Четверг, 25.04.2024, 20:19
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ПОГОВОРИМ О СЕБЕ И О НАС»
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь имедним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я – живой.
(Н. Заболоцкий.)

Цель тренинга:
●формирование установки на самоанализ, углубление процесса самопознания;
● выработка конкретных практических приемов и навыков, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться;
● формирование стремления к пониманию окружающих и конструктивному взаимодействию с ними.
Ассоциативный образ: цыпленок, разбивший скорлупу.
Центральное переживание: «Внешне такой же, но внутренне я другой»
Методическое оснащение: тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?», бланки «Мои Я- состояния», фломастеры, ватманы, карандаши, бумага, коробка с камушками.
Временной формат: 1 час.
Ход тренинга:
№ Этапы тренинга Цель Содержание время
1 Ритуал приветствия.
● Упражнение «Презентация индивидуальности».
Актуализация знаний уч-ся о многообразии индивидуальности и значение качеств личности в процессах взаимодействия. Участники по очереди называют свои имена, а также свои личностные качества. Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, другое мешает в жизни. 5 минут
2 Правила работы группы Формирование единого рабочего пространства. Метод мозгового штурма:
- не оценивать, правило поднятой руки, правило стоп, правило личной ответственности и др. 3 мин.
3 Разминка –энерждайзер.
●Упражнение «Поезд» Снятие психологической и физической напряженности, создание позитивной обстановки. Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй- первый – второй и т. п.по кругу: имитируется стук колес поезда. По ходу игры темп все время убыстряется. 2 мин.
4 Основная часть.
●Работа с бланками «Мои Я -состояния»
●Тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?»
● Упражнение «Карта самоценности».
● Упражнение
«Мои сильные стороны»
● Игра – метафора «Строим автомобиль»
● Упражнение «Самый - сам"
Углубление процесса самопознания, установление связей и отношений между Я- состояниями.
Актуализация собственных представлений о себе группе
Выработка конкретных практических приемов и навыков, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться.
Заполнение столбцов в бланках «Насколько я их знаю?», «Насколько я их люблю?».
Приложение № 1.
Приложение №2
В центре листа бумаги нарисовать круг, в котором написать букву «Я».
Далее вокруг буквы следует нарисовать столько кружочков, сколько пожелает подросток, а в них написать имена тех людей, которые говорили о индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» провести стрелки (можно использовать разные цвета). Вспомнить, что говорили эти значимые люди, и кратко написать рядом со стрелками, направленными от них.
Полученную карту самоценности следует оживить. В центр круга ставится стул, на котором сидит один из добровольцев. Вокруг него ставятся другие стулья, также, как нарисованы кружочки на карте. Подросток выбирает из группы тех, кто будет играть значимых людей и говорить от их имени, озвучивая фразы. Задача добровольца – ощущать свою ценность.
Обсуждение:
- что такое самоценность?
- какими цветами обозначены стрелки, идущие от значимых людей, и почему?
- опиши свои чувства.
У каждого человека есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает чувство уверенности. Необходимо составить список собственных сильных сторон.
Группе предлагается построить автомобиль: договориться, кто какой частью автомобиля будет работать – кто будет мотором, колесом, рулем… Совсем не обязательно, чтобы все части автомобиля были представлены. Решается не инженерная, а психологическая задача, поэтому, распределив роли, предлагается изобразить автомобиль в движении.
Приложение № 3.
Обсуждение:
- почему выбрана данная роль?
- опиши свои чувства?
Разделившись на 4 команды, участники минигрупп зарисовывают, передают в образах, на ватмане, свои достоинства и качества, которыми они могут соперничать с другими людьми.
Обсуждение:
- какие чувства испытывали во время выполнения задания?
10 мин.
7 мин.
10 мин.
5 минут
10 мин
15 мин
5 Заключительная часть.
Рефлексия.
Прощание.
● Упражнение «Подари камушек» Осознание эмоциональных приобретений.
Гармонизация отношений участников тренинга. Метод мозгового штурма:
- чему научились сегодня на тренинге?
