Новости кафедры и университета [32] |
Новости Казахстана [10] |
Новости Планеты [11] |
10:12 В моей смерти прошу винить... | |
Интервью
заведующей кафедры общей и прикладной психологии, д.психол.н., профессора
Каримовой Р.Б. корреспонденту
газеты «КлассTime» 16.02.2012г. В моей
смерти прошу винить... Все чаще мы слышим по радио, читаем в газетах и
интернете тревожные сообщения: подросток покончил жизнь самоубийством. Дети
уходят из жизни в одиночку, на чердаке, накинув веревку на шею, или группами,
"романтически” спрыгнув с крыши многоэтажки… Я набрала в Яндексе: "Суицид. Новости”. И на
меня немедленно обрушилось... Московская школьница покончила с собой,
выбросившись из окна… Россия в 3 раза превышает мировой показатель по
подростковым суицидам… Раньше подростки шагали с крыш из-за любви, а теперь –
из-за родителей … 17-летний студент лицея в Атбасаре покончил
жизнь самоубийством… Подросток повесился
из-за запрета на социальные сети… В Красноярске повесился 12-летний мальчик … Почему наши подростки не хотят жить? Что мы,
взрослые, делаем неправильно, почему не можем сберечь жизни наших детей? Как
прекратить эту страшную эпидемию? Об этом – наш разговор с Раушан Каримовой,
заведующей кафедрой общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая и
научно-технической лаборатории превентивной суицидологии, доктором
психологических наук, профессором, врачом-психоневрологом высшей категории. – Проблема суицида очень сложна и многогранна,
но в ней можно выделить два основных аспекта, – начала разговор моя
собеседница. – Первый – общий, глобальный. Стремительные
социально-экономические перемены, нарастание темпов и требований современной
жизни в обществе ведут к усилению информационной и психологической
агрессивности среды. Эта проблема особенно проявляется в обществе на пике
экономических и социальных перемен, во время войн количество суицидов
уменьшается. Второе – на этом фоне уменьшилась общая стрессоустойчивость человека. Наши психоэмоциональные нагрузки становятся все больше и больше, хотя запас прочности остается тот же. И количество нервных клеток у нас не увеличилось, механизмов их регуляции тоже больше не стало. И если мы, взрослые, в большинстве своем ищем выходы из трудного положения, то у детей в мыслях появляется самый легкий путь: уйти, потому что в поведении у них преобладает высокая импульсивность. Это наиболее неустойчивая составляющая психики подростков. Суицид становится социальной эпидемией. Он очень часто встречается в развитых странах и всегда идет в ногу с депрессиями. – Я помню, как в Австрии наш гид сказал, что в
этой стране самый высокий уровень суицидов в Европе. В каком-нибудь отсталом
африканском племени суицидов нет? – И депрессий тоже. Депрессии, кстати, в наше
время, точно так же как вирусы, претерпели изменения. Они стали носить
замаскированный характер. Если раньше человек при депрессии сидел, уставившись
в одну точку, никуда не ходил, ничего не ел, ни с кем не общался, то сейчас с
депрессией работают, ведут обычный образ жизни и в один прекрасный момент в
ходе, возможно, незначительного конфликта с кем-то совершают суицид. А нам
кажется, что это произошло на фоне полного благополучия. – Раушан Бейдалиевна, а может, например, душевно
здоровый человек взять и покончить с собой? – К сожалению, совершить суицид может и душевно
здоровый человек, и больной, но у психически больного человека суицидальный
риск намного выше, чем у здорового. Если же говорить о детях, подростках, то во
многих случаях это проблемы личностного кризиса. Причем в каждом возрасте
имеется своя причина. У юных девочек это, как правило, проблема неразделенной
любви, расставание с любимым. В старшем возрасте это может быть потеря работы,
смерть близкого человека, одиночество, отсутствие понимания окружающих,
невозможность найти решение какой-то острой проблемы. В детском возрасте суицид
может играть подражательную роль. По телевизору часто показывают самоубийства,
есть много игр на эту тему, и ребенок вовлекается в этот процесс как в
очередную увлекательную игру. Он не понимает, что за чертой смерти возврата не
будет. – Я читала, что иногда дети просто хотят
попугать родителей и педагогов. Умереть понарошку. – Суицидальное поведение формируется у
подростка, как правило, в условиях неправильного воспитания. Демонстративным
суицидом ребенок хочет привлечь внимание, но, к сожалению, он не понимает, где
черта, за которой смерть. – А религиозные мотивы здесь бывают? – В городской среде популярны разные
неформальные подростковые объединения: эмо, готы, панки. Навязанные принципы
изменяют сознание ребят, заставляют идти по пути неприятия всего и всех,
протеста против взрослых. И одной из форм протеста бывает суицид. В новых
исламских сектах убеждают молодых, что если примешь смерть во благо чего-то,
окажешься в раю. Подростки, попадающие под влияние сект, резко меняются в
поведении: у них падает самооценка, появляются неуверенность в себе,
тревожность, и тогда идеи самоуничижения приводят к трагическому концу. – Несколько слов о вашей лаборатории
превентивной суицидологии. – Наша лаборатория была создана в 2011 году по
поручению министра образования РК Б. Жумагулова. Наша задача – разработать
комплексные программы по профилактике суицида у детей и подростков. Мы открыли
казахстанский форум доверия helpkomek.kz, интернет-журнал "Школьный психолог”,
проводим регулярно мастер-классы для педагогов и психологов вузов и школ по
диагностике и профилактике суицидов у подростков, тренинги с учащимися и
педагогами на базе наших экспериментальных площадок. Сейчас заканчиваем
комплексное социально-психологическое исследование школьников по авторским
методикам, кстати, получаем интересные данные. Провели анкетирование педагогов.
