ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ - Разработки и статьи учителей - Каталог статей - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:15
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Категории раздела
Разработки и статьи учителей [55]
Материалы кафедры [6]
Материалы кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая
В помощь школьному психологу [46]
Родительский клуб [20]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Статьи » Разработки и статьи учителей

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ КАК СПОСОБ ВЫХОДА

ИЗ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Г.О. Абдуллаева - к.п.н., доцент кафедры общей и прикладной психологии

КазНПУ имени Абая

 

Как известно, жизнь человека очень изменчива и непредсказуема, она то спокойна и нетороплива, то вдруг полна событий и препятствий, которые нужно преодолевать. Как жить — вопрос, который задает себе каждый человек. В жизнедеятельности человека встречаются обстоятельства, которые резко отличаются от других, выходят за рамки обыденных ситуаций. Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется кризисом.

Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него и часто, считаются неприемлемыми в обществе. В результате человек чувствует себя изолированным от общества, изгоем. Находясь в кризисе, человек иногда испытывает желание уйти из жизни. Однако это желание существует с не менее сильным желанием жить дальше. Состояние напряжения толкает человека к выходу и к дальнейшему развитию.

В современной психологии накоплен большой опыт изучения поведения людей в кризисных ситуациях. Психологи пытаются найти ответ на вопрос, что же такое кризис в жизни человека, каковы его причины, каковы последствия, как избежать разрушающих последствий кризиса, как помочь человеку выйти на новый уровень развития, какие факторы, какие психологические особенности защитят человека от негативных воздействий кризиса.

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Предрасположенность к кризисным состояниям наблюдается у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережавшие тяжелую потерю. Большое значение для возникновения кризисных ситуаций имеют характер и интенсивность стрессовой ситуации. Стрессовые факторы могут быть острыми, внезапно возникающим, опасными для жизни: природные и техногенные катастрофы, войны, аварии, или хроническими, постоянными, растянутыми во времени: социально-экономические трудности, конфликтные ситуации в семье или на работе [1].

Стрессы подразделяются на единичные, множественные и периодические. Кроме того, каждому человеку присущи специфические стрессогенные ситуации: поступление в высшее учебное заведение, служба в армии, вступление в брак, выход на пенсию, резкое изменение служебного положения и так далее.

Жизненный кризис — это всегда неприятно, это - не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего развития. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Как говорят в народе, «за одного битого двух небитых дают». Зная собственную природу, адекватно оценивая себя, нужно выбирать необходимые средства для достижения поставленных целей. Изменение внешнего мира дается нам сложнее. Мы можем изменять себя, хотя для некоторых людей это сложнее, чем изменять внешние обстоятельства.

Рассматривая влияние кризисных ситуаций на саморазвитие личности, необходимо отметить важность личностных, профессионально-личностных качеств в их разрешении человеком.

Личностно-ориентированный подход в системе образования, особо, в системе профессионального образования уделяет важное значение саморазвитию, самопознанию, самоорганизации и самопроектированию как студентов, так и преподавателей.

С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, П.А.Пономарев установили, что особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения и деятельность человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности в процессы саморазвития [2].

На основании вышесказанного одним из важнейших отношений социального бытия преподавателя, способствующее более мягкому выходу из любой кризисной ситуации является сформированное у него позитивное  отношение к себе и другим, т.к. любое проявление его социальной субъектности сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

Психологическая и социальная сущность самоотношения представлена  В.В. Столиным и С.Р.Пантилеевым как некоторая «система когнитивных, эмоциональных, оценочных и поведенческих признаков», эффективность которой связана с уровнем развитости самосознания личности. На этой основе, рассматривая самоотношение в качестве особой психолого-социальной, индивидуализированной, относительно устойчивой системы, можно выявить динамику ее позитивного формирования во взаимосвязи со становлением таких качеств, как самооценивание, самоуважение, самопринятие и др.

Определяя источник и движущие силы развития самосознания С.Л.Рубинштейн писал: « Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я самоформируется в ней» [2, с.79].

