МИНИ – ТРЕНИНГ для педагогов «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ» - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:15
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

МИНИ – ТРЕНИНГ для педагогов «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ»
05.12.2011, 16:07
МИНИ – ТРЕНИНГ для педагогов «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ»
Пояснительная записка
Метафора ( с греч. – перенос) – троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего целый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным класса объектов или единичного объекта.
Какое же отношение имеет метафора к психологическому тренингу?
Аристотель говорил, что искусство метафоры – это искусство находить сходство между разными, порой очень непохожими вещами. Возможность же метафоры служить приемом психотерапии была по-настоящему осознана относительно недавно. Последняя четверть ХХ века оказалась особенно богата на исследования, посвященные психологическим аспектам метафорических высказываний. Это и работы З.Фрейда, концепции К.-Г. Юнга и Э. Берна, работы Н. Оуэна. Сейчас можно без преувеличения сказать: ни одно психотерапевтическое направление не обходится без использования метафор.
Владение метафорой, включающее умение видеть и создавать ее, дарует человеку возможность по новому воспринимать многие аспекты жизни.
Если рассматривать в качестве важнейшей цели психологической работы в тренинге изменение человека, приводящее к расширению его возможностей в мире, то очевидна необходимость по крайней мере трех вещей, которые и являются целью данного тренинга – расширение знаний о мире, обогащение отношений с миром, пополнение поведенческого репертуара человека.
Задачи:
- развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;
- выработка позитивного самоотношения;
- тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
Методы и приемы: мини-лекции, беседа, монолог, игровые, арт-терапевтические, сказкотерапевтические приемы, медитативные техники, наблюдение, анализ, импровизация.
Условия проведения: Просторное, проветренное и хорошо освещенное помещение.
Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования, краски или карандаши.
Программа мини-тренинга рассчитана на 2,5 - 3 часа.
Рекомендации ведущему: тренинг посвящен осознанию учителями личностных особенностей для профессионального педагогического самосознания. От ведущего требуется владение техникой проведения медитаций – визуализаций и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Упражнения проводятся на фоне релаксационной музыки.
Тренинг имеет попутные эффекты: личностный рост; корректировка в восприятии себя и другого человека; развитие и повышение продуктивности и эффективности мышления, воображения, восприятия; обогащение языков общения; повышение самооценки.

Мини – тренинг «Метафорический»
Нет двух абсолютно похожих людей.
Нет двух людей, которые одно и то же
предложение поймут одинаково. Поэтому
не пытайтесь подгонять людей под ваше
представление о том, каким им следует быть…
пытайтесь нащупать представление людей о самих себе.
Милтон Эриксон


1. Приветствие. Знакомство (участники сидят в кругу).
2. Мини – лекция.

Мы – педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми. Мы
Умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами – учителями и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них, и для нас. Что же помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что у нас порой возникают трудности и проблемы с учениками и коллегами?
Может быть, в том, что основой и важнейшим источников наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире, сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и ограничения.
Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, короли и волшебники, ученые мудрецы и легкомысленные паяцы…
А может быть, ваш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар? А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?
3. Упражнение «Королевство внутреннего мира»
Включается спокойная музыка.
Ведущий: Садитесь поудобнее, при желании можно закрыть глаза. В каждом из нас есть особый мир – уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как Волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И конечно, на территории каждого из наших Королевств Внутреннего Мира есть города и поселки, в которых живут удивительные создания - не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства Внутреннего Мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть и Властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве Внутреннего Мира – радостные и грустные, порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства.
Каждый из нас – задумывается он об этом или нет – хочет, чтобы его Королевство Внутреннего Мира процветало и развивалось, чтобы поменьше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить. Что во многом это зависит от нас самих…
Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед всеми ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир…

Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее.
Ведущий: А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения упражнения. Время на рисование – примерно 15 минут.
На время рисования снова включается музыка. По окончании упражнения все возвращаются в круг со своими рисунками. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся чем-то похожими на их собственные или просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своем выборе и коротко его поясняют. Можно задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения – медитации-визуализации и рисования. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.
Итак, какие же выводы из этого упражнения?
…И многое увидится иначе…
И что-то захочется изменить…
И что-то изменилось уже в процессе…
4. Упражнение «Одно из… трех»
Ведущий: Условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, которые метафорически попытаются определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из вариантов вам ближе всего, и, в соответствии со своим выбором, займите, пожалуйста, место на игровой площадке. На полу условно рисуются три круга, куда будут вставать участники. Когда выбор сделан, игроки прокомментируют свое решение.
Итак, кто вы:
- Марш Мендельсона, «Мурка», Венский вальс?
- Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?
- Кто вы: первое свидание, помолвка, золотая свадьба?
- Спальня, кухня, рабочий кабинет?
- Палатка, крепость, вилла?
- Обвиняемый, адвокат, прокурор?
- Табличка с надписью «Посторонним вход воспрещен!», «Скоро вернусь…» или «Добро пожаловать!»?
- Табличка с надписью «С радостью!», «Надо подумать…», «Через мой труп!»?
- Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
(Напоминаем, что речь идет об образе, а не о реальном положении дел).
Завершение игры, обсуждение:
- Что понравилось, а что нет?
- Ответ на какой вопрос был наиболее проблематичным?
- На какой вопрос было легче всего ответить и почему?
- Удивил ли вас выбор кого-то из ваших коллег: чем удивил, озадачил, обрадовал, огорчил?
- Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?
- Хотите ли вы предложить какие-нибудь свои тройки образов?
5. Упражнение «Выбор роли»
Ведущий: Я предлагаю каждому из вас представить себя кинорежиссером, которому предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить по внешним признакам человека и особенностям поведения, какая роль в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений, а может, вы снимаете фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на стуле презентации, его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и т.п. Итак, первый претендент на роль в вашем фильме… (выходит один из участников тренинга и садится на стул презентации). Поаплодируем ему за смелость. Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?
Участнику, сидящему на стуле презентации, ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не обязательно высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата. Упражнение следует проводить в довольно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на стуле презентации. Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих жизненных ролях.
Каждому актеру на стуле презентации ведущий задает следующие вопросы:
• Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?
• Какие роли, «увиденные» в вашем исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
• Какая из предложенных кинорежиссерами ролей пришлась вам по душе? Почему?
6. Упражнение «Рекламный плакат»
Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды.
- Вы полагаете, наверное, что сейчас вам предстоит подготовить постановку фильма? Но на этот раз перед вами другая задача: нужно создать живой рекламный плакат будущего фильма. Это значит, что через 15 минут каждая команда представит на нашей импровизированной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того, чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо будет договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями.
Упражнение завершается демонстрацией скульптурных коллажей, сопровождаемой необходимыми комментариями членов команды.
7. Упражнение «Общая сказка: заполни середину»
И заключительное упражнение нашего тренинга состоит в следующем. Сейчас мы попробуем сочинить общую сказку, у которой есть начало и известен конец. Наша задача: воссоздать основную часть сказки. Мы можем ее закончить за один круг, если же вы чувствуете, что это еще не конец истории, то продолжаем сказку еще один или несколько кругов. Причем любой из участников, когда почувствует необходимость, может сказать заключительное предложение сказки. Итак, сказка продолжается по кругу вправо от меня.
