Психологическое занятие на тему "Беседа о правде" - Разработки и статьи учителей - Каталог статей - Школьный психолог
Среда, 07.12.2016, 19:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

Психологическое занятие на тему "Беседа о правде"
ПРАВДА
Правда — свет разума.
(Русская пословица)
Беседа:
1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение. Подберите синонимы и антонимы.
Правда — то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.
Правдивость - искренность, честность, открытость, откровенность.
Правда - это общая совесть людей. (М. Пришвин)
Есть правда, мудрая, седая,
Через насилие она
Проходит, облик не меняя,
Самой себе всегда верна.
Она доказывает: «Честно,
Мой друг, ты прожил жизнь свою,
А ложь и ловкость, как известно,
Я, истина, не признаю».
Незрима пусть твоя награда,
Но право получают с ней
Спокойным и открытым взглядом
Всегда смотреть в глаза людей.
(Д. Кугультинов)
Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Символ чистоты душевной - огонь не терпит ничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огнен¬ным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в рус-ском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» - человека, чьи речи и поступ¬ки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души.
Что такое искренность?
Открытость жаждущей доверия души.
Это чувства и рассудка слитость,
Вызов лицемерию и лжи.
Встретясь с нею - распознаешь быстро:
Так она бесхитростна, проста...
Искренность - негаснущая искра
Сильного и доброго костра.
(Л. Татьяничева)
«Правда в воде не тонет и в огне не горит», - говорит русская по¬словица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник под¬линной жизни.

2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать нехорошо?
«Своей природе верен будь! - воскликнул Шекспир. - Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип чест¬ности, но часто люди нарушают его и лгут из лучших намерений, например, чтобы не огорчить родителей. Лгут из трусости, опасаясь последствий, из ложного понимания чувства товарищества. Иногда уклоняются от истины из корыстных расчетов, стремясь что-либо выгадать для себя. Бывает, обманы¬вают, приукрашивая себя, - так хочется казаться лучше, чем ты есть на са¬мом деле. Некоторые врут по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают. Как видите, у лжи много оттенков, и пусть в любом случае ложь заслуживает осуждения, но все-таки есть разница в том, когда человек не сказал правды, надеясь не расстроить больную мать, и когда на¬хально обманул товарища. Будьте честными. Порой это не совсем просто. Не бойтесь говорить в глаза людям правду. Старайтесь не совершать поступки, за которые потом пришлось бы стыдиться.
Лики лжи
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой.
Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной...
Правда же бывает только правдой.
(Ф. Кривин)

3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не быва¬ет потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея)
Стремящийся обмануть другого прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы или у них не было против прямых улик. Ложь всегда вы¬дает себя. Ложь всегда чувствуется. У человека, который лжет, блуж¬дающий взгляд. Человек избегает смотреть в глаза людям. В его глазах трудно увидеть мысль - он прячет их. Не зря, когда от кого-то хотят до¬биться правды, просят смотреть прямо в глаза.

4. Завершите предложения:
Я предпочитаю говорить правду, потому что...
После обмана на душе...
Когда я встречаюсь с неправдой, то...

5. Как вы понимаете восточную пословицу: «Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»? Послушайте рассказ Феликса Кривина и ответьте на вопросы.
Почему наша улица не совсем прямая
Наша улица старалась быть прямой, потому что прямота - это очень хорошее качество. И вот она шла, шла, все время, стараясь быть прямой, по¬ка не наткнулась на лесок, который мы теперь называем парком.
- Если я пройду через лесок, то придется погубить деревья, - подумала улица. - А ведь лесок может быть парком. Красивым городским парком.
И улица чуть свернула в сторону.
Потом она опять шла, шла, стараясь быть прямой, пока не наткну¬лась на старинное здание, которое построили еще тогда, когда нашей улицы не было на свете.
- Чтобы мне идти прямо, нужно снести это здание, - подумала улица. - Но как его сносить? Ведь это же памятник архитектуры!
И она немножко свернула в сторону, чтобы сохранить городу па¬мятник архитектуры. Потому что памятник архитектуры - это память го¬рода о прошлых временах, и не может город остаться без памяти.
Так шла наша улица. Прямо, но не совсем. Не всегда прямо. Хотя прямота - это очень хорошее качество. Но она не должна все сметать на своем пути. Кое-что она должна сохранять на своем пути. Вот почему наша улица не совсем прямая.
Вопросы:
1. В народе говорят: прямой путь самый короткий. Почему же улица из¬меняла свое направление?
2. Что имеет в виду автор, рассказывая о ходе улицы? Какую мысль он старается донести?
6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?
Ситуации
1. Безнадежному больному врач не говорит о последствий болезни.
2. Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды - не гуманно.
3. Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бес¬перспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
4. Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о не¬счастье и говорят, что муж находится в больнице.

