МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Статьи ученых - Каталог файлов - Школьный психолог
Понедельник, 05.12.2016, 01:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
[ Скачать с сервера (51.0Kb) ] 13.06.2012, 10:27

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Э.Д. Абишева - к.психол.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,

 ЖГУ им. И.Жансугурова, г. Талдыкорган

 

Мы живем в непростое время: в начале XXI века, когда происходят процессы индустриализации, урбанизации, глобализации, идет утверждение нового независимого государства современного типа. В связи с этим методологической основой развития нашего общества является, по мнению ученого В.Г.Крысько, «движение и взаимодействие материи, которые определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений и социальной активности людей» [1, 13].

В нашем обществе есть очевидцы, как участники феодального строя, где большинство масс составляли бедняки, стали строить новое общество, пока сознание людей не повернули на коллективистские формы мышления, где общество наслаждалось равномерным распределением всех благ. Но вот стала развиваться новая система сосуществования, основанная на принципе частной собственности. И общество резко разделилось на имущих и неимущих, что часто приводит к обострению извечного конфликта индивида и общества. Противоречия, в свою очередь, в корне меняют психологические механизмы, процессы как в сознании личности в частности, так и в общественном сознании в целом. Меняется поведение людей, их действия, поступки, характер общения, что отражается на таких психологических категориях, как: взаимодействие, взаимоотношения, взаимопонимание, а также на результаты продуктивной деятельности в социуме. В методологии уделяется особое внимание процессу «взаимодействия». Как методологическая категория – это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы [1, 13]. Индивидуальные отличия человека имеет свою специфику, т.е. не каждая личность способна быстро перестраиваться в процессе преобразования в новом суверенном, независимом государстве, где возникают новые закономерности и функционирования иных общественно-психологических явлений. Некоторым людям действительно сложно перестраиваться и впитывать новую идеологию одновременно «со всеми наравне». Обществу сложно реагировать на принципы, правила, законы рыночных отношений. Не у всех людей сформировано терпение, умение достойно преодолевать экономические кризисы.

Выше указанные неблагоприятные факторы приводят личность к сложным, негативным, психологическим проявлениям. Так, например, в «Большой психологической энциклопедии» сформулировано определение: деструктивность – следствие блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, к самоосуществлению, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. Деструктивность представляет собой в известной мере патологическое явление. Деструктивная личность несчастна, даже если ей удается достичь поставленных целей. Уважение к жизни, другим людям и к самому себе – обязательное условие психического здоровья человека [2, 60-61]. Проблема возникновения и проявления деструктивности интересовала ученых, как в прошлом веке, так и современных психологов. Ученый В.Г.Крысько дает этому явлению следующее описание: «Деструктивность – отрицательное отношение человека к самому себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение. Согласно З.Фрейду, деструктивность свойственна всем человеческим существам, различие касается главным образом ее предметов. Э.Фромм полагал, что нет глубокой деструктивности по отношению к другим людям у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе» [2,60].

Таким образом, деструктивная личность проявляется, как видно из определения, когда человек пренебрегает законами диалектики, или перестает руководствоваться основными методологическими принципами. Только «в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилась в полноценную разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей» [1, 13]. Поэтому такие явления, как: самоизоляция, саморазрушение, самоустранение – приводят современного человека к проявлениям деструктивности личности, а также выражению аутоагрессии – проявлению депрессивного синдрома, принятию решения суицидного поведения. Современные ученые-психологи раскрывают категории суицидного поведения, которые выражаются в «аутоагрессии» – виде агрессивного поведения или агрессивных действий, направленных субъектом на самого себя. Выражается в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суицидальном поведении [3, 49].

В недавнем прошлом в психологических словарях впервые появляются определения понятия «суицид» (от лат. Sui – сам себя + saides – убийство) – самоубийство, которое является результатом тяжелого психического расстройства или заболевания и воспринимается индивидом как простейший способ справиться с кризисной ситуацией. При этом человек перестает видеть в жизни смысл и уже не относится к ней как к некой ценности, рассматривая ее лишь как источник нескончаемых страданий [3, 448]. Как отмечают авторы, существует множество различных причин суицидов:

      различные личностные изменения в психике;

      длительное пребывание в неблагоприятной, травмирующей душевное состояние обстановке;

      негативные особенности организации общества и т.д. [3, 448].