История сказки: «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» и «…И с тех пор в городе Астане не было ни одного несчастного жителя».
8. Сказка на память. «Сундук, который помог царю».
Это было давным-давно. В одном государстве жил царь. У него был
Огромный замок, где, кроме него, жила его семья и прислуга. В этом замке было множество залов, комнат, длинных коридоров, лестниц, колонн, и легко было заблудиться. Была там одна комната, куда никому не разрешалось входить, кроме самого царя. Никто не знал, что в ней хранится, и что царь делает в этой комнате.
А там хранились сундуки с сокровищами, их было пять: в одном было золото, в другом – серебро, в третьем – драгоценные камни, в четвертом – волшебные вещи (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и другие), а в пятом сундуке… Даже сам царь не знал, что там лежит, потому что он не мог его открыть.
Каждый раз, когда царь приходил в эту комнату, он открывал сундуки и начинал перебирать свои сокровища, любоваться ими. Царь был жадным, он ни на что не тратил свое золото. Каждый раз, когда царь доходил до последнего, пятого сундука, он останавливался перед ним, представляя, что может там находиться, пытался открыть его, но сундук не поддавался. Тогда царя брала злость, он начинал кричать, топать ногами, в ярости пинать сундук. Но все зря. Сундук будто бы становился все крепче.
Однажды, когда на дворе была хорошая погода, солнце заглянуло в окна замка. Один лучик проник в комнату, где стояли сундуки с сокровищами. Он начал медленно передвигаться по комнате, заглядывая в каждый сундук. Лучик был очарован красотой и роскошью драгоценностей, которые он увидел. И вот он дошел до пятого сундука. Интересно, что там лежит?
Лучик был добрым, ласковым и очень любознательным, он любил раскрывать секреты и узнавать неизвестное. Он быстро забыл о золоте и драгоценностях -–все его внимание было приковано теперь к загадочному последнему сундуку, который был стареньким и невзрачным.
Лучик начал ласкать этот сундук своим теплом и светом. Он говорил:
«Милый сундучок, меня зовут Лучик, и мне так хочется узнать, что у тебя внутри. Пожалуйста, откройся, покажи, что ты прячешь». Сундучок давно не слышал таких добрых слов. Он не мог отказать Лучику и открылся, скрипя старой крышкой.
Лучик заглянул в сундук: сверху был толстый слой пыли. Он смахнул ее своими теплыми ручками… и перед ним оказались старинные мягкие игрушки. Лучик обрадовался и начал играть с ними. Да и старый сундук развеселился и довольно поскрипывал.
Вдруг двери отворились, и в комнату вошел царь полюбоваться своими сокровищами. Когда он увидел, что последний сундук открыт, он ринулся к нему. Его глаза жадно заблестели: он надеялся увидеть в этом сундуке золото и алмазы. И вдруг лицо его изменилось, глаза наполнились слезами. Он бережно доставал из сундука одну за другой свои старые игрушки, игрушки своего детства. Царь улыбался сквозь слезы, его глаза становились добрыми и чистыми, как у ребенка.
Да, это были те самые игрушки, с которыми царь играл в детстве. Тогда он понял, что этот сундук – самое дорогое, что у него есть, а детство – главная драгоценность его жизни. Царь сказал: «Милый, старый сундук, почему же ты не открывался раньше? Если бы я знал, что здесь лежит! Я бы давно понял, что деньги, золото делают меня злым и жадным. Ты вернул мне детство, и я опять стал таким, каким был тогда».
В тот же день царь раздал все свои богатства бедным и оставил в комнате только сундук с игрушками. С тех пор в эту комнату разрешалось входить любому. Особенно любили бывать здесь внуки царя, которым нравились старинные игрушки.
Иногда к сундучку в гости заглядывал Лучик, они стали друзьями. Сундучок был счастлив, потому что знал, что приносит всем хорошее настроение.
9. Завершение тренинга. Рефлексия.
Ну что ж, как говорил А.С.Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Хотелось бы спросить у вас: С чем вы уходите? Что нового и интересного вы для себя открыли? Что особенно понравилось? Какие возникли настроения, размышления? Довольны ли вы собой и проведенным вместе с нами временем? Верите ли вы, что сказка может излечивать душу?
Все участники по желанию высказываются, делают письменные отзывы.
Ведущий: И в заключение мне хочется сказать слова Л.М. Кроля: «Терапевтическая метафора – это не столько сравнение, сколько искра, возникающая от удара двух реальностей друг от друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания…» Всего доброго! До новых встреч!
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: Лора | Теги: в помощь школьному психологу, Конкурс «Я – психолог»
Просмотров: 1851 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.1/13
Всего комментариев: 1
1  
отличный тренинг

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]