Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наша библиотечка [26] |
Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
Статьи ученых [16] |
Конкурс «Я – психолог» [54] |
Интересные программы [8] |
Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
[0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
конкурс Я - психолог (10)
Суицид (6)
психология (4)
воспитание (3)
жизнь (3)
мастер-класс (3)
Пермякова Ольга (3)
подросток (3)
аутизм (2)
Владимир Леви (2)
конкурс (2)
Сертификат (2)
Тесленко А.Н. (2)
эссе (2)
larissa68 (1)
А.Бергсон (1)
Анна Бердникова (1)
аутоагрессия (1)
Бурлачук Л.Ф. (1)
вечерняя школа (1)
внимание (1)
встреча (1)
Дмитрий Устинов (1)
Елена Пушкина (1)
жасөспірім (1)
Игорь Вачков (1)
Караганда (1)
классификация (1)
классный час (1)
конференция (1)
кризис (1)
Лекция (1)
личностьв (1)
М. А Лапина (1)
мазасындану (1)
образование (1)
онтопсихологич (1)
педагоги (1)
педагогика (1)
помощь (1)
психолог (1)
психология тела (1)
птицы (1)
Рыжова Е.В. (1)
САМОПОЗНАНИЕ (1)
свидетельство (1)
Семинар (1)
Сказка учителя (1)
сказкотерапия (1)
таблица (1)
танграм (1)
толерантность (1)
тәрбие (1)
успешный ученик (1)
шекспир (1)
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог» |
Эссе "Зачем мне, учителю, знание психологии школьника"
03.12.2011, 18:56 | |
Наталья Николаевна Кабанова учитель начальных классов ГУ "СОШ №2" г. Семей Составляя характеристику своего третьего класса в этом году, я невольно написала фразу: взаимоотношения ребят в классе нельзя охарактеризовать одним словом. В целом они доброжелательно относятся друг к другу и приходят на выручку, но при этом могут равнодушно смотреть на ссоры одноклассников, высказаться негативно в чей-то адрес. Эта фраза меня всколыхнула и заставила задуматься. Почему так резко изменились взаимоотношения в моем классе? Ведь в конце второго года учебы класс был дружный, мнение каждого ученика было важно, не было обидных прозвищ и разделений на сильных и слабых в учебе, а тем более по физическим данным? Почему ребята не пользуются умениями и навыками взаимодействия в группе, которые они приобрели во время учебы? А самое главное, как помочь учащимся восстановить в коллективе положительные эмоционально-ценностные отношения друг с другом. Начало моим действиям положила психолого-педагогическая характеристика класса. Из неё стало наглядно видно, что за последние 2 года в класс пришло 8 новеньких учащихся, из них 2 мальчика и 2 девочки в этом учебном году. То есть состав класса изменился на 1/3. В классе 11 девочек и 16 мальчиков 6 национальностей и трех возрастов 8-ми, 9-ти и 10-ти лет. 16 из них с холерическим типом темперамента, 5 –сангвиники, 5 – меланхолики. Новенькие учащиеся не владели навыками и культурой работы в группе, но очень быстро освоились. Затруднения возникли лишь у двоих - Шамиля и Регины. Оба ребенка открыты, общительны и очень активны. Дети с легкостью шли по накатанным правилам, выполняли репродуктивную работу на уроке. При этом некоторое время они отказывались работать в группе, вскоре, сравнив результат своей индивидуальной работы и работы групп, они высказали мнение, что группой можно сделать быстрее и намного больше. Но проблемные вопросы по-прежнему вызывали у них затруднения. Во многом именно это дало толчок к изменению ситуации в классе. Шамиль и Регина стали чувствовать, что одних заученных знаний не достаточно, необходимо мыслить, и «двоечники» иногда делают это лучше. Регина отнеслась к этому спокойно, а Шамиль очень переживал. У него срабатывало желание утвердиться в коллективе любым путем. Последовали насмешки над чужими неудачами, нарочитое подчеркивание своего я: «Я – лучше, чем вы все». Большой поддержки Шамиль не нашел, но придуманные им прозвища закрепились. Усугубляло ситуацию то, что его намеки часто касались внешнего вида учеников, живущих в малообеспеченных или неблагополучных семьях. Они вспыхивали словно спички, ведь их задевали за живое. Так за сентябрь месяц класс сильно изменился. Первым моим желанием было строго пресечь выпады Шамиля в адрес других учащихся. Так я и поступила. Он перестал обижать учащихся, но только в моём присутствии. Конфликты теперь вышли из стен школы и продолжались по дороге домой. После беседы с бабушкой – опекуншей, Шамиль пришел с фразой «Я не такой как они. Вы все меня недооцениваете. Ни вы, ни бабушка, ни ребята.» В его голосе была дрожь, а в глазах - слезы. И что-то во мне перевернул взгляд этого ребенка. Я вдруг ясно осознала, ведь у него, наверное, даже больше, чем у меня взрослого человека развито чувство восприимчивости ко всему многообразию различий между людьми. И во мне он видит человека, не стремящегося искоренить эти различия в знаниях, особенностях мышления и стереотипах мышления и поведения, а наоборот, рассматривающего их как источник развития, энергии, творчества. Эти идеи толерантности, как способности понять и принять внутреннюю логику другого человека как равновозможную стали для меня спасательной шлюпкой в «кипящем море» детских взаимоотношений. Я перечитала огромное количество психологических статей по формированию детских взаимоотношений внутри коллектива. Среди них работы Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе», Немова Р.