– И что интересного вы узнали из анкет? – К сожалению, авторитет школы значительно
падает в глазах детей уже в 5-7 классах. Это тревожит. Что радует: школьники
младших и средних классов в трудные минуты обращаются к родителям, то есть
приоритет семьи для детей остается высоким. Поэтому родители должны быть
внимательны к своим детям, быть постоянно в курсе их дел. Это поле безопасности
– дом, слава богу, еще существует у наших подростков, его нужно укреплять, а
для этого надо работать с родителями. – Есть сложности? К сожалению, педагоги только начали заниматься
проблемой, ведь раньше ею были озабочены лишь медики и правоохранительные
органы. Сейчас это одна из важнейших задач школы. Причем этой работой должны
заниматься не только психологи, но и все педагоги. Ведь в школе работают один,
максимум два психолога. – Давайте дадим конкретные советы родителям и
педагогам. – Начнем с родителей. Даже если они много
работают, все равно должны внимательно следить за настроением и поведением
ребенка. Ведь как только у ребенка появляются проблемы, он становится
подавленным, находится в плохом настроении, перестает интересоваться друзьями,
окружающими, весь день сидит у компьютера или телевизора, плохо спит, плохо
ест. Особенно должна насторожить мам и пап потеря интереса ребенка к общению с
друзьями. Возможно, у подростка какие-то сложности в школе – его избивают,
шантажируют… – К сожалению, подобную информацию в прессе
читаешь очень часто, и нередко конфликт заканчивается смертью ребенка. – Да, недавно по всем каналам прошел сюжет о
вымогательстве денег у подростка. И мама видела, что ребенок часто возвращается
из школы с синяками. Слава богу, до трагедии не дошло. Если только появляются
признаки физического насилия над ребенком, надо бить тревогу. – А еще есть изгои, которых терроризирует весь
класс. Вспомним фильм "Чучело” Ролана Быкова… Что делать родителям, которые
видят сигналы беды? – Идти, вернее, бежать в школу и говорить с
педагогом. Педагог, в свою очередь, должен вместе со школьным психологом
внимательно разобраться в ситуации. К сожалению, часто в сложной ситуации
учитель сваливает вину на семью, семья – на школу, и в результате страдает ребенок. – Но есть родители, которые не то что
безразличны к воспитанию ребенка, они просто борются за собственное выживание. – А бывает, родители отправляют ребенка в
частную школу за большие деньги и умывают руки. В семье самая главная функция –
воспитательная. Если этого родители не понимают, то пробел в воспитании ребенка
заполнится чем-то вредным. – А какие советы вы могли бы дать классному
руководителю? – Он должен обращать внимание на моральный
климат в классе, в школе: каковы взаимоотношения между детьми? Обязательно
должен работать треугольник: классный руководитель – родители – психолог. И
классный руководитель должен обращать внимание не только на ребёнка в синяках,
но и на того, кто просто сидит в классе безучастный. Даже если ребенок внешне
спокоен, он может относиться к группе суицидогенного риска. – Вот вы говорите: обратиться к школьному
психологу. А вы уверены, что у нас в каждой школе имеются компетентные
психологи? – Наши выпускники работают в школе, но администрация
не всегда довольна молодыми психологами. Это проблема очень острая. У нас до
сих пор нет четкого положения о работе школьного психолога. Что он должен
делать, каковы его основные обязанности? Нужен закрепленный статус школьного
психолога, ведь его иногда используют в качестве помощника администрации: сходи
туда, принеси то… Любого молодого специалиста надо учить работать. Наивно
думать, что в школу придут мудрые седовласые психологи и сказочно решат все
проблемы. – И что делать? – Надо говорить подросткам, чтобы они были
внимательны друг к другу. Подружка за партой лучше, чем учитель, ощущает
настроение соседки, видит, когда она чем-то расстроена. Одноклассницы первыми
узнают, если девушку бросает парень, и она убита этим фактом. Эту девочку надо обязательно
поддержать. Мы все должны друг другу помогать. По сведениям Агентства РК по статистике, в 2009 году покончили с собой - 260 подростков, в прошлом году – 237. Кроме того, наблюдается очевидная тенденция увеличения числа суицидов среди девушек: за последнее десятилетие число самоубийств составляет 27-29 на 100 тыс. населения, из-за чего опережает страны Центральной и Восточной Европы. По данным МОН РК, в 2010 году - в Казахстане
зарегистрировано 238 случаев детских суицидов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |