Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Файлы » Конкурс на лучшую коррекционную программу |
Программа групповых занятий для педагогов по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо».
[ Скачать с сервера (51.8 Kb) ] | 19.01.2012, 14:17 |
Кремлякова Анна Юрьевна, окончила с отличием Башкирский государственный университет, факультет психологии в 2003 году. Работаю в МАДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка», стаж работы по специальности 9,5 лет. Представляю Вам свою работу «Программа групповых занятий для педагогов и специалистов, помогающих профессий, по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо»» для участия в конкурсе на лучшую коррекционную программу в номинации «Коррекционная программа укрепления психологического здоровья учителей». Программа получила положительную рецензию кандидата психологических наук С.Д. Мухаметрахимовой и может эффективно использоваться при работе с педагогами в образовательной практике. В приложении вы сможете найти подробные конспекты всех занятий (см. файл архив, который можно скачать с сервера). Программа групповых занятий для педагогов и специалистов, помогающих профессий, по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо». Пояснительная записка Актуальность. Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера, требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, ведь их труд даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательная окрашенность психологического состояния педагогов снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитателями, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушает психическое здоровье, формируя синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соот-ветствующей «разрядки» от них. Можно выделить три основные стадии синдрома. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в обще-нии (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. Опыт работы показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов помогающих профессий. Программа «Место, где мне хорошо» направлена на оказание помощи педагогам в адаптации к напряженным факторам деятельности, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний), развитие коммуникативных навыков, терпимости и сплоченности в педагогическом коллективе. Цели программы: 1. Гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе. 2. Профилактика профессионального выгорания. Задачи: 1. Обучение способам саморегуляции и восстановления себя с помощью личност-ных ресурсов. 2. Обучение навыкам уверенного поведения. 3. Углубление процесса самопознания. 4. Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей. 5. Формирование адекватной самооценки. 6. Формирование позитивного восприятия окружающего мира. 7. Развитие эмпатии. 8. Совершенствование коммуникативных навыков. Программа «Место, где мне хорошо» имеет профилактическое и коррекционно - развивающее направления. Апробирована на базе СОШ №109 г. Уфы, МБДОУ «Детский сад №26 «Буратино»» г. Белебея, МДОУ «Детский сад №66 компенсирующего вида» г. Уфы в течение 3 лет. В качестве методической основы взяты программы И. Вежновец, М. Битяновой, Н. Ивановой, Е. Голубевой, И. Левошко, а также разработки и идеи Г. Звездиной, И. Зеленовой, Т. Зинкевич – Евстигнеевой, Н. Клюевой, Н. Кряжевой, Л. Мостовой, Н. Осуховой, В.Кожевниковой. Программа адресована специалистам помогающих профессий, работающим с детьми. Занятия по данной программе показаны воспитателям, педагогам, специалистам, помогающих профессий. Занятия противопоказаны лицам, имеющим выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тем, кто сам чувствуют свою непригодность к работе в группе. Оптимальное количество участников 10-12 человек. Принципы комплектования группы: - принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственном изменении. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений. - принцип информированности участников. С участниками проводится предвари-тельная беседа о том, что такое групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты. Программа включает в себя 6 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю или ежедневно (в течение шести дней). Продолжительность каждого занятия 50-60 минут. Необходимые материалы: альбомы, карандаши, фломастеры, ватман, зеркала по числу участников, мяч, пластиковые ведерки емкостью 0,5 л или 1 л; большой кусок полиэтилена; лист толстого картона (который используют для изготовления коробок под бытовую технику; можно взять использованную коробку); ведро с водой и кружка; полотенца; 2 кг муки, 1 кг соли, 100 г подсолнечного масла, 1 кг клея ПВА, коробка гуаши), музыка для релаксации, газеты, скотч, воздушные шарики, наборы листочков по числу участников (три цвета на каждого, зеленый, синий, розовый), бумажные полоски, доска или ватман, маркер, мешочек с грецкими орехами, аудиозаписи со звуками леса, моря, звездочки из самоклеющейся бумаги разной формы или цвета, веревка. Требования к помещению: просторная комната, ковер, столы и стулья по числу участников, желательно, чтобы она запиралась, во избежание посторонних помех. Предполагаемый результат. У педагогов, прошедших курс практических занятий, наблюдаются снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно – психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность. Также отмечаются позитивные изменения межличностных отношений внутри коллек-тива. В качестве входящей и исходящей диагностики эффективности занятий можно ис-пользовать экспресс – методику по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе, методику определения индекса групповой сплоченности Сишора, шкалу оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина [15], методику диагностики профессионального выгорания [13]. | |
Просмотров: 3709 | Загрузок: 542 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/6 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||