Задание 1
Напишите рассказ, включив в него диалог мальчиков. Рассказ оза¬главьте.
Диалог мальчиков
У тебя правда нога болит?
Никакая у меня нога не болит. А у тебя в животе правда колет?
Ничего в животе у меня не колет.
Ловко мы с тобой в классе остались! Ребята сейчас там, на физкультуре, прыгают, а мы просто так сидим - красота!
Эх, скучно просто так сидеть. Давай через парту прыгать!

Задание 2
Слова «честность» и «честь» похожи на слово «чистота». Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворст¬вом, трусостью и ложью.
Прочтите стихотворение Бориса Заходера. Как вы его понимаете? Напишите сочинение «Честь и честность - слова одного корня».
Зонты
Равно на честных и бесчестных
Господень льется дождь с небесной высоты,
Но честным все же больше достается -
Бесчестные крадут у них зонты.

Задание 3
Напишите сочинение по выбору: «Почему правда лучше лжи», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Кто сильнее - Правда или Кривда». Аргументируйте свое рассуждение.
СВОБОДА

Беседа:
Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыт¬кам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
Свобода - возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсут¬ствие ограничений.
Свобода есть право делать то, что дозволено законом. (Ш. Монтескье)
Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек - важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощу¬щении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклон¬ным дулом. Например, известный отечественный писатель В. Шаламов. который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в каме¬ре. Таким образом, свобода - это состояние духа.

2. Послушайте индийскою сказку о купце и попугае и ответьте на вопросы.
О купце и попугае
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить в Бенгалию по торговым делам.
Я уезжаю. Что привезти тебе? - спросил попугая купец.
Я по твоей милости ни в чем не нуждаюсь, - ответил попугай, - но все же у меня есть к тебе просьба. В Бенгалии на таком-то поле растет большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.
Ладно, исполню твою просьбу! - сказал купец и уехал.
В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева.
Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнес эти слова, попугай пошатнулся и свалился кверху лапками на дно клетки.
Купцу было очень жаль попугая, и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти его друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно. А попугай вспорхнул и улетел.
Вопросы:
1. Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в его доме? 2. Что означает просьба попугая? Какой он получил ответ?
3. Каким образом попугай добился свободы?
4. Может ли человек в аналогичных обстоятельствах рассчитывать на помощь друзей? Приведите примеры.
5. Есть ли у вас попугай или другие птички? Как вы думаете, хорошо ли им живется? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?
Воля птичке дороже золотой клетки. (Русская пословица)

3. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свое мнение.
Ситуации:
1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).
2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже
позднее.
3. Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется пойти, но у вас заболе¬ла мама.
4. Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.
5. Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, по¬лагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой - и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться об¬щей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим. (Клаудиус)
Задание 1
Бывали ли вы в зоопарке? Прочтите стихотворение Людмилы Татьяничевой и письменно выразите свое мнение о содержании животных в зоопарках.
Степной орел в вольере душной
Себя не чувствует орлом.
Глядит устало, равнодушно
В квадратный сетчатый проем.
Его глаза горчично-желты,
В них отрешенность, а не крик.
Стуча о клетку клювом стертым,
Бормочет что-то, как старик.
А он бы вправе крикнуть людям,
Чей кров непрошеный обрел:
«Как вы могли меня принудить
Забыть о том, что я - Орел!»
Задание 2
Прочтите стихотворение Яна Райниса «Юному другу». Что, по мнению автора, делает человека свободным? Напишите сочинение-рассуждение по выбору: «Что я понимаю под словом свобода?», «Своя воля всего дороже».
Юному другу
He требуй от трудов своих награды,
Их плод - не для тебя, а для людей,
И в тяжкий час ищи себе отрады
Лишь в том, что есть у памяти твоей.
Когда из этой чаши ты пригубишь,
Пойдем! - нам общий путь определен.
Но прежде всем верни все то, что любишь,
Все то, чем, словно кладом, наделен.
Тогда свободен станешь и силен.

Задание 3
Напишите сочинение, взяв эпиграфом изречение Квинтилиана. Озаглавьте его.
Свобода и распущенность - понятия одно другому совершенно противоположные. (Квинтилиан)

Задание 4
Прочтите стихотворение - сделайте развернутый комментарий, на¬рисуйте иллюстрацию.
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу.
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы моляся за меня.
(Ф. Туманский)
Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: kirihenko (07.02.2015) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]