Пятница, 26.04.2024, 22:16
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Урок 10 самопознание в 11 класс е по теме "Социальные роли личности»
Макарова Н.Г.-учитель ССШ№2 гор. Актобе

Цель: Расширить знания уч-ся о многообразии связей и отношений человека в обществе, о роли успеха в карьерном росте; формировать умение жить в коллективе и нести ответственность за коллективный труд и отдых; углубить представление о значении семьи и её роли в обществе.
Задачи:
Показать многообразие социальных ролей, в которых выступает человек и помочь осознать, что социальный статус личности и её успешное функционирование в разных ролях во многом зависит от понимания личностью меняющейся социальной среды, что положение в обществе определяет образованиеЮ квалификацияЮ личные, социально значимые качества;
Воспитывать культуру общения в обществе.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Мини-лекция

Слово "роль" чаще связывают с театральным действием. Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы "Как вам это понравится?": Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. И все же в реальной жизни роли человека не заказаны ему от века, от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и "писать", и "играть", исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно, его собственных целей и способностей).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.) Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев, когда дети, в силу разных причин, были резко ограничены в общении с окружающими людьми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношения с матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого.
Вспомните свои еще недавние детские игры - кем только в них вы не побывали! - строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют "в войну", девочки - "в дочки-матери". В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8-9 годам осваивается другой тип игр - игры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил; его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимаются как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основа для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе.
Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека - это освоение им новых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».
.Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик.
Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
1.Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
2.Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
-Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.
В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
-Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность.
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий.
Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
-Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения;
другие, напротив, — только неформальных;
третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
-Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.
ВЫВОД: Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе.
Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.
Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.
В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя
по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.
Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности.
Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья.
Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что же касается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
1.Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
2.У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
3.Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя;
взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию,
а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии. А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных казахстанцев XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить.
На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много:
что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);
что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей);
какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить.
В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей:
ценности творчества,
ценности переживаний и
ценности отношений.
Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь.
Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь.
Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь.
Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.).
При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.
Самоутверждение
Стр 60 учебн. читать
Задание стр.60-61
Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).
Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:
стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.
Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:
объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
социально-психологических качеств самой личности.
Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия.
В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха.
В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.
Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).
Стих-е ст.61 «Вошла в обычай подлость…»
Ответить на вопросы стр.62
(От сердца к сердцу) Заключение- Пусть в делах успех…. Стр.62.
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: Рай (12.12.2011) | Автор: Макарова Наталья Геннадиевна
Просмотров: 12271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]