Пятница, 29.03.2024, 13:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Тренинг «Семья и школа: взаимодействие в образовательном пространстве»
02.12.2011, 20:31
Кавелина Лариса Викторовна

ТРЕНИНГ для педагогов и родителей «СЕМЬЯ И ШКОЛА:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
ГУ «Комплекс «Детский сад-школа-гимназия № 46» г.Астана
эл.адрес: lora_kav@mail.ru

Данный мини-тренинг рассчитан на 45-50 минут для проведения с родителями учащихся во взаимодействии с педагогическим коллективом школы.
В процессе проведения тематического социально-психологического тренинга предполагается обучение оптимальному взаимодействию участников педагогического процесса: педагогов и родителей в различных ситуациях межличностного общения, направленного на воспитание подростков. Особое значение придаётся непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Во время мини-тренинга поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с другими людьми. Особая роль при проведении отводится сотрудничеству.
Цель - повысить значимость взаимодействия семьи и школы в образовании и воспитании подрастающего поколения.
В процессе проведения тренинга осуществляются следующие задачи:
1. Эмоциональное раскрепощение участников, самоактуализация личности педагога и родителя.
2. Формирование и поддержание потребности в общении, взаимодействии и укрепление чувства общности между педагогами и родителями в деле воспитания подрастающего поколения.
3. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного взаимодействия педагогов и родителей.
4. Более активное включение родителей в школьную жизнь.
Структура проведения тренинга:
1. Приветствие (цель, задачи)
2. Представление участников, ожидания от тренинга.
3. Тематическая часть.
6. Практическая часть.
7. Подведение итогов, завершение, рефлексия,
Способ проведения – интерактивный (форма - тренинг), в котором используются следующие приёмы:
1. Игры - разминки.
2. Сообщения.
3. Командообразующие игры.
4. Обучение на примерах.
5. Общее обсуждение.
6. Вопросы и ответы.
7. Рефлексия.
Ожидаемый результат мини-тренинга - при добровольном участии, в неформальной обстановке, атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников получает возможность по-новому оценить значимость сотрудничества, общности и взаимодействия семьи и школы при обучении и воспитании детей.

ХОД мини-тренинга:

1. Приветствие участников (цель, задачи, которые озвучивает психолог-ведущий)
Представление участников, ожидания от тренинга (родители называют своё имя, имя и класс, в котором учится их ребёнок, свои ожидания результата тренинга)
[u]Психологический и методический комментарий, результат
Создание благоприятного эмоционального настроя и активизация внутренних ресурсов каждого.
2. [b]Сообщение психолога «Общение и взаимодействие»

Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони.
Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.
Восточная пословица

