Эссе "Зачем мне,учителю,знания психологии школьника". - Конкурс «Я – психолог» - Каталог файлов - Школьный психолог
Вторник, 06.12.2016, 15:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Конкурс «Я – психолог»

Эссе "Зачем мне,учителю,знания психологии школьника".
01.12.2011, 14:51
ГУ «Вечерняя общеобразовательная школа №3»
Казахстан,
Карагандинская область, г. Абай
Автор: Игнатова Светлана Карловна, учитель биологии, химии.

Эссе на тему «Зачем мне, учителю, знания психологии школьника».

«Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде».
(Джордж Сэвил, 1-й маркиз Галифакс).

Позволю себе небольшое вступление по поводу выбранной темы. Честно говоря, прежде чем написать, долго вынашивала план о том, как лучше ответить на этот вопрос: «Зачем мне, учителю, знания психологии школьника?». Вопрос не простой, по сути, несмотря на незамысловатую формулировку. Глубокий философский смысл и ёмкое содержание в этих словах. А ведь тема очень важна лично для меня, и пора дать самой себе ответ на этот вопрос, подводя, тем самым промежуточный итог моей педагогической деятельности. Проработав долгие годы с трудными подростками и молодыми людьми в вечерней школе и школе при исправительном учреждении, приобрела способность видеть и обратную сторону жизни с её проблемами и крутыми поворотами. Приступив к написанию эссе, взялась было проштудировать литературу по психологии, но потом решительно отказалась от этой идеи. Не пригодятся мне лаконичные и отточенные до идеального совершенства научные формулировки и фразы, несомненно, необходимые для написания мануалов. Повинуясь воле предложенного жанра, который обязывает меня уложиться в небольшой объём, предлагаю на суд моих читателей некоторые мои рассуждения, аргументы и доводы по предложенному вопросу.

Так получилось, что почти в начале своей учительской деятельности я стала работать в вечерней школе. Много проблем, конечно же, свалилось на мои плечи. Не могла я найти решения их в своих бережно хранившихся студенческих конспектах. Не раз вспоминала великого Антона Семёновича с его «Педагогической поэмой». Воистину нетленное произведение, писавшееся почти 90 лет тому назад, не теряет своей актуальности и сегодня для нас, педагогов, работающих с трудными подростками. Ну, как же объяснить великовозрастному ученику, что он должен знать «Периодический закон Д.И.Менделеева», «Эволюционное учение Ч.Дарвина» и ещё многое другое? Ведь по его глубокому убеждению всему, что надо для жизни, он уже научился! При этом, не редко, имея за плечами условную судимость или приводы в полицию. Но такие «умники» тоже должны учиться, получить гарантированное Конституцией Республики Казахстан обязательное среднее образование! И вот тут и нужно знать психологию ученика, что бы ненавязчиво убедить его учиться, при этом не оказывая давления, иначе все усилия педагога пройдут даром. Желание учиться должно стать его потребностью, необходимо найти те «кнопочки», нажатие на которые подтолкнёт его к осознанию этой потребности. Наши ученики тонко чувствуют непрофессионализм и фальшь. Такое мастерство педагога приходит только с опытом.

Задача усложняется тем, что в вечерние школы ученики приходят с разной степенью педагогической запущенности. У многих присутствует полная или частичная утрата человеческих ценностей, ненависть к учёбе и школе вообще. Они уже имели неудачный опыт в попытке приобрести знания. Причины этих учебных неудач бывают разные, здесь и недостаточный контроль со стороны родителей, и отягощённая наследственность, и просто лень самого ученика и много других причин. Наши подопечные заранее уверенны, что как бы они не старались учиться, ничего у них не получиться. Вот здесь тоже приходится много работать, убеждать, что это результат недостаточно приложенного старания со стороны обучаемого, а не его врождённая «тупость». По этому поводу мне очень нравятся слова Сократа: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». Приятно видеть искру в глазах ученика, когда у него что-то получается. И снова я могу сказать, что без знаний психологии школьника я практически безоружна в своей профессиональной деятельности! Хочется привести образное сравнение – учитель без знаний психологии подобен человеку, сидящему в лодке без вёсел. Лодка хорошая, не пропускает воду, но плыть дальше невозможно, приходиться ждать, куда принесёт течение.
Мои ученики – это люди с уже сложившимся взглядом на жизнь, изломанными судьбами, пережившие лишения, познавшие труд. Моя задача на основе гуманистического подхода создать условия для саморазвития учеников, корректировать их жизненные ценности, в частности, ориентировать на ведение здорового образа жизни. Знания психологии просто необходимы для реализации этих целей.
В заключении могу сказать, что познавая психологию детей, я иду по пути саморазвития и совершенствования как педагог, в первую очередь и как просто личность. Эти знания, приобретённые и апробированные мною, позволяют решать и другие проблемы, возникающие в процессе педагогической карьеры.
Категория: Конкурс «Я – психолог» | Добавил: lanawitz | Теги: личностьв, трудные подростки, эссе, воспитание, вечерняя школа, Конкурс «Я – психолог»
Просмотров: 1030 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4  
Да, поддержка очень важна для детей. А сегодня не каждый учитель хочет вникать в проблемы детей. работает как урокодатель. А так нельзя. ведь это души людей. Смотрела какую-то передачу, в которой В.Познер вспоминал с нелюбовью свою учительницу, он не простил ей равнодушия и унижений, а ведь сам уже пенсионного возраста. Наши ошибки опасны опаленными душами детей.Наталья

3  
Да, коллеги полностью с Вами согласна: такие "трудные" дети намного добрее. Просто это надо увидеть.

2  
Спасибо за комментарий!Да,Ольга Леонидовна,вы правы, многим нашим ученикам не хватает обычного родительского контроля,и как следствие появляется ощущение "ненужности".Вот и приходится нам становиться и учителем и родителем.Результат не заставит себя долго ждать,если это делать с душой!

1  
Светлана Карловна, читала ваше эссе и вспомнила своего ученика (я год работала воспитателем) все мне говорили: "Ой, как ты будешь, нам тебя так жалко, он такой, он тебе покажет!" Ходила на уроки, наблюдала, но когда посетила дом была просто в шоке, грязная общага, маленькая комнатушка, где и кухня, и детская, и гостинная - это все одна комната в 12 метров, и мама которя не откажется принять на грудь, и он который не находит себе места.Один раз поговорила, другой пропусков масса, говорю:" Витя, давай сделаем так, не прейдешь в школу, я за тобой прейду!" Он только ухмыльнулся. И я пришла один раз, второй, третий, десятый и стал ходить, и даже на дополнительные занятия, конечно я его "не исправила", но постаралась, чтобы он почувствовал, что он кому - то нужен, хоть на один год, что я с ним работала (9 класс, а ему 17 лет, последний год учился и на выпуск), а 25 мая пришел: "Спасибо Ольга Леонидовна, как без ваше контроля дальше буду не знаю?!" "Ты сам все можешь, а я не контролировала, я поддерживала"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]