Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
| Наша библиотечка [26] |
| Разработки и статьи учителей с приложениями [21] |
| Статьи ученых [16] |
| Конкурс «Я – психолог» [54] |
| Интересные программы [8] |
| Конкурс на лучшую коррекционную программу [8] |
|
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе» [0]
Конкурс на тему «Межнациональная толерантность в современной казахстанской школе»
|
Наш опрос
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Друзья сайта
Translate this pag
Казахский язык
| Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог» |
Эссе "Зачем мне, учителю, знание психологии школьника"
| 03.12.2011, 18:56 | |
| Наталья Николаевна Кабанова учитель начальных классов ГУ "СОШ №2" г. Семей Составляя характеристику своего третьего класса в этом году, я невольно написала фразу: взаимоотношения ребят в классе нельзя охарактеризовать одним словом. В целом они доброжелательно относятся друг к другу и приходят на выручку, но при этом могут равнодушно смотреть на ссоры одноклассников, высказаться негативно в чей-то адрес. Эта фраза меня всколыхнула и заставила задуматься. Почему так резко изменились взаимоотношения в моем классе? Ведь в конце второго года учебы класс был дружный, мнение каждого ученика было важно, не было обидных прозвищ и разделений на сильных и слабых в учебе, а тем более по физическим данным? Почему ребята не пользуются умениями и навыками взаимодействия в группе, которые они приобрели во время учебы? А самое главное, как помочь учащимся восстановить в коллективе положительные эмоционально-ценностные отношения друг с другом. Начало моим действиям положила психолого-педагогическая характеристика класса. Из неё стало наглядно видно, что за последние 2 года в класс пришло 8 новеньких учащихся, из них 2 мальчика и 2 девочки в этом учебном году. То есть состав класса изменился на 1/3. В классе 11 девочек и 16 мальчиков 6 национальностей и трех возрастов 8-ми, 9-ти и 10-ти лет. 16 из них с холерическим типом темперамента, 5 –сангвиники, 5 – меланхолики. Новенькие учащиеся не владели навыками и культурой работы в группе, но очень быстро освоились. Затруднения возникли лишь у двоих - Шамиля и Регины. Оба ребенка открыты, общительны и очень активны. Дети с легкостью шли по накатанным правилам, выполняли репродуктивную работу на уроке. При этом некоторое время они отказывались работать в группе, вскоре, сравнив результат своей индивидуальной работы и работы групп, они высказали мнение, что группой можно сделать быстрее и намного больше. Но проблемные вопросы по-прежнему вызывали у них затруднения. Во многом именно это дало толчок к изменению ситуации в классе. Шамиль и Регина стали чувствовать, что одних заученных знаний не достаточно, необходимо мыслить, и «двоечники» иногда делают это лучше. Регина отнеслась к этому спокойно, а Шамиль очень переживал. У него срабатывало желание утвердиться в коллективе любым путем. Последовали насмешки над чужими неудачами, нарочитое подчеркивание своего я: «Я – лучше, чем вы все». Большой поддержки Шамиль не нашел, но придуманные им прозвища закрепились. Усугубляло ситуацию то, что его намеки часто касались внешнего вида учеников, живущих в малообеспеченных или неблагополучных семьях. Они вспыхивали словно спички, ведь их задевали за живое. Так за сентябрь месяц класс сильно изменился. Первым моим желанием было строго пресечь выпады Шамиля в адрес других учащихся. Так я и поступила. Он перестал обижать учащихся, но только в моём присутствии. Конфликты теперь вышли из стен школы и продолжались по дороге домой. После беседы с бабушкой – опекуншей, Шамиль пришел с фразой «Я не такой как они. Вы все меня недооцениваете. Ни вы, ни бабушка, ни ребята.» В его голосе была дрожь, а в глазах - слезы. И что-то во мне перевернул взгляд этого ребенка. Я вдруг ясно осознала, ведь у него, наверное, даже больше, чем у меня взрослого человека развито чувство восприимчивости ко всему многообразию различий между людьми. И во мне он видит человека, не стремящегося искоренить эти различия в знаниях, особенностях мышления и стереотипах мышления и поведения, а наоборот, рассматривающего их как источник развития, энергии, творчества. Эти идеи толерантности, как способности понять и принять внутреннюю логику другого человека как равновозможную стали для меня спасательной шлюпкой в «кипящем море» детских взаимоотношений. Я перечитала огромное количество психологических статей по формированию детских взаимоотношений внутри коллектива. Среди них работы Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе», Немова Р.