Работа с трудными детьми и семьёй - Разработки и статьи учителей - Каталог статей - Школьный психолог
Суббота, 10.12.2016, 19:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Работа с трудными детьми и семьёй
Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных про¬блем, выдвинутых изменениями, происходящими сего¬дня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенден¬ция к росту числа детей с отклоняющимся поведени¬ем. К сожалению, происходящие в стране социально- экономические катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи на¬правлены на выживание, на поиски заработка. Без целенаправленного педагогического воздействия ре¬зультат стихийного формирования личности и пове¬дения подростка непредсказуем. Поэтому школа се¬годня должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. Важнейшей задачей, стоящей на совре¬менном этапе перед школой, является решение про¬блемы организации эффективной работы по профилак¬тике и коррекции отклоняющегося поведения школь¬ников .
Одним из самых сложных периодов психического развития является подростковый возраст. Взросление —
всегда весьма сложный, многоэтапный и по-своему опасный процесс. Взросление как социально- педагогическое явление включает в себя много различ¬ных сторон. Существенным механизмом взросления явля¬ется присвоение подростками ценностей, образцов по¬ведения. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так и негативных) является ведущей.
В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закла¬дываются основы сознательного поведения, вырисовы¬вается общая направленность в становлении нравствен¬ных представлений и социальных установок. Подростко¬вый возраст, является трудным этапом развития лично¬сти. Именно в нем могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска».
К детям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной деза¬даптации, выражающейся в поведении, неадекватном
2
нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.
Во-первых, здесь сказываются внутренние труд¬ности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая измене¬нием Я-концепции (относительно устойчивая, в боль¬шей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе). На основе представлений о самом себе он строит свое взаимодействие с другими людьми и отно¬сится к себе. Это целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому се¬бе .
Во-вторых, существенное влияние оказывает неоп¬ределенность социального положения подростков. Под¬росток уже не ребенок, он стремится к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ре¬бенком. Хотя от младшего школьника отличается не меньше, чем от старшего.
В-третьих, возникают многочисленные противоре¬чия, обусловленные перестройкой механизмов социаль¬ного контроля: детские формы контроля, основанные
•Л
л
на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сло¬жились . Именно подростки чаще всего попадают в ка¬тегорию «трудных».
Но до сих пор в отечественной психологии от¬сутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответ¬ствующую социальным нормам. Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «откло¬няющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «деза¬даптированными», «социально заброшенными», с «деви- антным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением», с «антиобщественным пове¬дением» и т.п. Общим является лишь то, что всех вы¬шеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Трудновоспитуемость — это некоторое сопро¬тивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных
4
программ. Но сопротивление педагогическому воз¬действию не всегда приводит к педагогической и социальной запущенности, не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера. Так, трудновоспитуемость может быть результатом воз¬растного кризисного периода ребенка, подростка, может быть вызвана неумением родителя, воспита¬теля найти индивидуальный подход к детям, прояв¬лением у учащегося самостоятельного критического мышления, подхода, неприятием привычных трафарет¬ных решений и т.д.
Педагогическая запущенность - частичная со¬циальная дезадаптация, проявляется в основном в условиях учебно-воспитательного процесса и выра¬жается в отставании учебной деятельности, в не¬соблюдении требований педагогов и школьного кол¬лектива. Социальная запущенность — это полная социальная дезадаптация, проявляющаяся в отчуж¬дении от всех позитивно влияющих институтов со¬циализации (семья, школа и т.д.). В последнем случае решающую роль в формировании личности ока¬
зывают неформальные подростковые группы с асо¬циальной и криминогенной направленностью.
Необходимо обратить внимание на недостатки семейного воспитания. В семье ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулиро¬вать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психологические, социальные и культурные) оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из ви¬дов Отношений могут существовать разногласия, ко¬торые отрицатель—но сказываются на воспитании детей. Бесконфликтных семей не существует. Как бы не были близки, внимательны друг к другу взрослые и дети, в их отношениях иногда возни¬кают трения. Но в одних семьях конфликты не только разрешаются благополучно, не принеся вреда «противникам», но даже содействуют укреп¬лению взаимоотношений. А в других семьях кон¬фликты превращаются в изнурительную войну, от которой плохо всем. Такие семьи педагогически
несостоятельны и способствуют возникновению трудностей в поведении школьников. На этот счет существуют разные мнения, которые отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей.
Г.П. Бочкарева выделяет:
1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует без¬различие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких слу¬чаях стремится найти эмоционально значимые от¬ношения вне семьи;
3) семьи с нездоровой нравственной атмо¬сферой. Там ребенку прививаются социально- нежелательные потребности и интересы, он вовле¬кается в аморальный образ жизни.
Среди обстоятельств, способствующих появ¬лению трудных детей, можно перечислить семейные травмы и конфликты в семье, недостаток любви
7
родителем, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании и т.д.
Определенные формы аморального поведения прививаются детям уже дома, в семье. Недостат¬ки, имеющиеся в воспитательной системе, сказы¬ваются, прежде всего, на подростках из семей с низким доходом. К сожалению, в связи с ускоре¬нием процесса расслоения нашего общества на бо¬гатых и бедных, обнищания основной массы насе¬ления растет количество неблагополучных Семей. Подростки из таких семей наиболее часто попадают в разряд трудных. Сложившаяся социально- экономическая ситуация в обществе способствует ослаблению воспитательной функции во многих семьях. В этих условиях возрастает роль школы в воспитании подрастающего поколения, в коррекции трудных учащихся, в профилактике правонарушений среди молодежи.
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: valentinasokolova (15.01.2012) | Автор: Валентина
Просмотров: 1807 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]