Пятница, 26.04.2024, 22:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Статьи ученых

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
[ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] 26.06.2012, 08:57

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

С.Б. Малых - д.психол.н., профессор, член корреспондент РАО.,г. Москва,

О.С.Сангилбаев - д. психол.н., профессор КазНПУ им. Абая,

А.О. Сангилбаева - магистр психологии КазУМОиМЯ им. Абылайхана

 

Проблема диагностики и предотвращения острых кризисных состояний человека стала невероятно актуальной в настоящее время, в условиях социальной нестабильности и напряженности.

В связи с участившимися в последние годы случаями суицидов перед специалистами, непосредственно имеющими дело с людьми в критических состояниях, встал вопрос об эффективности существующих на сегодняшний момент методов индивидуальной и групповой работы с клиентами.

Не секрет, что большинство из предлагаемых сегодня способов улучшения психического здоровья оказываются несостоятельными при попытке разрешения тупиковой жизненной ситуации человека.

Наиболее распространенная модель психотерапевтической работы с так называемой "кризисной личностью” предполагает прохождение клиентом трех ступеней терапии, каждая из которых характеризуется особой степенью интенсивности применяемых психотехник и особой целью.

На первой ступени осуществляется кризисная поддержка личности, на второй - кризисное вмешательство, на третьей - повышение уровня адаптации к социуму [1].

Основными задачами первого этапа психотерапевтической работы с суицидентом является:

- установление терапевтического контакта,

- раскрытие суицидоопасных переживаний,

- мобилизация адаптивных вариантов поведения и личностной защиты клиента.

На этапе кризисного вмешательства предполагается совершить когнитивный анализ неопробованных способов решения клиентом его кризисной проблемы:

- выявить неадаптивные когнитивные механизмы, блокирующие оптимальные способы разрешения кризисной ситуации;

- скорректировать неадаптивные когнитивные механизмы.

Третий этап - этап повышения уровня адаптации - обычно включает в себя:

- проведение различного рода тренингов с целью выявления и активизации внутренних ресурсов личности для самостоятельного разрешения кризисной ситуации,

- выработки навыков самоанализа и анализа прошлых ошибок и неудач,

- а также введения новых значимых лиц для поддержки и помощи после окончания кризисной терапии.

На этом отрезке психотерапевтической работы групповые тренинги являются незаменимым инструментом социальной адаптации суицидента; наличие интенсивной групповой динамики приветствуется.

Интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) - это, на наш взгляд, уникальная комплексная программа личностной трансформации, допускающая проведение групповых тренингов уже на втором этапе кризисной психотерапии, а также для профилактики суицидальных намерений у вполне "благополучных” людей.

ИИПТ осуществляются сразу на нескольких уровнях:

- работа с телом;

- индивидуально-психологический уровень;

- социально-психологический уровень;

- психодуховный аспект [2].

С целью изучения эффективности влияния тренингов личностного роста на профилактику суицидоопасности личности мы провели эксперимент.

До начала работы одной из тренинговых групп все участники были обследованы при помощи опросника суицидального риска; по завершению тренинга процедура повторилась.

Экспериментальная группа состояла из шестнадцати человек - шести мужчин и десяти женщин - в возрасте от восемнадцати до пятидесяти одного года, достаточно близких друг другу по профессиональной принадлежности (руководители высшего и среднего звена, студенты последних курсов ВУЗов, готовящих управленцев, а также руководители крупных промышленных объектов).

Первое измерение выраженности основных показателей суицидального риска показало достаточно сильную эмоциональную ригидность группы, преобладание неадаптивных защитных механизмов наряду с низким значением антисуицидального фактора, что, однако, не отразилось на общей характеристике группы как стабильной.

Подсчет баллов по шкалам демонстративности и аффективности позволил сделать вывод о существенно заниженном уровне эмоционального реагирования на психотравмирующие ситуации, что может являться следствием присущего представителям данных профессий способа защиты от стрессогенных факторов или так называемого синдрома "эмоционального выгорания” (шкала демонстративности - 9 из возможных 82 баллов; шкала аффективности - 36 из возможных 106 баллов).

В оценке уникальности собственной жизненной ситуации почти все испытуемые показали близкие к норме результаты, которые свидетельствуют об адекватной самооценке, владении приемами самостоятельного разрешения личностных проблем, отсутствии фиксации на единственно приемлемой модели поведения в условиях кризиса (13 баллов из 83 возможных).

Показатели по шкале несостоятельности при первом опросе позволили сделать вывод о достаточно сильной социальной репрезентации участников группы, интенсивной общественной активности, удовлетворении собственным статусом (всего 19 из 81 возможных баллов).

Шкала социального пессимизма, отражающая позитивную или негативную установку личности на поддержание социальных контактов, степень доверия обществу и его законам в целом, показала, что обследуемая группа характеризуется достаточно высоким уровнем социального пессимизма, не выходящим, однако, за пределы нормы (46 из 114 возможных баллов).

