КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СУИЦИДАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА - Статьи ученых - Каталог файлов - Школьный психолог
Суббота, 10.12.2016, 19:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 386
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СУИЦИДАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА
[ Скачать с сервера (49.0Kb) ] 07.06.2012, 08:36

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СУИЦИДАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА

 

З.М.Садвакасова - к.п.н., доцент кафедры общей и этнической педагогики

КазНУ им.аль-Фараби

 

Бесстрастная статистика сегодня фиксирует рост подросткового суицида во всем мире и в нашей стране в том числе. Казахстан в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) занимает 2 место среди 24 стран мира по смертности среди подростков в возрасте 15-19 лет после России [1].

Если во всем мире каждые 40 секунд происходит одно самоубийство, то почти каждый час в Казахстане кто-то добровольно расстается с жизнью.

Когда дети  решают уйти из жизни – это опасный сигнал для ВСЕХ! Суицидальные намерения несовершеннолетних детей, а во многом и проявление подобного отношения к жизни – это новая актуальная и  пугающая проблема воспитания в современном мире.

Своевременная психолого-педагогическая помощь может предотвратить гибель и спасти ребенка.

1. Словом можно спасти.  «Телефон доверия - №150».  Подростку иногда важно, чтобы его выслушали. В Казахстане есть психологическая поддержка и своевременная помощь, доброе участие, внимание, оказанное подросткам в трудной ситуации, помогут избежать трагедии.

2. Инструментом воздействия могут быть «любовь» и «авторитет» близких людей.

3. Нормальные доверительные отношения. Для создания нормальных доверительных отношений с подростком суицидального поведения можно использовать концепцию Щурковой Н.Е. «Нежная педагогика» [2]. Педагогика нежности – это педагогика заботы о судьбе ребенка.  Суть этой концепции заключается в том, что в организации педагогического процесса осуществляется нежное прикосновение к личности, что способствует развитию положительных качеств личности. Проявление нежности в педагогическом процессе главное условие гуманистического воспитания, содействующее осознанию  ребенком себя как Человека.

Нежность исключает грубость в воспитательном процессе и способы его проявления через отрицание: «не наседать», «не подавлять», «не распоряжаться», «не повышать голос». Нежность включает в себя: «нежный голос», «нежные руки», «нежное прикосновение», «нежные слова», «нежный взгляд».

Проявление нежности к ребенку будет инструментом прикосновения к его душе, а ключевой функцией нежности «оберегательная», предоставить условия для полного выявления индивидуального «Я», чтобы состоялась уникальность личности.  Нежность также способствует благоприятному психологическому состоянию, когда ребенок и хочет, и может проявить волевые усилия над собой, инициируя тем самым активность в самовоспитании.

Механизмом, обуславливающим нежное прикосновение, является представление подростка отношения, сложившееся в его сознании, тем самым регулируя свой характер, поведение, адекватно образу  выстраивая собственные действия. 

По исследования Сушкова И.Р. в книге «Психология взаимоотношений» большую силу влияния на поведение подростка оказывает субъект (педагог),  взаимодействующий с ним: голос (мягкий, мелодичный), пластика (спокойная, уверенная), мимика (добрая, открытая, веселая), внешнего обрамления (одежда, манеры), и наконец, через восприятие поведения как системы поступков человека и качества его предметной деятельности. Выражение нежности может проявляться через формы вербально и невербально. К вербальным формам нежности относятся особые обращения к человеку, стилистика построения фраз и предложений, ритм и темп речи, интонационная окрашенность.  Невербальные формы дают дополнительную информацию  через жесты, мимику, позы, пластику телодвижения. Общеизвестно, что невербальные формы часто свидетельствуют о скрытых отношениях и выдают как положительные отношения, так и негативные, так как сознание, мысли и действия человека взаимосвязаны.

Форма нежности имеет не только внешние показатели, но и внутренний подтекст, который служит смысловой оформленностью всех действий и поступков субъекта, детерминирует способ его восприятия, включения в систему определенной духовно-практической деятельности.  

Способ нежного прикосновения как воздействие на личность может проявляться в голосовых звуках, в лексиконе человека, в мимике и излучающих свет в глазах, в общей пластике и отдельных жестах. Нежные отношения играют свою уникальную роль – она снимает блокаду, помогает открываться новым ценностям.

Содержанием нежности являются ценностные отношения, как пишет Щуркова Н.Е. «сначала нежность - потом ценность».

