УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В НРАВСТВЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ - Разработки и статьи учителей - Каталог статей - Школьный психолог
Среда, 07.12.2016, 19:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В НРАВСТВЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к серь¬езным вещам, я отвечу: молодые деревца легче заставить расти так или ина¬че, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом только научными средствами. Они следующие:
1) Постоянный образец добродетелей.
2) Своевременное и разумное наставление и упражнение.
3) Умеренная дисциплина.
Закрывая на все глаза, родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается со¬вершать какой угодно негодный поступок, бегать туда и сюда, кричать, во- петь, без причины плакать, грубо отвечать старшим, приходить в гнев, по¬казывать язык, позволять себе какое угодно своеволие — все это родители терпят и извиняют. «Ребенок! — говорят они, — Не нужно его раздражать. Он еще этого не понимает». Но ты сам — глупый ребенок! Если ты замеча¬ешь у ребенка недостаток понимания, то почему не пробуждаешь его? Ведь не для того он рожден, чтобы остаться теленком или осленком, но чтобы стать разумным существом.
Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и жизни и мать всех остальных добродетелей. К этому дети привыкнут, если им будут давать столько пищи, питья и позволять столько спать, сколько требует природа. Ведь остальные животные, следую¬щие указаниям одной только природы, более воздержанны, чем мы. Таким образом, дети должны есть, пить, спать только в то время, когда их побужда¬ет к этому природа, именно когда очевидно, что у них есть чувство голода,
1
жажды и потребность сна. Кормить их, поить и укладывать спать помимо их желания было бы безумным. Достаточно, если им давать все согласно с тре¬бованиями природы.
Следует требовать от детей, чтобы они не отрицали сделанного, если допус¬тили какую-либо порчу, но скромно сознались и, с другой стороны, не гово¬рили того, чего не было. А потому и не знаю, как можно оправдать то, что некоторые имеют обыкновение делать. Они учат детей за сделанный просту¬пок перекладывать вину на других, и если дети сумеют это сделать, то учите¬ля обращают это в шутку и забаву. Но кому от этого величайший вред, как не ребенку? Если он приучится подменять ложь шуткой, то он научится лгать.
Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность — подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными дела¬ми. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека празд¬ным, но постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждает¬ся дорога злейшему искусителю Лучше играть, чем пребывать в праздности, ибо во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется.
Таким образом, без всякого затруднения дети весьма легко могут уп¬ражняться в подготовке к деятельной жизни, так как сама природа заставляет их что-либо делать. Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они нау¬чатся говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы жела¬ли бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Кто думает, говорит Плутарх, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием. Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим по¬вредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего наше¬
2
го разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.
Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно ска¬зать. Ибо говорить все, что подвернется на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Качество терпения даже ребенок может отчасти приобрести, если не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности.
Чтобы приучить детей к деятельности и услужливости, нужно весьма мало труда, так как, можно сказать, они сами по себе хватаются за все, толь¬ко бы им не мешали и лишь бы их научили, как это должно делать благора¬зумно. Итак, отец или мать пусть постоянно поручают детям исполнять то, что они могли бы исполнить сами: «Мой мальчик, подай мне это сюда. Под¬ними это, положи это на скамейку. Поди, позови Ваню. Скажи, чтобы Ан¬нушка пришла ко мне. Сходи к бабушке, пожелай ей от меня доброго дня и скажи, что я спрашиваю, как ее здоровье, а с возвращением поспеши» и пр.; все — сообразно с силами возраста. Кроме того, следует упражнять детей в быстроте и подвижности (расторопности), так чтобы, когда им что-либо по¬ручается, они, оставив игры и все остальное, исполняли это как можно ско¬рее.
Этой готовности подчиняться старшим дети должны научиться с само¬го юного возраста, и затем она будет служить им великим украшением.
Что касается вежливости, то родители могут обучить ей детей настоль¬ко, насколько сами в состоянии быть вежливыми; итак, нет необходимости здесь в специальном указании. Милым будет тот ребенок, который как в от¬ношении к своим родителям, так и в отношении и к другим ведет себя почти¬тельно и приветливо; у некоторых это как бы прирожденное, другие должны в этом упражняться, и этим не следует пренебрегать.
Наконец, чтобы эта приветливость и ласковость не была неразумной, ее нужно умерять скромностью и серьезностью. Когда осел, о котором расска¬
3
зывает басня, видя, что собачка ласкается к своему хозяину хвостом и вска¬кивает к нему на грудь, пытался сделать то же самое, то вместо благодарно¬сти получил удары палкой (так как эта ласка не подходила к нему, как к ос¬лу). Эту басню можно рассказать детям, чтобы и сами они поняли, что кому идет.
А чтобы они знали, что прилично и что неприлично, их нужно при¬учать к известным жестам и движениям: как правильно сидеть, как вставать, как прилично ходить, не кривляясь, не шатаясь, не раскачиваясь; как они должны просить, если им что-либо нужно, как благодарить, когда им дают, как приветствовать, если кого-либо встречают, как сгибать колени и протяги¬вать правую руку, если с ними заговаривают старшие, как снимать шляпу, держать спокойно руки и многое другое, что касается добрых и хороших нравов и привычек.
4
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: valentinasokolova (15.01.2012) | Автор: Валентина
Просмотров: 556 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]