С. и Кирпичника А.Г. «Путь к коллективу». Пришло мне на помощь и периодическое издание «Школьный психолог». Была составлена диагностическая социометрическая карта. Она и положила начало моим действиям. И мы начали долгое плавание. Первым нашим шагом было мероприятие «На что похож наш класс?». Учащиеся нарисовали свои ассоциации на листке. Это были космические ракеты и корабли, поляны цветов и даже радуга. Ребята придумали название своей работе и определили свое место (свою роль) в рисунке. Анализируя рисунки, я поняла, что 60% учеников класса стремятся стать лидерами (дети изображали себя капитанами корабля, а одноклассники –матросы, девочка - принцесса, а остальные фрейлины и пажи), 40% - не хотят быть как все, хотят выделиться из общей массы, но не стремятся к лидерству (класс - поляна, а ученица – бабочка на дереве, класс – дерево, ученики – листочки, а девочка – роза недалеко от деревца). Я поняла, что ученики должны осознать, что они одновременно разные с ярко выраженной индивидуальностью могут стать частью одного целого. Именно этой идее был посвящен классный час «Собирательный автопортрет». В качестве побуждения ученики дописали фразы: Мой любимый цвет________________________ Мой любимый вид одежды______________ Любимое занятие (хобби) _______________ Мои лучшие качества: Я ______________ Я _______________ Я __________________ Заполнив анкету, дети сравнили свои записи и подчеркнули схожие черты. На этапе реализации группа создавала один общий автопортрет, в котором должны быть отражены все участники группы. При защите работ ученики говорили, что взято в портрете от каждого из них. Учащиеся 2 групп не отразили в портрете всех членов группы. На вопрос, почему группа не изобразила их, дети покраснели от смущения и о чем-то глубоко задумались. Не знаю, что происходило в их головках, но после молчания 3 ученика из группы сказали «Давайте мы нарисуем новый портрет и там будем все мы, все, мы никого не забудем!». Это и была их рефлексия. Так мои третьеклассники впервые задумались о толерантности. Следующим шагом была работа с текстом Н. Абрамцевой «Поговорили». Главные герои зонт и кошка, воспринимали мир по-разному. Зонт всегда видел серое небо и много солнц-фонарей, а кот – яркое голубое небо и одно жёлтое солнце. Работа шла легко, дети предложили выход, погулять с зонтом в солнечную погоду, а коту не спать в пасмурный день. Было приятно осознавать, что дети сами пришли к выводу, какие качества нужны, чтобы понимать друг друга. Главной нашей победой можно считать, что после прочтения и работы со стихотворением Андрея Усачева «Гном и звезда» Шамиль сказал «А я не потерял свою звезду, и вы её тоже не теряйте». Этим стихотворением мы стали заканчивать классные часы о толерантности. Сейчас жизнь нашего коллектива постепенно налаживается. Растут не только дети, растёт осознание того, что мы – коллектив и, значит, у нас всё обязательно получится. И помогло мне в этом знание психологии детских взаимоотношений. ГНОМ И ЗВЕЗДА У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик, До пола росла у него борода, А в той бороде проживала ЗВЕЗДА. Не знал ни забот, ни тревог этот гном, Звезда освещала собою весь дом И печку топила, и кашу варила, И сказки ему перед сном говорила… И гном с восхищеньем чесал в бороде, Что было, конечно, приятно ЗВЕЗДЕ, Кормилась она только крошками хлеба, А ночью гулять улетела на небо. Так шли потихоньку года и века… Но кончилась в доме однажды мука. И гном, распростившись с насиженной печкой, С рассветом отправился в город за речкой. А в городе том не носили бород. - Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ. - Вот чучело! – каждый ему говорил. И гном испугался. И бороду сбрил. И на пол упала его борода, И тут же его закатилась ЗВЕЗДА. У речки теперь есть обычнейший дом, Живёт в этом доме обычнейший гном, Опять отросла у него борода, Но больше к нему не вернулась ЗВЕЗДА. Андрей Усачев | |
Просмотров: 1333 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3 |