Нежелательные поступки, «осложненное поведение» в большинстве случаев у подростков возникает на основе неблагоприятных условий, состояний,  взаимоотношений с другими людьми, отсутствие ценности «Я» в системе ценностей других субъектов и в плане помощи педагога-психолога важно помочь осмыслить собственную душу, осознание своих целей, желаний, замыслов, свершаемых действий и результатов деятельности.

4. Книга.

«Ты должен обратить сердце твое книгам,

Право нет ничего выше книг…

Я хотел бы показать очам твоим их красоту».

Древнеегипетское изречение

Специально организованное общение и заинтересованность подростка с умной книгой, вербализация полученного от текста впечатления может способствовать успеху в профилактической работе с подростками. Через книгу, по мнению Аботова З.М. можно у подростков развить позитивное мироощущение и мировоззрение. Из книг подрастающий человек черпает высоконравственное, благородное, чего нет в современных источниках информации. Благодаря великим произведениям психика развивается, словно удобренная почва. И только в процессе общения с книгой развивается позитивное восприятие окружающего мира [3]. 

Приобщение ребенка к чтению может способствовать «интеллектуальная среда». Как говорил известный полководец «Дом без книг подобен телу без души». Поэтому в семье взрослые должны заполнять полки смыслосодержащей классикой. Формируемая библиотека должна соответствовать не только возрасту, но и психологическим особенностям, интересам.  По возможности с ребенком обсудить прочитанное, вербализовать возникшее впечатление, поделиться мыслями, подискутировать.

Запомните, воспитывая читателя, мы тем самым воспитываем человека со здоровой адекватной, позитивной психикой

5. Интернет. Купите программу, дающую взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы.  При обнаружении подозрительной информации (насилие, религиозные секты) доступ к такой странице сразу блокируется.  Также научите детей делать осознанный и грамотный выбор.

6. Социальное творчество детей. По мнению Белобородова Н.В. социальное творчество детей – это социально значимая деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и фактор самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности.

Технология социального творчества включает:

а) создание системы разноплановых дел, обеспечивающей каждому ребенку «ситуацию успеха»;

б) реализация для каждого ребенка индивидуальной траектории развития и перспективы его роста [4].

7. Профессиональное самоопределение.

Притча

Однажды священник увидел на мосту молодого человека. По всему его облику можно было без труда догадаться, что это человек не из бедной семьи, и он пришел с явным намерением свести счеты с жизнью. Священник подошел к нему попросил денег для сирот, которые живут неподалеку в ужасной нищете. Молодой человек подумал, что деньги ему все равно не нужны, достал из кармана бумажник и протянул его священнику. Но батюшка не взял кошелек, а дал ему листок с адресом, по которому попросил молодого человека самого отнести деньги. Юноша решил, что он всегда может вернуться и довершить задуманное. Взял адрес  и поспешил поскорее разобраться с эти делом. Но по мере того, как он удалялся с моста, его решимость покончить жизнь с самоубийством таяла, он понял, что кому-то нужен.

Быть мощным кому-то мощный стимул. Поэтому важно подростку помочь самоопределиться, обрести смысл жизни, и показать какую роль и пользу он может принести окружающим благодаря своим личностным особенностям и профессиональным компетенциям.

Подростка можно ознакомить с веером профессий и помочь ему самоопределиться с выбором, с учетом его наклонностей и интересов. Психологами доказано, что человек себя ощущает счастливым, если реализовывает себя в любимой деятельности. Выстроенная «Векторная модель» (В.А. Ясвин) с подростком фиксирует направленность образовательной среды.

Технология пошаговой помощи:

а) провести профессионально-диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов; 

б) содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора;

в) оценить реальный уровень и объем необходимой образовательной базы и помочь подростку приобрести необходимые знания, умения, навыки.

Таким образом, выбранная профессия поможет подростку самореализоваться и полностью погрузиться в рабочую, творческую атмосферу, отталкивая все плохие мысли на второй план [5].

8. Арт-терапия. Рисунок. В последнее время рисование стало применяться с лечебно-воспитательной целью. Занятие рисованием получило название арт-терапия (от лат. «artis» - искусство). Рисунок можно использовать эффективным средством развивающей и профилактической работе педагога-психолога. Исследования психологов показывает, что рисование оказывает заметное положительное влияние  на психическое состояние подростка. Как утверждают педагоги-психологи Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П.,  рисование является одним из биологических этапов развития человеческой психики. Именно оно, находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью), помогает детям упорядочить картину окружающего их мира на различном уровне сложностей. Рисование является важным информационным и коммуникативным каналом, одним из механизмов адаптации человеческой психики [6- С.58].