Современное образование, особенно высшее, должно закладывать в личность механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты и т.п. Для этого преподаватель современного вуза должен выступать субъектом самоизучения своего собственного Я, и помочь в этом студентам. В этой связи, на наш взгляд, очень важно помочь преподавателю вуза сформировать позитивное самоотношение, так как богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность педагогической деятельности способствуют его пристальному изучению себя как профессионала. При этом происходит не только осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотношение (позитивное или негативное). Преподаватель испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, эмоционально переживает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога (преподавателя современного вуза).

Системный анализ самоотношения предполагает его включенность в три основные уровни бытия человека: деятельности, лично­сти как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Вклю­чаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельно­сти. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно независимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Давыденко Л.В [3]. предложила структуру самоотношения на базе  обобщенных  концептуальных подходов, которая по нашему мнению отражает его сущность (рис.1):

 

Рисунок 1. Обобщенная 3-х макроструктурная модель самоотношения

 

обобщенная структура самоотношения:

 

1. Я как реальность:

▪ самопринятие

▪ как продукт действий других

▪ как продукт самодеятельности

 

2. Я как ценность:

▪ любовь к себе

▪ самоуважение

▪ положит. качества

▪ индивидуальность

▪ одаренность, талант

 

3. Я как возможность:

▪ мои сила воли     ▪способности

▪ мой опыт и умение

▪ мои намерения и прогнозы

▪ уровень притязания

 

Первая макроструктура

«Я как реальность» характеризует самовосприятие субъектом образовательного процесса себя в реальной действительности профессиональной образовательной среды. Вторая макроструктура «Я как ценность»- характеризует социально значимые факторы самоотношения субъекта образования и третья макроструктура «Я как возможность» - характеризует мотивационно-прогностические факторы позитивного самоотношения.

В соответствии с предложенной моделью самоотношения, мы считаем возможным, поэтапно формировать позитивное самоотношение у преподавателя вуза. Формирование включает в себя:

- диагностический этап, позволяет выявить сформировавшееся субъективное самоотношение у педагога;

- организационно-практический этап, который реализуется через перцептивный, когнитивный и практический аспекты преподавательской деятельности;

- оценочно-рефлексивный, позволяет определить, на основе выделенных критериев, уровень сформированности позитивного самоотношения, как системного качества личности преподавателя вуза.

Критериями сформированности позитивного самоотношения выступили: самоуважение; аутосимпатия; положительное отношение к другим; самопринятие; самоуверенность; самоорганизация; самообвинение; самоинтерес; самопонимание и др., которое можно изучать с помощью тест-опросника В.В. Столина.              

Данный тест-опросник исследования самоотношения личности  позволяет выявлять три уровня (аспекта самоотношения):

- глобальное самоотношение;                             

- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоин­тересу и ожиданиям отношения к себе;

- уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к

своему «Я». 

В ходе пилотажного обследования более 125 преподавателей вузов, мы установили, что у 63% преподавателей наблюдается высокий уровень самообвинения. Это свидетельствует о пережитых неудачах, об общем негативном эмоциональном тоне отношения к себе, о наличии внутренних конфликтов, несогласие с собой, а иногда и неадекватно заниженной самооценки. Именно поэтому, для испытуемых особо важным выступило ожидание положительного отношения от других, необходимость в эмоциональной и моральной поддержке. Из 125 преподавателей - 98 имеют показатели по данной шкале свыше 59 %.

Результаты пилотажного опроса преподавателей вуза показывают необходимость и актуальность формирования у них позитивного самоотношения. Трансформируясь в некую готовность к более продуктивному поведению, позитивное самоотношение латентно представлено в самосознании большинства опрошенных преподавателей.

Таким образом, формирование позитивного самоотношения у преподавателей вуза должно способствовать повышению у них устойчивости к различного рода кризисным ситуациям, повышению жизненного тонуса и как следствие, продуктивной профессионально-личностной самореализации.

 

1. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. — Р. н/Д , 2006.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2010. – 457с.

3.  Давыденко Л.В. Формирование позитивного самоотношения будущего учителя – Автореф. дисс. на соискание уч.ст.к.п.н. – Р-н-Д., 2006.

Категория: Разработки и статьи учителей | Добавил: flower (07.06.2012)
Просмотров: 1182 | Комментарии: 2 | Теги: кризисная ситуация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Insights like this liven things up aornud here.

1  
Great insight. Relieved I'm on the same side as you.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]