Эссе "Зачем мне, учителю, знание психологии школьника" - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:15
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Эссе "Зачем мне, учителю, знание психологии школьника"
03.12.2011, 18:56
Наталья Николаевна Кабанова
учитель начальных классов
ГУ "СОШ №2" г. Семей

Составляя характеристику своего третьего класса в этом году, я невольно написала фразу: взаимоотношения ребят в классе нельзя охарактеризовать одним словом. В целом они доброжелательно относятся друг к другу и приходят на выручку, но при этом могут равнодушно смотреть на ссоры одноклассников, высказаться негативно в чей-то адрес.

Эта фраза меня всколыхнула и заставила задуматься. Почему так резко изменились взаимоотношения в моем классе? Ведь в конце второго года учебы класс был дружный, мнение каждого ученика было важно, не было обидных прозвищ и разделений на сильных и слабых в учебе, а тем более по физическим данным? Почему ребята не пользуются умениями и навыками взаимодействия в группе, которые они приобрели во время учебы? А самое главное, как помочь учащимся восстановить в коллективе положительные эмоционально-ценностные отношения друг с другом.

Начало моим действиям положила психолого-педагогическая характеристика класса. Из неё стало наглядно видно, что за последние 2 года в класс пришло 8 новеньких учащихся, из них 2 мальчика и 2 девочки в этом учебном году. То есть состав класса изменился на 1/3. В классе 11 девочек и 16 мальчиков 6 национальностей и трех возрастов 8-ми, 9-ти и 10-ти лет. 16 из них с холерическим типом темперамента, 5 –сангвиники, 5 – меланхолики.

Новенькие учащиеся не владели навыками и культурой работы в группе, но очень быстро освоились. Затруднения возникли лишь у двоих - Шамиля и Регины. Оба ребенка открыты, общительны и очень активны.
Дети с легкостью шли по накатанным правилам, выполняли репродуктивную работу на уроке. При этом некоторое время они отказывались работать в группе, вскоре, сравнив результат своей индивидуальной работы и работы групп, они высказали мнение, что группой можно сделать быстрее и намного больше. Но проблемные вопросы по-прежнему вызывали у них затруднения. Во многом именно это дало толчок к изменению ситуации в классе. Шамиль и Регина стали чувствовать, что одних заученных знаний не достаточно, необходимо мыслить, и «двоечники» иногда делают это лучше. Регина отнеслась к этому спокойно, а Шамиль очень переживал. У него срабатывало желание утвердиться в коллективе любым путем. Последовали насмешки над чужими неудачами, нарочитое подчеркивание своего я: «Я – лучше, чем вы все». Большой поддержки Шамиль не нашел, но придуманные им прозвища закрепились. Усугубляло ситуацию то, что его намеки часто касались внешнего вида учеников, живущих в малообеспеченных или неблагополучных семьях. Они вспыхивали словно спички, ведь их задевали за живое. Так за сентябрь месяц класс сильно изменился.
Первым моим желанием было строго пресечь выпады Шамиля в адрес других учащихся. Так я и поступила. Он перестал обижать учащихся, но только в моём присутствии. Конфликты теперь вышли из стен школы и продолжались по дороге домой. После беседы с бабушкой – опекуншей, Шамиль пришел с фразой «Я не такой как они. Вы все меня недооцениваете. Ни вы, ни бабушка, ни ребята.» В его голосе была дрожь, а в глазах - слезы.

И что-то во мне перевернул взгляд этого ребенка. Я вдруг ясно осознала, ведь у него, наверное, даже больше, чем у меня взрослого человека развито чувство восприимчивости ко всему многообразию различий между людьми. И во мне он видит человека, не стремящегося искоренить эти различия в знаниях, особенностях мышления и стереотипах мышления и поведения, а наоборот, рассматривающего их как источник развития, энергии, творчества.

Эти идеи толерантности, как способности понять и принять внутреннюю логику другого человека как равновозможную стали для меня спасательной шлюпкой в «кипящем море» детских взаимоотношений. Я перечитала огромное количество психологических статей по формированию детских взаимоотношений внутри коллектива. Среди них работы Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе», Немова Р.С. и Кирпичника А.Г. «Путь к коллективу». Пришло мне на помощь и периодическое издание «Школьный психолог». Была составлена диагностическая социометрическая карта. Она и положила начало моим действиям. И мы начали долгое плавание.