Симптомам суицидального поведения предшествует депрессия. Ученые считают, что  «депрессия аффективное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, подавленностью, пессимизмом, угнетенностью духовных сил. Человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные переживания тоски и отчаяния. Его влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Измененным оказывается и восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения людей в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, что в совокупности приводит к резкому падению продуктивности деятельности.

Существует ряд специфических форм депрессии [3, 130]:

      агитированная: характеризуется тревожным состоянием, повышенной возбудимостью;

      ажитированная: проявляется как сильное волнение, возбужденное состояние, где человек выражает аффективную реакцию; у человека проявляются в поведении сильное беспокойство, тревога, потеря целенаправленности действия;

      адинамическая: характерны болезненное спокойствие, общая моторная заторможенность, пассивность;

      ипохондрическая: наблюдается патологически навязчивая идея наличия у этого человека какого-либо заболевания. 

      астеническая: характеризуется сонливостью, быстрой утомляемостью, но симптомы, связанные с мыслительной деятельностью, с психологическим состоянием, выражены незначительно;

      истерическая: характерны проявления такого психопатологического расстройства, как истерия, со всеми вытекающими из нее симптомами: рыдания, демонстративное поведение, угрозы суицида и т.п.;

      депрессия с бредом, с явлениями деперсонализации и др.

Заметим особо, при ипохондрической депрессии применяется дерефлексия. Дерефлексия (от лат. de – «отделение», reflexio – «отражение») – особый психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в рамках логотерапии и экзистенциального анализа. Применяется в качестве метода построения целей. В.Франкл предлагает выбор между смирением с существующей проблемой и переключением на другую, более эффектную деятельность. Дерефлексия связана с «разобусловливанием» условных рефлексов, которые имеют тенденцию угасать при неподкреплении [3, 130-131]. В современной психологии появилось направление, которое готовит людей к спокойному восприятию смерти, т.е. «танатос», термин З.Фрейда, означающий «инстинкт смерти», влечение к смерти. Характеризуется агрессивным поведением и общим неприятием положительных импульсов.  [3, 450]. В современном обществе стали чаще наблюдаться негативные явления, в том числе и депрессивный синдром – аффективное состояние, главные проявления которого – плохое настроение, печаль, тоска, тревога, иногда наблюдается заторможенность в мыслительных процессах, в общем физическом состоянии и т.п. Насыщенность этих симптомов наблюдается, в основном, в первую половину дня, а вечером, как правило, симптоматика не столь выражена. Также у человека с депрессивным синдромом происходит сбой режима сна: сон поверхностный, беспокойный (либо бессонница), а в дневные часы – сонливость [4, 130]. Основными критериями аутодеструктивного поведения является депривация – утрата, лишение или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то необходимого, желанного [5, 115]. Исследуя проблему аутодеструктивного поведения личности, мы выявили отсутствие основных методологических принципов в жизни, что приводят человека к саморазрушению. Приведем следующий пример.

Мурат окончил школу в начале 70-х прошлого века в совхозе, где его отец был директором школы, мать домохозяйкой. Так получилось, что мальчик не получил высшего образования, а сестры преуспели, одна живет в Астане, другая в Америке. Женился Мурат на односельчанке, которая вернулась в аул после первого развода, где от первого брака у нее не было детей. Хотя родители с обеих сторон не одобряли их решения создать семью, они приняли твердое решение и уехали в другое село. Сначала снимали жилье, затем ему на работе дали квартиру, жена родила четверых детей. Было трудно, супруги не имели специального образования, он рабочий СПТУ, она нянечка в детском саду.

