Пятница, 26.04.2024, 09:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Форма входа

Наш опрос
Нужен ли школе психолог?
Всего ответов: 402
Облако тегов
Порекомендуй другу
Поиск
Наш баннер



 

Нас считают

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Translate this pag
Казахский язык
Онлайн переводчик SANASOFT
Главная » Файлы » Разработки и статьи учителей с приложениями

Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве МОУ СОШ №12 «Центр образования»
[ Скачать с сервера (221.5 Kb) ] 29.06.2012, 10:01

Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве МОУ СОШ №12 «Центр образования».

                                                                  Заместитель директора по НМР,

                             МОУ СОШ №12 «Центр образования» г. Серпухова

                                                                                               Ю.А Крайнова.,

                                          Заведующая методическим кабинетом,

                                         МОУ СОШ №12 «Центр образования» г. Серпухова

                                                                                                                                      Е.Б. Гарбар.

 

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия "человек”, "жизнь”, "здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию. 

Педагогический коллектив МОУ СОШ №12 «Центр образования» рассматривает понятие «здоровье» как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса  четырёх компонентов:

-здоровья физического;

-здоровья социального;

-здоровья психического;

-здоровья духовно-нравственного.

Физическое здоровье школьников. 

Приоритетным направлением деятельности школы является  сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов  и потребностей в здоровом образе жизни. Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, - охраны и укрепления здоровья. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается нашими педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном пространстве и пространственно-предметном окружении» (Ю.А.Янсон). Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления работы по здоровьесбережению:

Основной задачей педагогического коллектива является исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности. С этой целью в школе ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья наших учащихся: 

Исследование констатирует, что количество здоровых учащихся не увеличивается, а имеет тенденцию к уменьшению. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние города, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг, безответственность родителей, перегруженность программным материалом и другие. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это определяет стратегию деятельности образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся.

Результаты работы по данному направлению дают основания надеяться на позитивные изменения в области здоровьесбережения наших учащихся:

-в учебный план школы введён третий урок физкультуры – дзюдо;

-школа является экспериментальной площадкой по теме: «Развитие детского дзюдо в России»;

-функционирует кабинет лечебной физкультуры;

-работает оборудованный  тренажёрный зал  и зал единоборств;

-оборудован медицинский блок, состоящий из кабинетов педиатра, офтальмолога, стоматолога, логопеда, процедурного кабинета;

-организовано питание учащихся, работа школьной столовой и буфета;

-ведётся контроль  учебной перегрузки обучающихся;

-оптимально организован учебный  день с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

-ведётся работа по привлечению максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях ( дзюдо, футбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, детский фитнес, большой теннис)

Проведены организационные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

В 2007-2008 году – был организован углубленный медосмотр учеников и педагогических работников школы. 

Психическое здоровье школьников

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием  адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных  ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни: от рождения до последних дней  пребывания на земле.

Педагоги нашей школы попытаться составить обобщенный «портрет» психически здорового человека, и получили следующее. Психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.  Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными,  телесными и психическими и т.п. Но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой.

Основная функция психического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между  человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Основными направлениями работы психологической службы МОУ СОШ №12 «Центр образования» по формированию «психологического здоровья» школьников являются:

1)Психодиагностика.  В начале каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоциональное состояния учащихся, определения «проблемных» зон в развитии личности детей, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений в подростковой среде, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. В этом помогает диагностическая электронная программа «Школьный психолог». Она позволяет быстрым путем вывести нормативные показатели по каждому направлению работы. На основе  полученных данных определяются  основные направления в работе педагога-психолога, планируется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.

2)Развивающая и психокоррекционная работа, направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы проводятся систематические  занятия с пособиями «Психомоторной комнаты»,

 «Сенсино», «Пертра», «Кубиками  Никитина». Педагогом-психологом  используется программы «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, « Хочу быть успешным» О. В. Хухлаевой. Для подростков  проводятся  уроки психологии – «Я – подросток» А.В. Микляевой и другие. Комплекс подобных занятий позволяет  формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.

3)Консультирование и просвещение. В школе проводятся систематические индивидуальные  консультации по результатам обследования учащихся, по запросу учителей, классных руководителей, родителей. Просветительская работа представлена такими формами работы как:  организация лекториев, родительских собраний, «Дней  открытых дверей». Педагог-психолог даёт  советы и рекомендации учащимся  через школьное радио, школьную газету «Глобус».

Социальное здоровье школьников.

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, - это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.

Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе педагогического коллектива МОУ СОШ №12 «Центр образования».

            Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.        

Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также  адаптация детей к социуму.

Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:

  • профилактика асоциального поведения  учащихся;
  • коррекционная работа с отклонениями в поведении  учащихся;
  • социальное сопровождение (патронат);
  • охранно-защитная деятельность;
  • просветительская деятельность;
  • методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
  • проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
  •  работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:

         К сожалению, наблюдается увеличение числа неполных семей учащихся. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной  задачей  работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Система формирования социального здоровья учащихся рассматривается педагогами нашей школы как целостность взаимодействующих между собой структур воспитательно-образовательного процесса школы на основе сотрудничества. Это единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов жизнедеятельности школы, которые позволяют обеспечить оптимальные условия для социального становления, личностно-творческого развития, формирования здорового образа жизни школьников.

Духовно-нравственное здоровье школьников.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Современное образование переживает процесс модернизации, что связано с обновлением общественных отношений и неизбежно влечёт за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, которые становятся не только регуляторами жизнедеятельности общества, но и приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, плюрализма, свободы мировоззренческих установок, нравственных ориентиров и открытости.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет духовное здоровье, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В связи с этим значительно возросла роль школы, в рамках которых происходит духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Перед педагогическим  коллективом  нашей школы стоит цель:  формирование социально-активной, нравственно-здоровой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Для достижения данной цели в школе создана система работы по формированию и совершенствованию духовно-нравственного здоровья школьников. 

 Основными формами работы являются: реализация программы «Моё Отечество»: 

-организация детского объединения «Дети – цветы России»; 

-с 2002 года в школе существует общественная  детская военно-патриотическая организация «Серпуховской адмирал» Н.О.Эссена Кадетский Корпус; 

-введение факультативного курса «Духовное краеведение Подмосковья»; 

-уроки мужества и патриотизма в залах и музеях боевой и трудовой славы;

-экскурсии к воинским мемориалам, памятникам, погибшим воинам;

-участие в патриотических мемориальных акциях «Ветеран рядом!», «Никто не забыт»;

-переписка с ветеранами Великой Отечественной войны 11-го гвардейского Прикарпатско-берлинского Краснознамённого ордена Суворова танкового корпуса;

-проведение декады «Рубежи славы», «Битва под Москвой», «День Победы»; 

-встречи с воинами Российской Армии; 

-походы по историческим местам нашего края; 

-участие в городских и межрегиональных соревнованиях и военно-спортивных играх «Золотой палаш», «Семеро смелых», «Морское многоборье» и другие;

-участие в городском смотре-конкурсе «Наследники славы земли Серпуховской»


Заключение.

Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Список литературы.

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4.
  3. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006. -436 с.: ил.
  4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
  6. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
  7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.
  8. Янсон Ю.А.Оздоровительные модели физического воспитания школьников/ Валеология 1997, № 2.

 

Категория: Разработки и статьи учителей с приложениями | Добавил: flower
Просмотров: 1685 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]