Психологом А.И.Захаровым был открыт феномен детского рисования, при коррекции страхов у детей. В рисунке подростки избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов, вынося во внешний план свои страхи и тревоги. Как говорил                                   Г.  Архангельский нарисованная картина, помогает раздуть все страхи, то, что казалось невыполнимым, оказывается мелочью. Графическое изображение снижает эмоциональное напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Все рисуночные работы в профилактической работе с подростком необходимо одобрять, и в конце можно предложить рисунок скомкать и выбросить в урну, тем самым как бы освобождаясь от проблем. 

9. Труд является основой нравственного воспитания и помощником в социализации личности. О роли трудового воспитания для развития личности написано немало работ. Существенный вклад в разработку теории и практики трудового воспитания дезадаптированных детей внесли А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, Б.И. Айзенберг, Л.И.Божович, В.Е. Каган, Е.В.

Новикова, И.В.Дубровин, Ш.Шайжуносов  и др.

«Трудовая деятельность, по мнению К.Д.Ушинского, - основа нравственности и нравственного воспитания. Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».  Также он писал: «Если вы выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

Ручной труд В.П. Кащенко рассматривал не только как метод усвоения знаний, но и как способ коррекции личности ребенка.  Еще В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что гражданские отношения, чувства долга, ответственности, Любви к Родине формируются только в таком коллективе, в котором человек создает материальные ценности для многих людей. Абай Кунанбаев (1845-1904) утверждал, что человек будет счастливым, если будет трудиться. И в своем произведении «Слова Назидания» описывает, что через труд все нежелательные черты поведения человека корректируются и сглаживаются, вместе с тем приобретается много положительных черт человека помогающие успешной социализации личности.

При организации труда ребенка желательно, чтобы обеспечивала приобретение положительного опыта. Для эффективной реализации необходимо соответствующая материально-техническая база.

10. Физическая культура. Авторы Алиев М.Н., Гусейнов А.Г. [7] считают, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры может рассматриваться в качестве уникального средства созидания человеком самого себя, своего тела и духа, как способ самовыражения своего внутреннего мира. Физкультурное образование сформирует у подростка эмоционально-волевую сферу и может воздействовать на все стороны личности, способствуя  воспитанию нравственно-волевых качеств личности (смелость, решительность, целеустремленность, взаимовыручка, умение работать в команде, настойчивость, ответственность, чувство локтя).

Подросткам  больше времени нужно проводить на свежем воздухе (а не за компьютером), ходит пешком, так как солнечные ванны способствуют выработке гормонов радости и счастья.

И еще, не забудьте про осанку, она тоже влияет на комплекс неполноценности подростка, его действия, мысли, взаимоотношения с другими людьми. Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Поэтому через специальные упражнения постарайтесь научить подростка не сутулиться, а ходить ровно. «Если ходить прямо, то и поникшая душа выпрямиться» - говорил писатель и врач В.В.Вересаев.

 11. Комплекс тренинговых занятий. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, депрессии. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психопрофилактических занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая профилактика пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, может быть грамотно организована на тренинге поведенческих навыков. При разработке комплексной программы тренинга желательно:

1) Научить подростка противостоять мнению группы антисоциальных ровесников.

2)  Научить управлять своими эмоциями. По исследованиям психологов в  среднем 90% болезней связано с психикой человека, а это в свою очередь оказывает воздействие на весь организм, в том числе на иммунитет.  По мнению педагога-психолога Т.В. Кудашовой положительные эмоции и здоровый образ жизни способствуют образованию в мозгу эндорфинов, благотворно действующих на иммунную систему. [8-С.61]. Мрачные мысли способны вывести человека из строя, а светлые и добрые помогут сохранить здоровье.

 

Могут привести к заболеванию

Способствуют сохранению здоровья

Подавленность

Чувство вины

Сомнение

Эгоизм

Печаль

Тревога

Недовольство

Осуждение

Угрызение совести

Гнев

Страх

Зависть

Разочарование

Ревность

Чувство удовлетворения

Сознание правоты

Бодрость

Смелость

Надежда

Вера

Любовь

Сознание полезности

Благодарность

Доверие

Спокойствие

Удовлетворение

Сочувствие

Помощь близким

 

3)        Тренинги по формированию конфликтной компетентности подростка.

4)        Тренинги по формированию межличностной компетентности.