Психологи по этому же поводу говорят: смысл общения – в его результате…
Одним из условий любого общения, независимо от его содержания, является психологический контакт, способствующий балансу и гармонии человека с его окружением (Х. Алдер).
Родители и дети нашей школы желают педагогам достигать совершенства в своей работе, в педагогической самореализации. Повышение психологической культуры как педагогов, так и родителей— необходимое условие учебно-воспитательного процесса. Основная задача, которая стоит сейчас перед каждым педагогом, каждым родителем, заключается в следующем: формирование и развитие подростка как личности, обладающей теми качествами, которые необходимы ей в обществе. На современном этапе нам нужна личность духовно богатая, высоконравственная, внутренне свободная, ответственная и, конечно, психологически здоровая. И это является общей задачей для семьи и школы. Но и сами личности родителей и педагогов должны соответствовать этим характеристикам. Поскольку помним: самый мощный приём воспитания – личный пример.
В настоящее время в педагогической практике получили распространение некоторые психологические методы, один из которых, на мой взгляд, как нельзя лучше позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании, а главное, сформировать психологически здоровую личность. Это социально-психологический тренинг. Тренинговую формы работы сейчас используют довольно часто. Почему? Потому что удобно, потому что с удовольствием работает вся группа, потому что по- новому раскрываются люди, потому что тренинг – это во многом игра, а играть любят и дети и взрослые.
Для нас же сегодня тренинг - это получение участниками непосредственного опыта. От жизненного опыта он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается. Обучаясь методом «проб и ошибок», человек потратит месяцы на достижение того, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за гораздо более короткий срок.
Итак, тренинг - это увлекательная форма преобразования знаний в умения, это новая информация через практику, это стопроцентная возможность саморазвития, а также возможность немедленного применения полученного опыта. Система заданий нашего тренинга направлена на то, чтобы через взаимопонимание педагогов и родителей отношение к нашим детям, к тому, что происходит с ними, способствовало терпению и пониманию возрастных особенностей и проблем поведения. А также данный тренинг поможет нам выработать и развить способность видеть положительное в ситуациях и опираться на положительное в жизни. Сегодня у нас с вами есть возможность подойти к пониманию и расширению форм общения по теме «Семья и школа: взаимодействие в образовательном пространстве» через практические приёмы с помощью данного мини-тренинга.
[/b]Психологический и методический комментарий, результат
Снятие напряжения, настрой на конструктивное общение,
разъяснение процесса тренингового процесса,
активизация внутренних ресурсов участников.
Создание благоприятной психологической обстановки.
3. Упражнение «Цветонастроение»
А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно обозначить ваше настроение, состояние здесь и сейчас?
Ответы родителей и педагогов:
- Желтое... - Красное... - Белое... - Зеленое... – Оранжевое… и т.д.
После того, как участники высказались, ведущий, определив по цветам преобладающее настроение группы, разъясняет, какой цвет что означает:
Красный – радость, бодрость, активность;
Синий – погружённость в себя, интеллектуальное утомление;
Желтый – светлое, приятное;
Зелёный – спокойствие;
Белый – страх;
Фиолетовый – тревога, беспокойство;
Черный – упадок сил, агрессивность, негативность;
Оранжевый – радость.
Комментарии и отзывы, вопросы участников по упражнению.
Психологический и методический комментарий, результат
Снятие напряжения через нестандартные подходы к обозначению своего актуального настроения и состояния, умение видеть и называть чувства свои и других людей.
Эмоциональный «разогрев» участников.

4. Упражнение «Слушать и слышать»
Попробуем посчитать до 10 (в идеале счет происходит по количеству участников). Вроде бы как просто, правда?! Просто, да не очень, потому что здесь важно не только слушать, но и слышать, чувствовать другого человека.
Правила простые: по сигналу (хлопок в ладоши) кто-то говорит «Один», дальше кто-то произносит «два» и так далее. Но, если цифра прозвучала не от одного человека, а от нескольких, счет прекращается и по сигналу начинается сначала, пока все цифры не будут произнесены не более чем одним голосом. В игровой форме это упражнение учит слышать другого человека, а это очень важное умение в жизни. В данном случае в контексте заданной темы: семья и школа.
Психологический и методический комментарий, результат
Комментарии и отзывы, вопросы участников по упражнению.
Отрабатываются навыки эмпатии, произвольного поведения, самоконтроля и командного сплочения.
Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество.

5. Упражнение «Две ладони»
Соедините, пожалуйста, две ладони. Теперь надавите одной на другую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете? Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Именно этого хочется, когда слышишь слова «семья и школа».
Комментарии и отзывы, вопросы участников по упражнению.
Психологический и методический комментарий, результат
Активизация осознания участников тактики и стратегии взаимодействия, как следствие – получение разного результата. Эмоциональный и физический настрой на сотрудничество.