- что больше всего запомнилось?
Участникам предлагается взять из коробки по одному камушку и подарить своему соседу слева, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камушек, потому что ты самый…».
10 мин
3 мин
Приложение 2.
ТЕСТ «КАКИМ ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ?»
1. Мой любимый цвет:
а) красный или оранжевый;
б) белый;
в) черный;
г) темно- синий или лиловый;
д) желтый;
е) коричневый, серый или фиолетовый;
ж) зеленый.
2. Когда я иду на вечеринку:
а) я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;
б) надеваю что- нибудь особенное, но захожу тихо, и надеюсь увидеть кого- нибудь из знакомых;
в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
3. Когда я ложусь спать, я лежу:
а) не спине;
б) на животе;
в) на боку;
г) закрыв рукой голову;
д) с головой под одеялом.
4. Я хожу:
а) большими, быстрыми шагами;
б) маленькими, быстрыми шагами;
в) не очень быстро, голова вперед;
г) не очень быстро, голова вниз;
д) медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
а) сразу после того, как проснусь;
б) днем;
в) поздно вечером.
6. Если происходит что- нибудь смешное:
а) я громко смеюсь;
б) я тихо смеюсь;
в) я смеюсь про себя;
г) я широко улыбаюсь;
д) я немного улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми, то:
а) я стою со скрещенными руками;
б) держу руки впереди себя;
в) одну или обе руки держу на боку;
г) дотрагиваюсь до собеседника;
д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;
е) люблю держать в руках какой- нибудь предмет (карандаш).
8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то:
а) держу колени, ноги рядом;
б) сижу нога на ногу;
в) вытягиваю ноги перед собой;
г) одна нога подо мной.
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я – живой.
(Н. Заболоцкий.)
Цель тренинга:
●формирование установки на самоанализ, углубление процесса самопознания;
● выработка конкретных практических приемов и навыков, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться;
● формирование стремления к пониманию окружающих и конструктивному взаимодействию с ними.
Ассоциативный образ: цыпленок, разбивший скорлупу.
Центральное переживание: «Внешне такой же, но внутренне я другой»
Методическое оснащение: тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?», бланки «Мои Я- состояния», фломастеры, ватманы, карандаши, бумага, коробка с камушками.
Временной формат: 1 час.
Ход тренинга:
№ Этапы тренинга Цель Содержание время
1 Ритуал приветствия.
● Упражнение «Презентация индивидуальности».
Актуализация знаний уч-ся о многообразии индивидуальности и значение качеств личности в процессах взаимодействия. Участники по очереди называют свои имена, а также свои личностные качества. Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, другое мешает в жизни. 5 минут
2 Правила работы группы Формирование единого рабочего пространства. Метод мозгового штурма:
- не оценивать, правило поднятой руки, правило стоп, правило личной ответственности и др. 3 мин.
3 Разминка -энерждайзер.
●Упражнение «Поезд» Снятие психологической и физической напряженности, создание позитивной обстановки. Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй- первый – второй и т. п.по кругу: имитируется стук колес поезда. По ходу игры темп все время убыстряется. 2 мин.
4 Основная часть.
●Работа с бланками «Мои Я -состояния»
●Тест «Каким ты выглядишь в глазах других людей?»
● Упражнение «Карта самоценности».
● Упражнение
«Мои сильные стороны»
● Игра – метафора «Строим автомобиль»
● Упражнение «Самый - самый»
Углубление процесса самопознания, установление связей и отношений между Я- состояниями.
Актуализация собственных представлений о себе группе
Выработка конкретных практических приемов и навыков, использование которых в повседневном общении позволит самоутвердиться и успешно адаптироваться.
Заполнение столбцов в бланках «Насколько я их знаю?», «Насколько я их люблю?».
Приложение № 1.
Приложение №2
В центре листа бумаги нарисовать круг, в котором написать букву «Я».
Далее вокруг буквы следует нарисовать столько кружочков, сколько пожелает подросток, а в них написать имена тех людей, которые говорили о индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» провести стрелки (можно использовать разные цвета). Вспомнить, что говорили эти значимые люди, и кратко написать рядом со стрелками, направленными от них.