5)        Тренинги по формированию системы ценностей. Как сказал известный автор Киплинг «Наполни смыслом каждое мгновение часов и дней неумолимый бег. Тогда весь мир ты примешь во владенье, тогда, мой сын, ты будешь человек». Система ценностей определяет у подростка, куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой выбрать путь на жизненном перекрестке.

6)  Тренинги на формирование веры. В статье психологи Б.С. Братусь, Н.В.Инина «Вера как общепсихологический феномен сознания человека» утверждают, что все высшие качества человека и лучшие его поступки связаны с верой и верностью. Вера тесно связана со смыслообразованием. Известно формула российского психолога А.Н.Леонтьева (1965), согласно которой личностный смысл порождается отношением мотива (деятельности) к цели (действия). Задача педагога-психолога помочь собрать паззлы в целостный образ новой жизни.

7) Тренинги по формированию достоинства личности подростка. Достоинство – это социально-психологический конструкт в личностной структуре человека, рождающийся в процессе формирования его отношения к себе как носителю сущностных качеств, таких как разум, мораль, способность к деятельности (О. Чуб 2007). Данное отношение формируется через призму общего отношения к Человеку как феномену мира и выявляет себя в осознании индивидуальной автономии отдельного внутреннего духовного мира и исполнении миссии Человека на земле [9].

Психолого-педагогический процесс формирования достоинства личности подростка включает  в себя: формирование образа Человека; формирование отношения к другому человеку, формирование отношения к себе как Человеку, отношения к своему «Я». Признаки достоинства личности: социальная значимость, объективная самооценка, осознание своего индивидуального «Я»…Достоинство как характеристика личности в процессе ее становления и развития выступает в качестве новообразования и в то же время является фактором последующего развития.  

8) Тренинги на релаксациюРелаксация – это снятие нервного напряжения, освобождение себя от назойливых мыслей, вызов положительных эмоций:

а) смехотерапия, танцы, цветомузыка (музыкальные движения одновременно с приятным общением порождают сильные положительные эмоции);

б) психофизическая гимнастика, водные процедуры, массаж;

в) аутотренинг, медитация, рефлексия (самовнушение, саморасслабление и переключение);

в) сон (японскими учеными открыто, что если человек в обеденное время поспит 15 минут, то это полностью восстанавливает 8 часовой ночной сон);

г) лекарственные травы, которые действуют успокаивающе на человека;

д) антистрессовая самоналадка (Необходимо помочь овладеть техникой тренировки своего настроения, использовать приемы психологической защиты. Прекрасным антисрессовым средством является пение, и петь нужно самые любимые песни,  которые вдохновляют и поднимают настроение).

6) Педагогу-психологу важно рассказать через тренинговые занятия, как организовать и проводить досуг детей, как планировать грамотно время и  заполнить их свободное время. Известный психоаналитик З.Фрейд говорил, что у человека энергия направляется либо в творчество, либо в разрушение, поэтому чтобы не было отрицательных мыслей у детей, наполните и распланируйте грамотно все свободное время полезной деятельностью направленной на личностный рост.

12. Обновите гардероб. Психологами было выявлено, что цвет в одежде косвенно влияет на наше поведение и настроение (темные оттенки в одежде подростка желательно заменить на светлые и яркие цвета).

1. Миронова Е.К. Подростковый суицид: что нужно знать педагогам и родителям? // Открытая школа. – 2011. - №3. – С.3-5.

2. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. / М.: Центр «Пед.поиск», 2005. – 160 с.

3. Аботова З.М. Развитие позитивного мироощущения и мировоззрения детей и подростков через книгу. // Воспитание школьника. – 2009.- №7. – С. 32- 33.

4. Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся. // Народное образование. – 2011.-№1. – С. 226-228.

5. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением. // Народное образование. – 2010.-№1. – С.258-259.

6. Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Влияние арт-терапии на поведение подростков. // Воспитание школьников. – 2010. - №7. – С. 58-60.

7. Алиев М.Н., Гусейнов А.Г. Воспитание нравственно-волевых  качеств у детей средствами физической культуры. // Педагогика. - 2008.-№1. – С.67-73.

8. Кудашова Т.В. Секреты здоровья и красоты. Эмоции и здоровье. //  Воспитание школьников. – 2010.- №7. – С.61-63.

9. Чуб О. Как формировать достоинство личности школьника. // Воспитание школьника. – 2007.-№9.-С.15-18.

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower | Теги: суицидальное поведение, подросток
Просмотров: 740 | Загрузок: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]