6. Упражнение «Ложки – вилки»
Готовятся два стола, на расстоянии 5 м друг от друга; на одном из них разложены предметы разной формы и размера. Это могут быть например: ключи, скрепки, ручки, конфеты, грецкие орехи, тетради, сотовые телефоны и т.д. Для участия в игре приглашаются участники (8-10 человек) из родителей и учителей, берут себе один инструмент: ложку или вилку.
Для максимально большего числа активных участников можно создать 2 группы по 8-10 человек (соответственно понадобятся ещё 2 стола, набор предметов и набор ложек-вилок по количеству участников).
Инструкция общая ко всем этапам: по сигналу ведущего, действуя одной рукой (вторая рука убирается за спину), задача каждого участника как можно больше перенести предметов с одного стола на другой стол. То, что упало, не поднимается.
1 этап: В течение одной минуты участники самостоятельно переносят предметы.
2 этап: Участники объединяются в пары «ложка – вилка» и в течение одной минуты выполняют задание совместными усилиями. Вторая рука у каждого по-прежнему за спиной во время выполнения задания.
3 этап: Участники в своих парах «Ложка – вилка» также в течение одной минуты должны как можно больше перенести предметов с одного стола на другой, но дается предварительное время 2 минуты для выработки общей стратегии и тактики.
4 этап: обсуждение упражнения, осознание полученного опыта, комментарии ведущего.
Комментарии и отзывы активных участников и наблюдателей за ходом упражнения, вопросы участников и ответы ведущего. На данном этапе возможна групповая дискуссия и обсуждение итогов упражнения.
Основной вывод – лучше и эффективнее в деле обучения и воспитания подрастающего поколения сотрудничать вместе семье и школе, используя для этого разные формы и методы, уже используемые участниками педагогического процесса и предложенные родителями на перспективу по итогам обсуждения упражнения.
Психологический и методический комментарий, результат
Кульминационный момент тренинга по осознанию и получению участниками непосредственного опыта общения и взаимодействия поодиночке, друг с другом и в команде, что способствует толерантности и пониманию других людей. Формирование и поддержание потребности в общении, взаимодействии и укрепление чувства общности между педагогами и родителями. Выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного взаимодействия педагогов и родителей.
Так как предметы символически обозначали детей, разных по характеру, темпераменту, поведению и другим характеристикам, то у педагогов и родителей по-новому возникает видение возрастных особенностей и проблем поведения детей и подхода к ним.

7. Сообщение психолога «Подходы к образованию и воспитанию»
Известны две основные концепции, два подхода к образованию и воспитанию. Первый подход исходит из того, что человечество накопило огромный опыт и стремится в обобщенном виде передавать его подрастающему поколению, чтобы оно не только усваивало, но и в дальнейшем обогатило этот опыт. Именно поэтому каждое поколение идет дальше, чем предыдущее, именно поэтому человечество постоянно прогрессирует. На педагогическом уровне это означает, что учитель является носителем всего человеческого опыта, он систематически формирует личность воспитанника – его знания, умения, отношение к жизни, ум, чувства, волю. К этому восходит и слово «образование» - педагог создает образ воспитанника подобно своему образу, своему представлению об идеальной личности.
Нет необходимости подробно рассказывать об этом подходе – школа десятилетиями практиковала его. Его преимущества очевидны – интенсивность образования, ориентация на будущее человека и общества, вера в возможности педагога «научить всех всему», в то, что при надлежащем образовании каждый может достигнуть творческих вершин. Не менее известны и недостатки этого подхода – педагогический авторитаризм, игнорирование индивидуальных потребностей каждого воспитанника, давление общества на педагога. При этом подходе достижения некоторых талантливых учителей механически распространяются на всех остальных и зачастую становятся силой, побуждающей к лицемерию, самообману, «процентомании» и другим подобным явлениям.
Из опыта этого исторически первого подхода к образованию возник и становится все более популярным в последние десятилетия подход, во главу угла ставящий идею саморазвития личности, идею опоры на индивидуальный опыт каждого воспитанника. Личность – это не только совокупность опыта, который мы накопили с момента зачатия до настоящего времени; главное в человеке – то, что отличает тебя от всех других людей на свете; то, что заставляет тебя видеть мир по-своему, чувствовать по-своему, думать по-своему; то, что делает тебя неповторимой индивидуальностью.
Отсюда цель образования – не научить школьника запоминать факты, а помочь ему открыть собственную уникальность и развивать ее, а потом показывать, как делиться ею с другими, потому что единственный смысл владения чем-то – это возможность отдавать. В соответствии с этим подходом образование – это процесс, который подводит воспитанника к опыту человечества как к уникальности, полной всяких яств, способных удовлетворить самый утонченный вкус. Однако никого нельзя заставить есть, можно только пригласить к этому столу, надеясь, что у каждого есть потребность отведать прекрасно изготовленные блюда.
Итак, данный подход утверждает, что человека нельзя заставить учиться. Каждый, кто хочет учиться, будет учиться. Учитель, который считает, что знает ответы на все вопросы, льстит себе. Как прекрасно, когда ученик задает вопрос, поистине блестящий, а учитель говорит: «О! Да, я не знаю ответа, но давай-ка попробуем найти его вместе». Может быть, этим он говорит: «Учиться очень интересно. Вовсе не обязательно все знать. Мы поможем друг другу учиться».
Если мы, учителя и родители, - люди, любящие своих детей, стремимся воспитать в учениках настоящую любовь, мы должны научить их верить в их неповторимость. Ведь самый обыкновенный дар, которым люди могут поделиться с другими, - это они сами. Если мы дали своим детям только это сознание неповторимости своей личности, то мы уже дали им самое главное. У Сент-Экзюпери есть удивительное высказывание о любви, выраженное в простых, почти детских словах: «Может быть, Любовь – это когда я потихоньку веду тебя назад, к тебе». Может быть, и воспитание – не желание сделать тебя похожим на меня, а желание вести тебя к тому, что ты есть на самом деле, к твоей уникальности, к твоей первоначальной красоте.
Помните, тем не менее, что школа – это важный элемент обучения и воспитания личности ребенка, но главным, более важным и, соответственно, ответственным элементом при воспитании является семья. По силе воздействия и влияния это неоспоримый факт. В этом плане школа – мощный, но всего лишь вспомогательный элемент.
Сейчас настает такое время, когда школа, испробовав самые разнообразные подходы и способы взаимодействия с семьей школьника, отдает инициативу родителям, все более прислушивается к вашим предложениям, помня всегда о том, что родители и воспитатели своим детям – Вы, мы – помощники, но когда мы вместе – у нас все получится.
Психологический и методический комментарий, результат
Подготовленные предыдущими упражнениями, участники повышают уровень осознания значимости взаимного сотрудничества со стороны как педагогов, так и родителей. Жизненные силы, эмоции и ресурсы активизируются до максимума.
Создаётся атмосфера взаимного доверия и полной психологической открытости, способствующие эмоциональному раскрепощению участников, а также самоактуализации личности педагога и родителя.
Повышается ответственность родителей за обучение и воспитание своих детей.

