Программа групповых занятий для педагогов по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо». - Конкурс на лучшую коррекционную программу - Каталог файлов - Школьный психолог
Суббота, 10.12.2016, 19:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс на лучшую коррекционную программу

Программа групповых занятий для педагогов по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо».
[ Скачать с сервера (51.8Kb) ] 19.01.2012, 14:17
Кремлякова Анна Юрьевна, окончила с отличием Башкирский государственный университет, факультет психологии в 2003 году. Работаю в МАДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка», стаж работы по специальности 9,5 лет.
Представляю Вам свою работу «Программа групповых занятий для педагогов и специалистов, помогающих профессий, по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо»» для участия в конкурсе на лучшую коррекционную программу в номинации «Коррекционная программа укрепления психологического здоровья учителей». Программа получила положительную рецензию кандидата психологических наук С.Д. Мухаметрахимовой и может эффективно использоваться при работе с педагогами в образовательной практике. В приложении вы сможете найти подробные конспекты всех занятий (см. файл архив, который можно скачать с сервера).

Программа
групповых занятий для педагогов и специалистов, помогающих профессий,
по профилактике профессионального выгорания «Место, где мне хорошо».

Пояснительная записка
Актуальность. Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера, требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации, ведь их труд даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательная окрашенность психологического состояния педагогов снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитателями, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушает психическое здоровье, формируя синдром профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соот-ветствующей «разрядки» от них.
Можно выделить три основные стадии синдрома. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в обще-нии (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Опыт работы показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов помогающих профессий.
Программа «Место, где мне хорошо» направлена на оказание помощи педагогам в адаптации к напряженным факторам деятельности, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний), развитие коммуникативных навыков, терпимости и сплоченности в педагогическом коллективе.
Цели программы:
1. Гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.
2. Профилактика профессионального выгорания.
Задачи:
1. Обучение способам саморегуляции и восстановления себя с помощью личност-ных ресурсов.
2. Обучение навыкам уверенного поведения.
3. Углубление процесса самопознания.
4. Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей.
5. Формирование адекватной самооценки.
6. Формирование позитивного восприятия окружающего мира.
7. Развитие эмпатии.
8. Совершенствование коммуникативных навыков.
Программа «Место, где мне хорошо» имеет профилактическое и коррекционно - развивающее направления. Апробирована на базе СОШ №109 г. Уфы, МБДОУ «Детский сад №26 «Буратино»» г. Белебея, МДОУ «Детский сад №66 компенсирующего вида» г. Уфы в течение 3 лет.
В качестве методической основы взяты программы И. Вежновец, М. Битяновой, Н. Ивановой, Е. Голубевой, И. Левошко, а также разработки и идеи Г. Звездиной, И. Зеленовой, Т. Зинкевич – Евстигнеевой, Н. Клюевой, Н. Кряжевой, Л. Мостовой, Н. Осуховой, В.Кожевниковой.
Программа адресована специалистам помогающих профессий, работающим с детьми.
Занятия по данной программе показаны воспитателям, педагогам, специалистам, помогающих профессий. Занятия противопоказаны лицам, имеющим выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тем, кто сам чувствуют свою непригодность к работе в группе.
Оптимальное количество участников 10-12 человек.
Принципы комплектования группы:
- принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственном изменении. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений.
- принцип информированности участников. С участниками проводится предвари-тельная беседа о том, что такое групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.
Программа включает в себя 6 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю или ежедневно (в течение шести дней). Продолжительность каждого занятия 50-60 минут.
Необходимые материалы: альбомы, карандаши, фломастеры, ватман, зеркала по числу участников, мяч, пластиковые ведерки емкостью 0,5 л или 1 л; большой кусок полиэтилена; лист толстого картона (который используют для изготовления коробок под бытовую технику; можно взять использованную коробку); ведро с водой и кружка; полотенца; 2 кг муки, 1 кг соли, 100 г подсолнечного масла, 1 кг клея ПВА, коробка гуаши), музыка для релаксации, газеты, скотч, воздушные шарики, наборы листочков по числу участников (три цвета на каждого, зеленый, синий, розовый), бумажные полоски, доска или ватман, маркер, мешочек с грецкими орехами, аудиозаписи со звуками леса, моря, звездочки из самоклеющейся бумаги разной формы или цвета, веревка.
Требования к помещению: просторная комната, ковер, столы и стулья по числу участников, желательно, чтобы она запиралась, во избежание посторонних помех.
Предполагаемый результат. У педагогов, прошедших курс практических занятий, наблюдаются снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно – психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность. Также отмечаются позитивные изменения межличностных отношений внутри коллек-тива.
В качестве входящей и исходящей диагностики эффективности занятий можно ис-пользовать экспресс – методику по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе, методику определения индекса групповой сплоченности Сишора, шкалу оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина [15], методику диагностики профессионального выгорания [13].
Категория: Конкурс на лучшую коррекционную программу | Добавил: AnnaKU | Теги: педагоги, профилактика профессионального выго
Просмотров: 2461 | Загрузок: 502 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 3
2  
очень интересная программа. Только очень сложно педагогов собирать в учебное время, даже 1 раз в неделю. Мне кажется, очень удобно организовать такие занятия на каникулах.

3  
Я работаю психологом в детском саду. И занятия мы проводили в тихий час. Для нашего коллектива так было удобнее.

1  
Очень интересная программа. Обязательно попробую провести в своем Центре. Иногда прямо чувствуется, что это необходимо, но не хватает вот таких грамотных и толковых разъяснений!
Спасибо автору за интересные идеи и за желание работать с педагогами!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]