С. и Кирпичника А.Г. «Путь к коллективу». Пришло мне на помощь и периодическое издание «Школьный психолог». Была составлена диагностическая социометрическая карта. Она и положила начало моим действиям. И мы начали долгое плавание. Первым нашим шагом было мероприятие «На что похож наш класс?». Учащиеся нарисовали свои ассоциации на листке. Это были космические ракеты и корабли, поляны цветов и даже радуга. Ребята придумали название своей работе и определили свое место (свою роль) в рисунке. Анализируя рисунки, я поняла, что 60% учеников класса стремятся стать лидерами (дети изображали себя капитанами корабля, а одноклассники –матросы, девочка - принцесса, а остальные фрейлины и пажи), 40% - не хотят быть как все, хотят выделиться из общей массы, но не стремятся к лидерству (класс - поляна, а ученица – бабочка на дереве, класс – дерево, ученики – листочки, а девочка – роза недалеко от деревца). Я поняла, что ученики должны осознать, что они одновременно разные с ярко выраженной индивидуальностью могут стать частью одного целого. Именно этой идее был посвящен классный час «Собирательный автопортрет». В качестве побуждения ученики дописали фразы: Мой любимый цвет________________________ Мой любимый вид одежды______________ Любимое занятие (хобби) _______________ Мои лучшие качества: Я ______________ Я _______________ Я __________________ Заполнив анкету, дети сравнили свои записи и подчеркнули схожие черты. На этапе реализации группа создавала один общий автопортрет, в котором должны быть отражены все участники группы. При защите работ ученики говорили, что взято в портрете от каждого из них. Учащиеся 2 групп не отразили в портрете всех членов группы. На вопрос, почему группа не изобразила их, дети покраснели от смущения и о чем-то глубоко задумались. Не знаю, что происходило в их головках, но после молчания 3 ученика из группы сказали «Давайте мы нарисуем новый портрет и там будем все мы, все, мы никого не забудем!». Это и была их рефлексия. Так мои третьеклассники впервые задумались о толерантности. Следующим шагом была работа с текстом Н. Абрамцевой «Поговорили». Главные герои зонт и кошка, воспринимали мир по-разному. Зонт всегда видел серое небо и много солнц-фонарей, а кот – яркое голубое небо и одно жёлтое солнце. Работа шла легко, дети предложили выход, погулять с зонтом в солнечную погоду, а коту не спать в пасмурный день. Было приятно осознавать, что дети сами пришли к выводу, какие качества нужны, чтобы понимать друг друга. Главной нашей победой можно считать, что после прочтения и работы со стихотворением Андрея Усачева «Гном и звезда» Шамиль сказал «А я не потерял свою звезду, и вы её тоже не теряйте». Этим стихотворением мы стали заканчивать классные часы о толерантности. Сейчас жизнь нашего коллектива постепенно налаживается. Растут не только дети, растёт осознание того, что мы – коллектив и, значит, у нас всё обязательно получится. И помогло мне в этом знание психологии детских взаимоотношений. ГНОМ И ЗВЕЗДА У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик, До пола росла у него борода, А в той бороде проживала ЗВЕЗДА. Не знал ни забот, ни тревог этот гном, Звезда освещала собою весь дом И печку топила, и кашу варила, И сказки ему перед сном говорила… И гном с восхищеньем чесал в бороде, Что было, конечно, приятно ЗВЕЗДЕ, Кормилась она только крошками хлеба, А ночью гулять улетела на небо. Так шли потихоньку года и века… Но кончилась в доме однажды мука. И гном, распростившись с насиженной печкой, С рассветом отправился в город за речкой. А в городе том не носили бород. - Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ. - Вот чучело! – каждый ему говорил. И гном испугался. И бороду сбрил. И на пол упала его борода, И тут же его закатилась ЗВЕЗДА. У речки теперь есть обычнейший дом, Живёт в этом доме обычнейший гном, Опять отросла у него борода, Но больше к нему не вернулась ЗВЕЗДА. Андрей Усачев | |
| Просмотров: 1386 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3 | |