Первым нашим шагом было мероприятие «На что похож наш класс?». Учащиеся нарисовали свои ассоциации на листке. Это были космические ракеты и корабли, поляны цветов и даже радуга. Ребята придумали название своей работе и определили свое место (свою роль) в рисунке. Анализируя рисунки, я поняла, что 60% учеников класса стремятся стать лидерами (дети изображали себя капитанами корабля, а одноклассники –матросы, девочка - принцесса, а остальные фрейлины и пажи), 40% - не хотят быть как все, хотят выделиться из общей массы, но не стремятся к лидерству (класс - поляна, а ученица – бабочка на дереве, класс – дерево, ученики – листочки, а девочка – роза недалеко от деревца).
Я поняла, что ученики должны осознать, что они одновременно разные с ярко выраженной индивидуальностью могут стать частью одного целого. Именно этой идее был посвящен классный час «Собирательный автопортрет».
В качестве побуждения ученики дописали фразы:
Мой любимый цвет________________________
Мой любимый вид одежды______________
Любимое занятие (хобби) _______________
Мои лучшие качества:
Я ______________ Я _______________ Я __________________
Заполнив анкету, дети сравнили свои записи и подчеркнули схожие черты. На этапе реализации группа создавала один общий автопортрет, в котором должны быть отражены все участники группы. При защите работ ученики говорили, что взято в портрете от каждого из них. Учащиеся 2 групп не отразили в портрете всех членов группы. На вопрос, почему группа не изобразила их, дети покраснели от смущения и о чем-то глубоко задумались. Не знаю, что происходило в их головках, но после молчания 3 ученика из группы сказали «Давайте мы нарисуем новый портрет и там будем все мы, все, мы никого не забудем!». Это и была их рефлексия. Так мои третьеклассники впервые задумались о толерантности.

Следующим шагом была работа с текстом Н. Абрамцевой «Поговорили». Главные герои зонт и кошка, воспринимали мир по-разному. Зонт всегда видел серое небо и много солнц-фонарей, а кот – яркое голубое небо и одно жёлтое солнце. Работа шла легко, дети предложили выход, погулять с зонтом в солнечную погоду, а коту не спать в пасмурный день. Было приятно осознавать, что дети сами пришли к выводу, какие качества нужны, чтобы понимать друг друга.

Главной нашей победой можно считать, что после прочтения и работы со стихотворением Андрея Усачева «Гном и звезда» Шамиль сказал «А я не потерял свою звезду, и вы её тоже не теряйте». Этим стихотворением мы стали заканчивать классные часы о толерантности.

Сейчас жизнь нашего коллектива постепенно налаживается. Растут не только дети, растёт осознание того, что мы – коллектив и, значит, у нас всё обязательно получится. И помогло мне в этом знание психологии детских взаимоотношений.

ГНОМ И ЗВЕЗДА
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала ЗВЕЗДА.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном,
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно ЗВЕЗДЕ,
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетела на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась ЗВЕЗДА.

У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший гном,
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась ЗВЕЗДА.

Андрей Усачев
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: КНН | Теги: эссе
Просмотров: 853 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 2
2  
Я согласна с предыдущим комментарием. Взаимоотношения в коллективе, умение понять и принять личность другого человека с его слабостями, способностями и задатками наверное, один из самых сложных аспектов в детской психологии. Вам удалось найти нужные точки соприкосновения с детским коллективом.

1  
Наталья Николаевна, как мне захотелось в детство вернуться, и чтобы именно вы, были моим классным руководителем. У нас тоже класс был не простой. и педагог с .. -летним стажем, но к сожалению я до сих пор помню, как она позорила нашего гиперактивного ученика (а он прекрасно рисовал, хотя очень слабо учился, не было у него времени)"Я пришла к ним домой, (он пропускал уроки, многодетная семья)а они стали кровати прибирать, на меня, на педагога, трясти одеялами! Как вы посмели так долго спать! Вот ребята посмотрите, как ведут себя негодяи!" А я помню, как он стоял с опущенной головой и плакал. И каждый должен был встать и "что-то воспитательное" ему сказать, а я промолчала(за что попала в немилость - меня стали оставлять с двоечниками на дополнительные занятия, хотя я хорошо училась). "Я из вас сделаю людей, сказала она нам, держа в руках указку, - вы у меня будете по струнке ходить!" Вот такая была психология.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]