Полученную карту самоценности следует оживить. В центр круга ставится стул, на котором сидит один из добровольцев. Вокруг него ставятся другие стулья, также, как нарисованы кружочки на карте. Подросток выбирает из группы тех, кто будет играть значимых людей и говорить от их имени, озвучивая фразы. Задача добровольца – ощущать свою ценность.
Обсуждение:
- что такое самоценность?
- какими цветами обозначены стрелки, идущие от значимых людей, и почему?
- опиши свои чувства.
У каждого человека есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает чувство уверенности. Необходимо составить список собственных сильных сторон.
Группе предлагается построить автомобиль: договориться, кто какой частью автомобиля будет работать – кто будет мотором, колесом, рулем… Совсем не обязательно, чтобы все части автомобиля были представлены. Решается не инженерная, а психологическая задача, поэтому, распределив роли, предлагается изобразить автомобиль в движении.
Приложение № 3.
Обсуждение:
- почему выбрана данная роль?
- опиши свои чувства?
Разделившись на 4 команды, участники минигрупп зарисовывают, передают в образах, на ватмане, свои достоинства и качества, которыми они могут соперничать с другими людьми.
Обсуждение:
- какие чувства испытывали во время выполнения задания?
10 мин.
7 мин.
10 мин.
10 мин
15 мин
5 Заключительная часть.
Рефлексия.
Прощание.
● Упражнение «Подари камушек» Осознание эмоциональных приобретений.
Гармонизация отношений участников тренинга. Метод мозгового штурма:
- чему научились сегодня на тренинге?
- что больше всего запомнилось?
Участникам предлагается взять из коробки по одному камушку и подарить своему соседу слева, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камушек, потому что ты самый…».
10 мин
3 мин
Приложение 2.
ТЕСТ «КАКИМ ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ?»
1. Мой любимый цвет:
а) красный или оранжевый;
б) белый;
в) черный;
г) темно- синий или лиловый;
д) желтый;
е) коричневый, серый или фиолетовый;
ж) зеленый.
2. Когда я иду на вечеринку:
а) я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;
б) надеваю что- нибудь особенное, но захожу тихо, и надеюсь увидеть кого- нибудь из знакомых;
в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
3. Когда я ложусь спать, я лежу:
а) не спине;
б) на животе;
в) на боку;
г) закрыв рукой голову;
д) с головой под одеялом.
4. Я хожу:
а) большими, быстрыми шагами;
б) маленькими, быстрыми шагами;
в) не очень быстро, голова вперед;
г) не очень быстро, голова вниз;
д) медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
а) сразу после того, как проснусь;
б) днем;
в) поздно вечером.
6. Если происходит что- нибудь смешное:
а) я громко смеюсь;
б) я тихо смеюсь;
в) я смеюсь про себя;
г) я широко улыбаюсь;
д) я немного улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми, то:
а) я стою со скрещенными руками;
б) держу руки впереди себя;
в) одну или обе руки держу на боку;
г) дотрагиваюсь до собеседника;
д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;
е) люблю держать в руках какой- нибудь предмет (карандаш).
8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то:
а) держу колени, ноги рядом;
б) сижу нога на ногу;
в) вытягиваю ноги перед собой;
г) одна нога подо мной.

Татьяна Цафт
http://kollegi.kz/publ/23-1-0-3637
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: Людмила (05.10.2011)
Просмотров: 3256 | Комментарии: 2 | Теги: Тесленко А.Н. | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 2
2 Инна  
Тема разработки актуальна, так как подростку сложно адаптироваться и правильно самоутверждаться в современной жизни. Большинство из них имеет заниженную самооценку и наша задача помочь повысить ее так, чтобы ребенку было комфортно. Мне понравился прием - "карта самоценности", обязательно включу ее в свои занятия.

1 Алтына  
Хороший материал для развития ассертивности.Все материалы удачно подобраны.Спасибо! Матаева А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]