Когда дети подросли, и нужно было им поступать в ВУЗы, его сестры приняли решение купить семье Мурата дом в г.Талдыкургане, где старшие дети получили высшее образование, дочь выучилась на психолога, старший сын приобрел профессию учителя физкультуры, третий ребенок стал водителем, младшая дочь учится в колледже. Казалось бы, жизнь, постепенно стала налаживаться, но пришла новая беда. Мурат теряет здоровье и слепнет на оба глаза, что привело к инвалидности. Как человек внешне спокойный, сдержанный, он все держал внутри себя. И с состоянием депрессии он пытался справиться в одиночку. Когда было невмоготу, он уходил из дома, сам не ведая куда, но жена с детьми разыскивали и снова возвращали его домой. Однажды ранней весной, когда супруга в огороде готовила почву к посадке, Мурат подошел к ней и спросил: «Как думаешь, земля помягче стала и есть ли в ней тепло?» На что супруга ответила: «Тебе-то какое дело до земли, ты все равно вскапывать не будешь, для этого есть сыновья, иди лучше посмотри телевизор». Он, потихоньку постукивая посохом по земле, удалился. Супруга еще поработала 30-40 мин., вымыла руки и собралась войти в дом, но тут взгляд ее упал на навес для угля, где висел на веревке ее муж. Потолок навеса был невысокий, он встал на маленький самодельный табурет, который затем откинул ногой в последний момент. Супруга от страха и побежала в соседний дом, с веревки Мурата снял сосед, который констатировал, что сердце не работает, дыханье отсутствует, нет признаков жизни.

Мурат гордился, что старшая дочь – диктор телевидения, и ее фамилию и имя озвучивают каждый день. Очень любил первую внучку, которая отвечала ему тем же. Дети трудолюбивые, дружные, помогают взрослым по хозяйству. Да и отец был для них примером, который всю жизнь работал: водителем, слесарем, строителем. Жили скромно, питались

умеренно.

Если сделать психологический анализ всей его жизни, то у него отмечались следующие огорчающие жизнь моменты:

      родителям Мурата нужно было проявить настойчивость, морально-психологически поддержать сына, чтобы  он  получил определенное образование, хотя бы средне-специальное;

      родители  в  свое  время  ему  отказали  в  сватовстве  и  не  устроили  свадьбу,  хотя возможности были и поэтому оставили неизгладимое, неприятное воспоминание о женитьбе;

      долгое время с его стороны родственники держали обиду и не общались с ним, с его семьей, даже при рождении его детей отсутствовал контакт со стороны его родных и близких;

      постоянно приходилось «тянуть жилы» в качестве разнорабочего, чтобы вырваться из недостатка;

      в молодости неврозы и депрессии срывал на супруге, но сейчас, когда дети подросли, они не допускали мысли, что отец будет «измываться» над матерью;

      выросли дети, физически окрепли, стали самостоятельно зарабатывать, супруга стала более уверенной, решительной, смелой, в доме власть перешла в ее руки;                                                

      чаще стали появляться родственники со стороны жены, которые вели себя нестесненно, уверенные в том, что они здесь желанные гости;

      постепенно на семейных торжествах: сватовство, свадьбы, юбилеи –  инициативу держала супруга, ему отводилась второстепенная роль, он чувствовал, что родные не нуждаются в его советах, и никто не предпочитает его участие, на всех мероприятиях он являлся тихим наблюдателем;

      когда он получает пенсию, то вся семья сопровождает его и тут же закупают продукты впрок, то есть мешками муку, вермишель, сахар, чтобы он потом не просил на сигареты и на выпивку.

Таким образом, рассматривая проблему методологических основ аутодеструктивного поведения в современном обществе, мы выделили основные критерии аутодеструктивного поведения личности. Это  деструктивность, дерефлексия, депрессия, аутоагрессия, суицид, танатос, депрессивный синдром, различные формы депрессии. Считаем, знание и овладение методологическими основами, принципами, закономерностями диалектики будут способствовать формированию структурированной личности в современном обществе.

 

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 208 с.

2. Словарь-справочник по социальной психологии/В. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

3. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

4. Антонио Менегетти. Психосоматика/ Пер. с итальянского ННБФ

«Онтопсихология». – М.: 2005. – 360 с.

5. Реймонд Моуди. Жизнь после жизни. – М.: ООО «Фирма издательство АСТ», Веге, 1999. – 144с.


 

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower | Теги: Аутодеструктивное поведение
Просмотров: 708 | Загрузок: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]