социальных предпосылок суицидального поведения и суицидогенной обстановки и вторичную профилактику, как комплекс социально-психологических мероприятий по выявлению референтной группы суицидального риска и оказанию им адекватной психологической помощи.

В качестве первого шага в 2011 году в КазНПУ им.Абая организована первая в республике научно-техническая лаборатория превентивной суицидологии, целью которой является разработка комплексной научно-технической программы по профилактике и интервенции суицида среди детей и подростков.

Основными задачи лаборатории являются разработка комплексных социально-психологических исследований данной проблемы в РК, определение основных направлений  превентивной суицидологической службы в образовательных учреждениях, внедрение образовательных программ по суицидологии для педагогов, психологов, социальных и медицинских работников и родителей.

Научно-исследовательская работа лаборатории проводится в рамках проекта«Психолого-педагогическое сопровождение превентивной суицидологии в образовательных учреждениях» по разделу фундамен-тальных исследований «Модернизация научно-педагогического обеспечения национальной системы образования и воспитания » на 2012-2014 годы (КазНПУ им.Абая).

Для реализации поставленных задач был проведен, прежде всего,  системный анализ более 150 источников научных исследований зарубежных и отечественных ученых по проблеме суицидов и аутодеструктивного поведения  (150 источников), который показал, что проблема суицидов в настоящее время выходит на уровень социальных эпидемий, поэтому борьба с ними должна начинаться с организации единой превентивной суицидологической службы с участием государственных органов, правоохранительной системы, органов образования, здравоохранения и соцзащиты.  

Для установления обратной взаимосвязи с молодежью и студентами на базе лаборатории впервые открыт казахстанский форум доверия «www.helpkomek.kz», работа которого направлена на информационный диалог по наиболее актуальным вопросам кризисных ситуаций: как преодолеть жизненные кризисы?как наладить отношения с друзьями?где найти счастье?, как стать счастливой?, как изменить жизнь к лучшему?что делать, если вас предали?как повысить самооценку?как преодолеть страх?

Совместно с комитетом по делам молодежи КазНПУ им.Абая  были проведены  3  мастер-класса для ППС и наставников КазНПУ им.Абая на тему «Социально-психологические факторы риска и профилактика суицидов у молодежи», лекции для студентов и магистрантов «Кризис личности в подростковом возрасте – социально-психологические аспекты».

На базе Института повышения квалификации КазНПУ им. Абая,  ИПК г.Петропавловска и Кокчетава проведены тематические курсы для школьных психологов «Дифференциальная диагностика и превентивная коррекция суицидального риска у подростков и молодежи».

 С целью выявления кризисных состояний личности, нарушений взаимоотношений с родителями, учителями и со сверстниками, выявление признаков скрытой депрессии были разработаны-опросники для школьников (5-11 класс) и студентов  и апробированы на экспериментальных площадках г. Алматы.

Лаборатория активно участвует в мероприятиях по профилактике суицидов в рамках Координационного Совета по оказанию психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации при Департаменте по защите прав детей г. Алматы.

В лаборатории впервые начали применяться информационные психотехнологии,  на специально открытом, информационном интернет-журнале «Школьный психолог»-  schoolpsycholog.kz для предотвращения аутодеструктивного поведения у школьников. Результаты показали высокий интерес к сайту как среди пользователей – 3227ч., так и по числу просмотров 18245ч, таким образом, рейтинг сайта «Школьный психолог - KZ» в категории «Образования» составляет 114 место.

Результаты научных исследований лаборатории опубликованы в сборниках Международных научно-практических конференций (Новосибирск, Астрахань, Санкт-Петербург, Киев), изданы учебное пособие «Психолого-педагогическая интервенция острых кризисных состояний в подростковом возрасте» и методические рекомендации «Превентивная профилактика суицидов у детей и подростков», в которых раскрываются основные понятия острых кризисных состояний подросткового возраста, систематизированы основные принципы психолого-педагогической  интервенции суицидальных состояний и рекомендованы комплексные методики групповой и индивидуальной кризисной терапии.

 

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  2. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. СПб. Издательство: Когито-Центр 2005 .
  3. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. - Киев, 1996.
  4. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художе­ственных текстах. - М., «Когито-Центр», 2001.
  5. Бандура А. Теория социального научения. М., 2000.
  6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М., 2003.

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (04.06.2012)
Просмотров: 2688 | Теги: Аутодеструктивное поведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]