8. Подведение итогов. Рефлексия. Заключение.
Итак, возвращаясь к поставленной цели - повысить значимость взаимодействия семьи и школы в образовании и воспитании подрастающего поколения и задачам нашего тренинга, можем ли мы, педагоги, ожидать более активного включения Вас, родителей, в школьную жизнь?
Ваши впечатления и чувства сейчас? Что было сегодня Вам интересно, что дало возможность задуматься, увидеть что-то по-новому? Насколько совпали Ваши ожидания от тренинга с полученным результатом? (Выслушиваем участников)
И в заключение: Эпиграфом к нашему тренингу сегодня была мудрая восточная пословица «Чтобы хлопнуть в ладоши – нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней».
Хлопнуть в ладоши у нас с вами сегодня получилось замечательно. Состоялся конструктивный и полезный диалог, взаимопонимание и желание эффективно сотрудничать дальше.
Аплодисменты всем участникам.
Психологический и методический комментарий, результат
Эмоциональная насыщенность тренинга дает участникам заряд бодрости и активности; повышение значимости взаимодействия способствует активизации ресурсов личности участников и готовности к преодолению трудностей.

Вывод: Данный мини-тренинг был проведён с педагогами и родителями учащихся среднего и старшего звена школы, показал высокую результативность по достижению поставленных цели и задач. Активность участия в школьной жизни родителей заметно повысилась, возросла толерантность и ответственность по вопросам обучения и воспитания детей со стороны педагогов и родителей. По техническим, психологическим, методическим возможностям тренинг доступен для внедрения в практику практически для любого учреждения образования.

[b][u]
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: Лора | Теги: родительский клуб, в помощь школьному психологу, конкурс Я - психолог
Просмотров: 8735 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/17
Всего комментариев: 2
2 литвинова  
УЖЕ ПРИМЕНЯЛА-ИНТЕРЕСНО

1 Ольга  
Я предложила бы на 7 этапе педагогам и родителям, набор слов и самим сформировать два подхода обучения и воспитания, как показывает практика, родители не очень охотно слушают учителя, воспитателя, психолога - в подобных случаях, поэтому я предлагаю им творческую работу и самим сделать вывод, иначе они просто теряют нить или пропускают услышанное, а ведь 80% родителей уверенны, что они правильно воспитывают своих детей. Хотя проводя опрос по половому воспитанию среди учащихся 9 классов:" Кому бы вы первому сообщили о том, что (беременны, заболели болезнью передающейся половым путем и т.д.) подруга, друг, врач и лишь 10% - сообщили родителям" А какое затруднее у родителей возникает при просьбе, назвать семейные традиции?!!
Материал нужный, интересный.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]