Тенденция к слому культурных барьеров и максимализму, измеряемая соответствующими двумя шкалами, в обследованной группе при первом опросе не была выявлена (12 из 48 возможных баллов по шкале "культурные барьеры” и 11 из 32 возможных баллов по шкале "максимализм”).

Способности к планированию собственной жизни и долгосрочным прогнозам измерялись шкалой "временная перспектива”. Первый опрос показал, что степень выраженности негативных установок на будущее у данной группы минимальна (всего 18 из 96 возможных баллов).

Основным показателем суицидального риска являются данные, получаемые по шкале "антисуицидальный фактор”.

При первом измерении обследуемая группа характеризовалась достаточно низким уровнем выраженности адаптивных механизмов поведения, существенно заниженной степенью доверия к близким и родным в ситуации кризиса, что позволило сделать вывод о наличии сильного эмоционального напряжения у большинства участников группы наряду с неспособностью выразить его социально приемлемым способом (всего 17 из 34 возможных баллов).

Второй опрос, проводившийся по завершению тренинга по интенсивным интегративным психотехнологиям, показал значительную динамику результатов по некоторым из шкал.

Показатели по шкале аффективности, полученные по итогам второго опроса, выявили существенные изменения в общем эмоциональном фоне обследуемой группы (29 баллов при первом опросе и 34 - при втором).

Не выходя за пределы нормы и все еще находясь у нижних ее границ, данные второго опроса свидетельствуют о расширении диапазона эмоциональных реакций на внешние стимулы у некоторых участников группы. С точки зрения профилактики суицидов эти изменения представляют собой несомненную ценность в силу того, что с увеличением спектра эмоциональных реакций человека растет вероятность самостоятельного разрешения актуальной проблемы в ситуации "здесь и сейчас”, катарсического отреагирования негативных эмоций, что благоприятно сказывается на общем психическом состоянии.

Положительная динамика показателей по шкале несостоятельности свидетельствует о позитивных сдвигах в "Я – концепции” участников группы, об изменении их отношения к себе и своей роли в обществе, коллективе, семье (18 баллов при 1 опросе и 13 - при втором). Выросло и осознание уникальности собственной личности, степень уверенности в себе (12 баллов при первом опросе и 16 - при втором).

Значения по шкалам "культурные барьеры”, "максимализм” и "демонстративность” изменялись несущественно или не изменялись вообще.

Теперь рассмотрим полученные в результате второго опроса данные по основным шкалам.

Показатели по шкале социального пессимизма резко упали (46 балла при первом опросе и 35 - при втором), свидетельствуя об эффективности групповой динамики в процессе тренинга, о пересмотре большинством участников группы своего негативного отношения к обществу в целом и отдельным его членам. Снижение уровня социального пессимизма благоприятно отражается на функционировании личности как общественного существа, на возможности эмоциональной разрядки в процессе общения с другими людьми. Разумное доверие социуму в критических ситуациях помогает находить приемлемые способы разрешения личностных проблем.

Шкала "временная перспектива”, выявляющая неспособность индивида к разумному планированию будущего, дала существенный разброс показателей при первом и втором опросах (19 баллов при первом опросе и 12 - при втором). Положительная динамика по этому фактору говорит об укреплении тенденций к дальнейшему развитию, личностному росту и достижению материального и социального благополучия.

Антисуицидальный фактор после проведения тренинга стал выражен гораздо сильнее (17 баллов при первом опросе и 24 - при втором), что говорит о "перевесе” адаптивных вариантов решения личностных проблем над мыслями о возможности совершения суицида у большинства участников.

Анализ данных эксперимента позволяет нам сделать следующие выводы: проведение тренингов личностного роста, вписывающихся в концептуальную модель интенсивных интегративных психотехнологии, дает реальные положительные результаты в работе с актуальными кризисными состояниями клиентов; групповая форма работы эффективна и в целях профилактики суицидальных рецидивов, поскольку позволяет в максимально короткий срок и максимально удобным способом эмоционально "отреагировать” психотравмирующую проблему; групповая динамика оказывает позитивное влияние на самооценку, уверенность в себе, отношение к своей роли в обществе и своей личностной значимости; специфичные навыки социальной коммуникации, приобретаемые в процессе групповой динамики, позволяют расширить диапазон способов межличностного общения в повседневной жизни; рост выраженности антисуицидального фактора способствует укреплению позитивной установки на продолжение жизни и ее долгосрочное планирование.

 

1. Карвасарский Б.Д. Неврозы. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. -385-438 с.

2. Козлов В.В. "Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент" - М., 1998.

 

 

Категория: Статьи ученых | Добавил: flower
Просмотров: 1311 | Загрузок: 189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Betsey  
A bit surprised it seems to smilpe and yet useful.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]